Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Бикинский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.
при секретаре ФИО4
с участием истцов ФИО2 ФИО7, ФИО1 ФИО15,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО5, ФИО1 ФИО6 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании компенсационной выплаты, возложении обязанности по выплате компенсационной надбавки, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 ФИО8 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании компенсационной выплаты, возложении обязанности по выплате компенсационной надбавки, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он работает в в/ч <адрес> с <дата>. на должности начальника группы команды ВОХР и выполняет свои должностные обязанности по охране вооружения и военной техники в составе внутреннего караула в данной части в статусе начальника караула в течение 24 часов – 1 сутки через 3 суток. Согласно Положению о системе оплаты труда гражданского персонала учреждений, воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ (Приложение № к приказу Министра обороны РФ от <дата>№) гражданскому персоналу военизированной охраны устанавливается компенсационная выплата за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов в размере 50% к окладу. В его обязанности входит непосредственное получение, хранение, выдача и прием вооружения и боеприпасов. Из положений Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, разработанной в соответствии с Федеральным законом «О ведомственной охране» (Приложение № к Приказу Министра обороны Российской Федерации от <дата>№, следует, что караул команды ВОХР – это единое целое вооруженное подразделение боевой готовности назначаемое для охраны и защиты объектов. Начальник караула единолично руководит личным составом караула и действует согласно должностной инструкции начальника караула. Он является непосредственным начальником для всех лиц караула. Он же, в первую очередь несет материальную, административную и уголовную ответственность за действия караула и охраняемые объекты; лично принимает под охрану объекты у должностных лиц и разрешает вскрытие объектов, о чем делает запись в постовой ведомости; проверяет не менее 6 раз в сутки часовых на постах, что отражается в постовой ведомости караула; руководит резервными группами в случае вызова караула в «ружье» и лично прибывает к охраняемому объекту. Статус начальника караула, караульного и часового работники команды ВОХР приобретают только в составе караула. Никто из работников ведомственной охраны МО РФ входящих в состав караула не выделяется как отдельное должностное лицо, единолично осуществляющее охрану и защиту объектов. Начальник караула также занимается непосредственной охраной объекта все 24 часа и несет за это все виды ответственности. Он указанную компенсационную выплату за опасные и особые условия труда в размере 50 % к должностному окладу (тарифной сетке) получал в полном объеме за все 24 часа нахождения в карауле до <дата>. С <дата> по указанию ФГУ УФО МО РФ по <адрес> ему перестала выплачиваться указанная выплата. Просит взыскать с ответчика невыплаченную компенсационную надбавку в размере 50% к должностному окладу с <дата> года по <дата>., обязать ответчика выплачивать её в дальнейшем, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
ФИО1 ФИО16 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании компенсационной выплаты, возложении обязанности по выплате компенсационной надбавки, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований ссылается на обстоятельства, аналогичные вышеизложенным. Просит взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную компенсационную надбавку в размере 50% к должностному окладу с <дата> года по <дата>., обязать ответчика выплачивать её в дальнейшем, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата>. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена войсковая часть <адрес>.
Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата>. гражданские дела по искам ФИО2 ФИО9 и ФИО1 ФИО17 к ФГУ «УФО МО РФ по <адрес>» объединены в одно производство.
В судебном заседании истец ФИО2 ФИО10 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
В судебном заседании истец ФИО1 ФИО18 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
Представитель ответчика ФГУ «УФО МО РФ по <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв, в котором указал, что с заявленными требованиями истцов не согласен. В соответствии с п. 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от <дата>№, для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внутренним и внешним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно сооружение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Таким образом, непосредственную охрану объектов вверенных караулу военизированной охраны МО РФ, осуществляет часовой, а не начальник группы военизированной охраны (начальник караула), не начальник указанной команды и его заместитель, а так же не контролер контрольно-пропускного пункта арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов. Право на компенсационную выплату к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 % за охрану вооружения и боеприпасов возникает у лица из числа гражданского персонала арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, занимающего штатные должности военизированной охраны, который непосредственно выполняет обязанности часового на посту. По указанным основаниям просил в иске отказать.
Представитель третьего лица войсковой части <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения истцов, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения ст. 37 Конституции РФ, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации, регулирующем порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений.
В соответствии со ст.ст.21-22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные ТК РФ и трудовым договором.
В соответствии со ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу вусловиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подверппихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглащениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об обороне» от <дата> N 61-ФЗ личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
В силу ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Из материалов дела следует, что <дата> между войсковой частью <адрес> и ФИО2 ФИО11 заключен трудовой договор №, по условиям которого ФИО2 ФИО12 принят на работу на должность начальника группы команды военизированной охраны войсковой части <адрес>.
Как следует из п. 2.4 данного договора истцу установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>, выплачиваются: компенсационные выплаты, иные поощрительные выплаты в соответствии с Положением о заработной плате и стимулировании руда гражданского персонала на основании Приказа Министерства обороны РФ № от <дата>. и трудового договора.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части №№ от <дата>. ФИО2 ФИО13 установлен должностной оклад <данные изъяты> в месяц, компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50 процентов. Установлен стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, <данные изъяты>, за отдаленную местность 30 процентов.
<дата> между войсковой частью <адрес> и ФИО1 ФИО19 заключен трудовой договор №, по условиям которого ФИО1 ФИО20 принят на работу на должность начальника группы команды военизированной охраны войсковой части <адрес>.
Как следует из п. 2.4 данного договора истцу установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>, выплачиваются: компенсационные выплаты, иные поощрительные выплаты в соответствии с Положением о заработной плате и стимулировании руда гражданского персонала на основании Приказа Министерства обороны РФ № от <дата>. и трудового договора.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от <дата>. ФИО1 ФИО21 установлен должностной оклад <данные изъяты> в месяц, компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50 процентов. Установлен стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, <данные изъяты> за отдаленную местность 30 процентов.
Согласно приказу командира войсковой части <адрес>№ от <дата>., об установлении надбавок и компенсационных выплат гражданскому персоналу войсковой части <адрес>, истцам установлена компенсационная выплата 50% непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, 15 % охрана особо важных и режимных объектов в составе караулов ВОХР, с огнестрельным нарезным оружием.
Судом установлено, что истцам до <дата> года производилась компенсационная выплата в размере 50% должностного оклада за охрану складов с вооружением и боеприпасами. С <дата> года указанная компенсационная выплата не начисляется.
Как следует из выписки из приказа командира войсковой части <адрес>№ от <дата>г. о внесении изменений в приказ командира войсковой части <адрес> от <дата>г. №, истцам ФИО2 ФИО14 и ФИО1 ФИО22 установлена компенсационная выплата 15 % охрана особо важных и режимных объектов в составе караулов ВОХР, с огнестрельным нарезным оружием.
Приказом Министра обороны РФ от <дата>№ «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от <дата>№» утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации" (Приложение N 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Согласно пункту 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (Приложение № к приказу Министра обороны РФ от <дата> N 255) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%.
В примечании к этому пункту определен перечень организаций и воинских частей, должностным лицам которых положена оспариваемая выплата.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
В соответствии с пунктом 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министеретва обороны РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от <дата>№, для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внутренним и внешним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Отдельные объекты могут охраняться неподвижными часовыми, которые в установленное время по средствам связи докладывают начальнику караула об обстановке на посту.
Таким образом, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны МО РФ, осуществляет часовой, а не начальник группы военизированной охраны (начальник караула), не начальник указанной команды и его заместитель, а также не контролер контрольно-пропускного пункта арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов.
В связи с чем, право на компенсационную вьшлату к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50% за охрану вооружения и боеприпасов возникает у лица из числа гражданского персонала арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, занимающего штатные должности военизированной охраны, который непосредственно выполняет обязанности часового на посту.
Из материалов дела следует, что истцы занимают должность начальника группы команды ВОХР и не осуществляют функции по непосредственной охране поста «склад вооружений».
Таким образом, основания для выплаты истцам компенсационной надбавки за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов отсутствует.
Доводы истцов о том, что указанная надбавка подлежит обязательной выплате, поскольку в их обязанности входит непосредственное получение, хранение, выдача и прием вооружения и боеприпасов, они осуществляют руководство личным составом караула, следует признать несостоятельными по следующим основаниям.
Система оплаты труда истцов установлена вышеуказанным Положением, пунктом 17 которого предусмотрена компенсационная выплата в размере 50% к должностному окладу.
Из содержания указанной нормы и приказа Министра обороны РФ от <дата>№, усматривается, что под работниками арсеналов, баз и т.п., непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов (т.е. несущие службу на постах в карауле), понимаются лица, занимающие должности ВОХР, а под работниками непосредственно занятыми приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика.
При этом следует отметить, что в пункте 17 Положения такие должности как начальник ВОХР, начальник отряда (команды) ВОХР, их заместители, начальник караула, начальник группы не поименованы, а под указанными в нем вооружением и боеприпасами понимаются именно вооружение и боеприпасы, хранящиеся на арсеналах, базах, складах и т.п., а не оружие и боеприпасы подразделения ВОХР, хранящиеся в комнате для хранения оружия, и предназначенное для выполнения стрелками ВОХР своих обязанностей.
Для выплаты работнику указанной надбавки необходимо соблюдение следующих условий: работник занимает штатную должность военизированной охраны и выполняет на посту обязанности часового по охране вооружения и боеприпасов; работник занимает штатные должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика и непосредственно занят приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов.
Доводы истцов о вредных факторах при несении службы в карауле суд считает необоснованными, поскольку из содержания Положения усматривается, что спорная компенсационная выплата установлена не за вредные условия труда.
При таких обстоятельствах, доказательств нарушения ответчиком прав истцов, суду не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании компенсационной выплаты, возложении обязанности по выплате компенсационной надбавки, компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 ФИО23, ФИО1 ФИО24 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании компенсационной выплаты, возложении обязанности по выплате компенсационной надбавки, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.
Судья Н.Ю. Лавенецкая
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.