Дело №2-287/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2014 года г. Корсаков Сахалинской области
Корсаковский городской суд Сахалинской области
под председательствующего судьи А.А. Русецкой,
при секретаре судебного заседания А.Н. Андреевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения должностного лица РЭГ ГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу и возложении обязанности произвести регистрационные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Корсаковский городской суд с заявлением о признании решения РЭГ ГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу об отказе в совершении регистрационных действий по замене номерных агрегатов в отношении автомобиля «<...>», государственный регистрационный знак №, незаконным и возложить обязанность на РЭГ ГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу произвести регистрационные действия по замене номерных агрегатов в отношении указанного автомобиля, а также о взыскании с ОМВД по Корсаковскому городскому округу Сахалинской области расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником автомобиля «<...>», государственный регистрационный знак № (шасси №). На основании договора купли-продажи № от 31 октября 2012 года, заключенного с ИП Б., ФИО1 приобрел шасси легкового автомобиля «<...>» №. В ноябре 2013 года заявитель обратился в ГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу <адрес> с заявлением о замене номерных агрегатов, а именно шасси автомобиля «<...>». Письмом ГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу Сахалинской области от 29.11.2013 года ему было отказано в совершении регистрационных действий по замене указанных номерных агрегатов на автомобиль «<...>», государственный регистрационный знак №, на основании п.24 Приказа МВД от 07.08.2013 года №605, а именно «отсутствие в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", или об основании неуплаты утилизационного сбора, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией - изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
наличие в паспорте транспортного средства соответствующего колесного транспортного средства отметки о принятии обязательства организацией - изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года». Указывает, что данная норма закона введена ФЗ от 28.07.2012 №128-ФЗ и действует с 01.09.2012 года, действие положений ст. 24.1 ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу настоящего ФЗ, а поскольку ПТС на спорный автомобиль был выдан 18.12.2006 года, то есть до вступления в действие ФЗ №128 от 28.07.2012, то действия положения п.24 Приказа МВД РФ от 07.08.2013 года №605 на указанный автомобиль не распространяется, также, считает незаконным отказ в совершении регистрационных действий поскольку в паспорте транспортного средства, отсутствует какая-либо отметка организации – изготовителя колесных транспортных средств обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. Кроме того, указывает, что поскольку уплата утилизационного сбора в отношении агрегатов колесных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации не в комплекте колесного транспортного средства не предусмотрена законом, отказ должностного лица в замене номерных агрегатов в отношении автомобиля «<...>», государственный регистрационный знак №, является незаконным, кроме того, данный отказ нарушает его права, лишая возможности распоряжаться своим имуществом как собственнику по своему усмотрению. Для подготовки судебных документов и представления интересов в суде ему пришлось обратиться за услугами к юристу, по договору их стоимость составила 30 000 рублей.
Заявитель ФИО1, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, дополнил заявленные требования и просил возложить обязанность на РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу Сахалинской области произвести регистрационные действия по замене (номерных агрегатов) шасси автомобиля № на шасси № в отношении «<...>», государственный регистрационный знак №.
Должностное лицо, чьи действия обжалуются, А., действующий в своих интересах и в интересах ОМВД России по Корсаковскому городскому округу на основании доверенности, возражал против заявленных ФИО1 требований.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26.2 данного Кодекса и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно пункту 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года №711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с п. 24 Приказа МВД России от 07 августа 2013 года №605 «Об утверждении Административного регламента Министерства Внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям:
представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;
представление транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
представление транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
неисполнение владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности;
наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отсутствие в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", или об основании неуплаты утилизационного сбора, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией - изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
наличие в паспорте транспортного средства соответствующего колесного транспортного средства отметки о принятии обязательства организацией - изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года.
Статьей 24.1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности (пункт 1); виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2). Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4). При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5).
Согласно пунктам 3 - 5 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года №870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» (редакции от 20.06.2013), предусмотрено, что взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба, уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - плательщики), утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 (в редакции от 12.11.2012 года) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляются, если федеральным законом установлено требование по уплате утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств, или необходимо принятие организацией - изготовителем колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, или утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств не уплачивается в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в случае если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.
Из анализа приведенных норм следует, что в целях обеспечения экологической безопасности запрет на изменение регистрационных данных действует в отношении номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных, изготовленных в Российской Федерации, паспорта на которые выданы после 1 сентября 2012 года и за которые не был уплачен утилизационный сбор.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 с 13 сентября 2013 является собственником автомобиля «<...>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный номер №. Данные обстоятельства подтверждаются паспортом транспортного средства №.
Декларацией на товары от 31 октября 2012 года № подтверждается, что ИП Б. ввез из Японии на территорию Российской Федерации шасси легкового автомобиля «<...>» бывшее в эксплуатации в сборе с дизельным двигателем, ходовой частью, колесами, баком, глушителем, бампером, №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с установленным дизельным двигателем №,V=4163 см3, мощностью 165 л.с., изготовитель: <...>.
В соответствии с паспортом шасси транспортного средства № от 31 октября 2012 года ИП Б. является собственником шасси с дизельным двигателем №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, рабочий объём двигателя 4163 кубических сантиметра, страна – изготовитель Япония.
Согласно договору № купли-продажи и акту приёма-передачи от 31 октября 2012 года ФИО1 приобрел у ИП Б. шасси легкового автомобиля «<...>», б\у, (1 шт.), №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.
В ноябре 2013 года ФИО1 обратился в Госавтоинспекцию г.Корсакова с заявлением о производстве замены номерных агрегатов на принадлежащем ему автомобиле.
29 ноября 2013 года сотрудник РЭГ ГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу А. отказал ФИО1 в совершении регистрационных действий в связи с заменой агрегатов на автомобиле «<...>», государственный регистрационный номер №, на основании пункта 24 Приказа МВД РФ от 07.08.2013 №605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним».
Суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу об отсутствии у должностного лица РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу Сахалинской области законных оснований для отказа в совершении регистрационных действий по замене номерных агрегатов автомобиля «<...>», государственный регистрационный номер №, поскольку, как следует из вышеприведенных правовых норм утилизационный сбор уплачивается только за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию, в то время как ввоз номерных агрегатов транспортных средств не порождает обязанности по его уплате, запрет на изменение регистрационных данных действует только в отношении тех номерных агрегатов, которые использовались в комплекте колесных транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных, изготовленных в Российской Федерации, паспорта на которые выданы после 1 сентября 2012 года и за которые не был уплачен утилизационный сбор.
При таких обстоятельствах заявление ФИО1 суд находит обоснованным.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении» (п. 5 абз. 4) разъяснил, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, приведенным истцом. Исключение составляют лишь дела, возникшие из публичных правоотношений, при рассмотрении и разрешении которых суд не связан с основаниями и доводами заявленных требований (п. 5 абз. 5 этого же Постановления Пленума).
На основании части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 88 названного Кодекса, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся в частности, суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, а также расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
На основании статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В судебном заседании установлено, что заявитель ФИО1 в рамках рассматриваемого дела понес расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 рублей, что подтверждено договором на оказание юридических услуг от 03.12.2013г., заключенным между ФИО2 и ФИО1 Факт передачи денежных средств подтверждается распиской ФИО2 в получении денежных средств.
Учитывая сложность дела, продолжительность рассмотрения дела, принимая во внимание обстоятельства дела, исходя из принципа разумности расходов, взыскивает с ответчика в пользу заявителя расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей.
Указанная сумма подлежит взысканию с юридического лица ОМВД России по Корсаковскому городскому округу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение должностного лица РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу от 29 ноября 2013 года по отказу в совершении регистрационных действий по замене номерных агрегатов в отношении автомобиля «<...>», государственный регистрационный знак №.
Возложить обязанность на РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу <адрес> произвести регистрационные действия по замене (номерных агрегатов) шасси автомобиля № на шасси № в отношении «<...>», государственный регистрационный знак №, в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Корсаковскому городскому округу <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 (семь тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 23 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме 14 февраля 2014г.
Судья Корсаковского городского суда А.А. Русецкая