Дело № 2-287/2021
УИД 21RS0014-01-2021-000364-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Калининой Л.А.,
при секретаре судебного заседания КСГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в (адрес изъят) в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю МАЮ о признании противоправными действий индивидуального предпринимателя МАЮ по допущению нарушений законодательства о защите прав потребителей, выразившееся в реализации табачной продукции с нарушением правил маркировки
УСТАНОВИЛ:
ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в (адрес изъят) обратился в суд с иском к МАЮ в защиту интересов неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий ИП МАЮ по допущению нарушений законодательства о защите прав потребителей, выразившееся в реализации табачной продукции иностранного производства без акцизных марок, а также отсутствии в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции; обязании незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу прекратить реализацию табачной продукции, разместить в торговом зале перечень продаваемой табачной продукции; направить в АУ ЧР «(данные изъяты) для опубликования резолютивную часть решения суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу о признании действия неправомерным и понуждении устранить допущенные нарушения, понуждении опубликовать резолютивную часть решения суда в средствах массовой информации.
В обоснование заявления указано, что противоправными действиями, которые выражаются в невыполнении обязательных требований законодательства при реализации табачной продукции потребителям по договору купли-продажи продавцом ИП МАЮ нарушаются права неопределенного круга потребителей, то есть такого круга лиц, который невозможно индивидуализировать. Число их велико, не представляется возможным и целесообразным подавать иск в защиту группы конкретных потребителей.
ТО Управления Роспотребнадзора по ЧР в (адрес изъят) при рассмотрении материала проверки, поступившего из МО МВД России «Урмарский», который зарегистрирован в КУСП № от (дата), установлено следующее:
Согласно протоколу осмотра на (дата) около 12 часов 04 минут в торговом павильоне «(данные изъяты)», расположенном и функционирующем по адресу: (адрес изъят), продавцом – ИП МАЮ под прилавком выложена для реализации табачная продукция (то есть находилась в обороте, информация о том, что указанная продукция не предназначена для продажи, отсутствовала, упаковка сигарет не нарушена) без маркировки средствами идентификации и специальными марками:
- сигареты «Корона», изготовитель: ООО «Табак-инвест», (адрес изъят); по цене 50-00 руб.; в количестве 1 пачки;
- сигареты «Корона 24», изготовитель: ООО «Табак-инвест», (адрес изъят); по цене 50-00 руб.; в количестве 1 пачки;
- сигареты «Chesterfield», изготовитель: АО «Ф», Россия, (адрес изъят), произв. зона «Горелово»; 11.2018, по цене 142-00 руб.; в количестве 3 пачек.
В том числе находилась в обороте табачная продукция при отсутствии достоверных сведений о ней, содержащихся в информационной системе мониторинга «Честный знак»: сигареты «Б1ЛЕ СОНЦЕ классические» (изготовитель: ООО «Табачная компания «Пеппелл», Россия, (адрес изъят).; 08.2020, по цене 100-00 руб.; в количестве 9 пачек) выведены из оборота, проданы. При этом ИП МАЮ повторный ввод этой продукции в оборот не осуществлен.
Таким образом, ИП МАЮ на момент проверки сотрудниками МО МВД России «Урмарский» (дата) осуществлялся оборот немаркированной табачной продукции. Так как, согласно пункту 3 Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата)№, табачная продукция до ее ввода в оборот на территории РФ подлежит обязательной маркировке средствами идентификации.
ИП МАЮ осуществлялась реализация табачной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без сопроводительной документации и сведений о декларации о соответствии, т.е. с нарушением порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Также в ходе осмотра магазина установлено, что ИП МАЮ не соблюдаются ограничения в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями по следующим основаниям. В силу части 5 статьи 19 ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.
В отношении ответчика возбуждены административные дела по части 4 статье 15.12 и части 1 статьи 14.53, статье 14.45 КоАП РФ. Административные дела рассмотрены и решения по ним вступили в законную силу.
Указав, что удовлетворение судом исковых требований позволит потребителям реализовать свое право на получение необходимой информации о реализуемых товарах и приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, ссылаясь на п.п. 1 п. 1 ст. 22, п. 7 ст. ст. 29, 46 ГПК РФ, ст. 46 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», истец просил:
Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ИП МАЮ по допущению нарушений законодательства о защите прав потребителей в торговом павильоне «У Алены», расположенном и функционирующем по адресу: (адрес изъят), выразившиеся в реализации табачной продукции иностранного производства без акцизных марок, табачной продукции без маркировки, средствами идентификации и сведений об обязательном подтверждении соответствия товаров, отсутствии в торговом зале перечня, продаваемой табачной продукции
Обязать ИП МАЮ незамедлительно со дня вступления решения в законную силу прекратить реализацию табачной продукции иностранного производства без акцизных марок.
Обязать ИП МАЮ незамедлительно со дня вступления решения в законную силу прекратить реализацию табачной продукции без маркировки средствами идентификации в виде двухмерного штрихового кода в формате Data Matrix.
Обязать ИП МАЮ, незамедлительно со дня вступления решения в законную силу прекратить реализацию табачной продукции без сведений об обязательном подтверждении соответствия (в форме декларирования соответствия).
Обязать ИП МАЮ в трехдневный срок со дня вступления решения в законную силу разместить в торговом зале перечень продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.
Обязать ответчика направить в Автономное учреждение Чувашской Республики «(данные изъяты) Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики для опубликования резолютивную часть решения суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Истец ТО Управления Роспотребнадзора по ЧР в (адрес изъят), будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, в суд представил заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя истца, указав, что исковые требования поддерживают в полном объеме, ходатайств и заявлений об отводе не имеют, суду доверяют.
Ответчик ИП МАЮ, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в суд представила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия В заявлении указала так же, что вину в совершенном правонарушении признает в полном объеме.
Третье лицо МО МВД России «Урмарский», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, причину неявки суду не сообщило, возражений на иск не представило, об отложении дела не ходатайствовало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 7 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии со статьями 11, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» соблюдение и выполнение требований санитарного законодательства является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Судом установлено, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в (адрес изъят) для рассмотрения поступил материал проверки из МО МВД России «Урмарский», зарегистрированный в КУСП № от (дата), в котором согласно протоколу осмотра на (дата) около 12 часов 04 минут в торговом павильоне «(данные изъяты)», расположенном и функционирующем по адресу: (адрес изъят), продавцом - ИП МАЮ под прилавком выложена для реализации табачная продукция (то есть находилась в обороте, информация о том, что указанная продукция не предназначена для продажи, отсутствовала, упаковка сигарет не нарушена) без маркировки средствами идентификации и специальными марками:
сигареты «Корона», изготовитель: ООО «Табак-инвест», (адрес изъят); по цене 50-00 руб.; в количестве 1 пачки;
сигареты «Корона 24», изготовитель: ООО «Табак-инвест», (адрес изъят); по цене 50-00 руб.; в количестве 1 пачки;
сигареты «Chesterfield», изготовитель: АО «Ф», Россия, (адрес изъят), произв. зона «Горелово»; 11.2018, по цене 142-00 руб.; в количестве 3 пачек. В том числе находилась в обороте табачная продукция при отсутствии достоверных сведений о ней, содержащихся в информационной системе мониторинга «Честный знак»: сигареты «Б1ЛЕ СОНЦЕ классические» (изготовитель: ООО «Табачная компания «Пеппелл», Россия, (адрес изъят).; 08.2020, по цене 100-00 руб.; в количестве 9 пачек) выведены из оборота, проданы. При этом ИП МАЮ повторный ввод этой продукции в оборот не осуществлен.
Согласно п. 3 Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224, табачная продукция до ее ввода в оборот на территории Российской Федерации подлежит обязательной маркировке средствами идентификации.
Пунктами 36, 43, 48, 87 указанных Правил установлено следующее:
Средство идентификации табачной продукции наносится в виде двухмерного штрихового кода на потребительскую и групповую упаковки в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix».
Для обеспечения маркировки табачной продукции средствами идентификации участник оборота табачной продукции направляет оператору заявку на получение кодов маркировки. Форма и формат такого заявления утверждаются оператором.
Участник оборота табачной продукции преобразует коды маркировки в средства идентификации, обеспечивает их нанесение на упаковки табачной продукции и передает в информационную систему мониторинга уведомление, содержащее сведения о кодах идентификации, содержащихся в средствах идентификации, нанесенных на табачную продукцию, и дате нанесения средств идентификации.
Для дальнейшего оборота табачной продукции, ранее выведенной из оборота, заинтересованный участник оборота табачной продукции выполняет повторный ввод этой продукции в оборот.
На основании пункта 18 Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных образцов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.
В силу части 3 статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации (часть 5 статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлено, что предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя: пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами членами Союза табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение указанных Правил ИП МАЮ на момент проверки сотрудниками МО МВД России «Урмарский» (дата) осуществлялся оборот немаркированной табачной продукции.
Кроме того, ИП МАЮ осуществлялась реализация табачной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без сопроводительной документации и сведений о декларации о соответствии, т.е. с нарушением порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия по следующим основаниям:
Согласно п. п. 33, 34 Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014) следует, что оценка соответствия табачной продукции производится в форме государственного контроля (надзора) и в форме подтверждения соответствия; табачная продукция перед выпуском в обращение на рынок государств - членов подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
Пунктом 2 статьи 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг).
В силу пункта 3 статьи 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Также в ходе осмотра магазина установлено, что ИП МАЮ не соблюдаются ограничения в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями по следующим основаниям. В силу части 5 статьи 19 ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.
По итогам рассмотрения сообщения МО МВД России «Урмарский» о выявленных нарушениях ТО Управления Роспотребнадзора по ЧР - Чувашии в (адрес изъят) в отношении ответчика ИП МАЮ(дата) составлены протоколы №№ об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.45, ч. 1 ст. 14.53 и ч. 4 ст.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по ЧР - Чувашии в (адрес изъят)№ от (дата) ИП МАЮ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения (л.д. 12-14).
Постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по ЧР - Чувашии в (адрес изъят)№ от (дата) ИП МАЮ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения (л.д. 14 (оборотная сторона)-16).
Постановлением мирового судьи судебного участка № (адрес изъят) ЧР от (дата) ИП МАЮ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 17-19).
Таким образом, противоправные действия ответчика выражаются в невыполнении ответчиком обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей, направленные на обеспечение безопасности товаров для жизни и здоровья потребителей, и отсутствии необходимой информации при реализации табачной продукции.
Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. В силу ст. 46 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Установленные судом факты являются основанием для удовлетворения исковых требований истца и возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения закона, а так же довести через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда.
Ответчик иск признала, суд в силу статьи 39 ГПК РФ, принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия индивидуального предпринимателя МАЮ в отношении неопределенного круга потребителей по допущению нарушений законодательства о защите прав потребителей в торговом павильоне «(данные изъяты)», расположенном и функционирующем по адресу: (адрес изъят), выразившиеся в реализации табачной продукции иностранного производства без акцизных марок, табачной продукции без маркировки и сведений об обязательном подтверждении соответствия товаров (в формате декларирования соответствия), отсутствии в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции – противоправными.
Обязать индивидуального предпринимателя МАЮ незамедлительно со дня вступления решения в законную силу в торговом павильоне «(данные изъяты)», расположенном по адресу: (адрес изъят): прекратить реализацию табачной продукции иностранного производства без акцизных марок; прекратить реализацию табачной продукции без маркировки средствами идентификации в виде двухмерного штрихового кода в формате Data Matrix, прекратить реализацию табачной продукции без сведений об обязательном подтверждении соответствия (в форме декларирования соответствия).
Обязать индивидуального предпринимателя МАЮ в трехдневный срок со дня вступления решения в законную силу разместить в торговом зале в торговом павильоне «(данные изъяты)», расположенном по адресу: (адрес изъят), перечень продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.
Обязать индивидуального предпринимателя МАЮ направить в Автономное учреждение Чувашской Республики «(данные изъяты) Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики для опубликования резолютивную часть решения суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 08.0.2021 г. через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Л.А. Калинина.
Решение09.09.2021