ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-287/2021 от 18.03.2022 Алагирского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2022 года г.Алагир

Дело № 2-48/2022

Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания, в составе:

председательствующего судьи – Черчесовой Л.А.,

при секретаре – Шанаевой Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания об установлении границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Алагирский районный суд РСО-Алания с требованиями об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 15:07:0020201:45, общей площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с данными межевого плана от 08.09.2020 года.

Обосновав свои требования тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 15:07:0020201:45, общей площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> В связи с определением границ указанного участка были проведены кадастровые работы, по результатам которых был составлен межевой план от 08.09.2020 года. При проведении кадастровых работ было установлено, что смежным землепользователем является Минприроды РСО-Алания, в чьем ведении находится государственный лесной фонд. Он направил заявление о согласовании местоположения границ участка в Министерство с соответствующим актом, подписанным с его стороны. Однако, ответчик в ответе от 23.09.2020 года отказал в согласовании местоположения границ участка. При этом данный участок принадлежит ему с 10.01.1999 года, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги.

В ходе судебного разбирательства истец дополнил основания исковых требований. Так истец считает, что 11.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 года №280-ФЗ, которым внесены изменения в Земельный, Градостроительный кодексы РФ, Закон о госрегистрации недвижимости, а также ряд иных законодательных актов. Принятие поправок объяснялось необходимостью навести порядок в учете земель в связи со значительными расхождениями между данными государственного лесного реестра и данными Единого государственного реестра недвижимости в отношении местоположения границ и площади земель лесного фонда и отдельных лесных участков в его составе. Такие расхождения на практике вызывали многочисленные споры, связанные с наложением, пересечением границ, двойным учетом земельных участков в составе земель различных категорий. Поправками введен механизм по устранению противоречий в сведениях ЕГРН и государственного лесного реестра в части принадлежности земельных участков к определенной категории земель. В частности, установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ. Закреплено, что если земельный участок согласно сведениям государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на него - к иной категории земель, принадлежность к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН (либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на участок, при отсутствии сведений в ЕГРН). Необходимое условие для применения этого правила права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 года. На ряд земельных участков указанное правило не распространяется (земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия и т.д.). если данные о принадлежности земельного участка к землям определенной категории, указанные в ЕГРН, противоречат данным, указанным в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на него, участок по заявлению правообладателя будет отнесен к категории, указанной в правоустанавливающих или правообладающих документах, если такие документы были получены до дня вступления в силу Закона о «лесной амнистии». Это правило не применяются, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе на одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории). В данном случае, его участок с кадастровым номером 15:07:0020201:45 полностью подпадает под критерии Закона о «лесной амнистии»: во-первых, он является ранее учтенным, при чем поставлен на кадастровый учет раньше, чем смежный земельный участок лесного фонда; во-вторых, его права на него возникло до 01.01.2016 года; в-третьих, он не относится к категории участков, на которые вышеуказанное правило Закона о «лесной амнистии» не распространяется.

В ходе судебного разбирательства истец – ФИО1 и его представитель – ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, требования и доводы, изложенные в иске, поддержали полностью, просили удовлетворить в полном объеме.

В ходе судебного разбирательства ответчик подал отзыв на исковое заявления, обосновав его тем, что истец обратился в Министерство с заявлением от 11.09.2020 года о согласовании местоположения образуемого земельного участка с кадастровым номером 15:07:0020201:45, общей площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> В исполнении ст.3.5 Федерального закона от 29.07.2017 года №280-ФЗ истцу был направлен ответ от 23.09.2020 года, что образуемый земельный участок с кадастровым номером 15:07:0020201:45 площадью 3000 кв.м. входит в состав государственного лесного фонда с местоположением: Суадагское участковое лесничество Алагирское лесничество квартал №4. Земли Алагирского лесничества поставлены на кадастровый учет, 27.02.2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания выдано свидетельство о государственной регистрации права, основание Лесной кодекс РФ, ст.8 от 04.12.2006 года №200 ФЗ, Приказ от 21.11.2014 года №146-2, субъект права – Российская Федерация, кадастровый номер 15:07:0000000:1800, объект права – земельный участок, категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства, площадь 95 924 519 кв.м., адрес объекта РСО-Алания, Алагирский район. Истец ошибочно указывает на то, что министерство природных ресурсов является смежным землепользователем. Так как отказ на согласование истец получил на основании того, что образуемый земельный участок с кадастровым номером 15:07:00202001:45 площадью 3000 кв.м. входит в состав государственного лесного фонда местоположением – Суадагское участковое лесничество Алагирское лесничество квартал №4.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания – ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, просил в иске отказать.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства ФИО3 просил судебное заседание перенести и дать возможность решить спор истца согласно Закона о «лесной амнистии».

На итоговое судебное заседание стороны не явились, истец просил рассмотреть его иск в его отсутствии.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы дела, выслушав в ходе судебного разбирательства стороны, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ч.1).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом (ч.4).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч.7).

Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок №18 от 26.01.2013 года, является собственником земельного участка, общей площадью 3000 кв.м., по адресу: <адрес> о чем свидетельствует копия выписки из похозяйственной книги.

10.01.1999 года в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 15:07:0020201:45, расположенном по адресу: <адрес> согласно которых его площадь составляет 3000 кв.м; категория земель – «земли населенных пунктов»; правообладатель – «ФИО1»; вид права – «собственность»; вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства»; статус записи об объекте недвижимости – «сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные»; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (Выписка из ЕГРН от 02.09.2020 года).

По заказу ФИО1 08.09.2020 года кадастровым инженером ФИО4 подготовлен межевой план земельного участка истца с кадастровым номером 15:07:0020201:45.

По заключению кадастрового инженера, межевой план изготовлен в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 15:07:0020201:45, расположенным по адресу: РСО-Алания, <адрес> «а». Минимальный и максимальный размеры земельного участка установлены ПЗЗ Суадагского сельского поселения утвержденные Решением собрания представителей Алагирского района РСО-Алания №6-12-9 от 13.12.2017 года «О внесении изменений в Правила Застройки и Землепользования сельских поселений Алагирского района РСО-Алания». На уточном земельном участке имеется ОКС.

На основании вышеуказанного межевого плана ФИО1 обратился в Министерство природных ресурсов и экологии РСО-Алания для согласования земельного участка с кадастровым номером 15:07:0020201:45, однако ему было отказано в связи с тем, что данный участок входит в состав государственного лесного фонда с местоположением: Суадагское участковое лесничество Алагирского лесничество квартал №4.

При таком положении, суд исходил из того, что предоставленный истцу в собственность земельный участок общей площадью 3000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> состоит на кадастровом учете, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 15:07:0000000:1800 отнесенного к категории земель лесного фонда, который в свою очередь расположен в 4 квартале Суадагское участковое лесничество Алагирского лесничество, находящегося в собственности Российской Федерации, относящегося к землям лесного фонда (копия свидетельства о государственной регистрации права 15АБ 219373).

Из копии свидетельства о государственной регистрации права от 27.02.2015 года следует, что земельный участок с кадастровым номером 15:07:0000000:1800 на основании Лесного кодекса РФ, ст.8 от 04.12.2006 года №200 ФЗ, Приказа от 21.11.2014 года №146-2, находится в собственности Российской Федерации, субъект права – Российская Федерация, кадастровый номер 15:07:0000000:1800, общей площадью 95 924 519 кв.м., по адресу: РСО-Алания, Алагирский район, категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства, что также усматривается копией Плана лесонасаждений Суадагского участкового лесничества Алагирского лесничества РСО-Алания, устройство 2019-2020 г., общей площадью 9816 га.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос конституционности ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации, сформировал позицию (Определения от 21.09.2017 года №1793-О; от 21.09.2017 года №1794-О, от 21.09.2017 года №1795-О), согласно которой для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29.07.2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (п.5 ст.7). Кроме того, в ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 года (п.2 ст.5 Федерального закона от 29.07.2017 года №280-ФЗ).

Судом установлено, что право собственности истца на земельный участок возникло до 01.01.2016 года, в связи с чем, его земельный участок в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не может быть отнесен к категории земель – «земли лесного фонда», а границы ее участка установлены таким образом, что площадь участка не превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе.

Поскольку право истца на земельный участок площадью 3000 кв.м, возникло до 01.01.2016 года и до момента внесения в ЕГРН сведений о границах лесного участка, границы участка установлены таким образом, что площадь участка не превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе, а также, что действующее законодательство не исключает применение положений закона «о лесной амнистии» в судебном порядке, возражений относительно местоположения земельного участка истца от иных участвующих в деле лиц, в том числе владельцев смежных участков, не поступило, истец вправе провести межевание своего земельного участка, несмотря на расположение его на землях лесного фонда.

Исходя из изложенного, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания удовлетворить.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером 15:07:0020201:45, общей площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с данными межевого плана от 08.09.2020 года, подготовленного кадастровым инженером ФИО4.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания.

Судья /подпись/ Черчесова Л.А.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 марта 2022 года.