ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-287/2021 от 19.01.2021 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2- 287/2021

26RS0001-01-2020-013298-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19.01. 2021 года город Ставрополь

Промышленный районный суд города Ставрополя в составе: председательствующего судьи Емельяновой Т.М., при секретаре Меркулове А.П., с участием представителя истца - Главного управления МЧС России по <адрес>Савиной В.А., действующей на основании доверенности от 01.09.2020 г., ответчика Михайлова С.В., представителя ответчика Михайлова С.В.- Пашиной Ю.Г., действующей на основании доверенности б/н от дата, старшего помощника прокурора <адрес>Минаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления МЧС России по <адрес> к Михайлову С. В. о выселении из жилого помещения и прекращении права пользования,

УСТАНОВИЛ:

Главное управления МЧС России по <адрес> обратилось в суд с исковым заявлением ( в последующем уточненным) к Михайлову С. В. о выселении из жилого помещения и прекращении права пользования.

В обоснования заявленных требований, истец указывает на то, что Михайлов С. В., проходил службу в Главном управлении МЧС России по <адрес>, уволен в звании капитана внутренней службы, заместителя начальника 53 пожарноспасательной части федерального государственного казенного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» приказом Главного управления от дата-НС.

На время прохождения службы Ответчику предоставлено помещение по адресу: <адрес> на основании договора пользования служебным помещением с возмещением расходов по оплате коммунальных услуг от дата № ОП413-21, заключенного между 3 отрядом и Михайловым С. В., в целях временного проживания в период прохождения службы.

Согласно сведениям, содержащимся в паспорте, Ответчик зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Квартира 21 и <адрес> по адресу: <адрес> является одним и тем же жилым помещением. Данная спорная ситуация возникла в связи с тем, что в 2008 году проходила сменена нумерации жилых помещений, что подтверждается техническими паспортами от 1997 г. и 2008 г.

Согласно выписки из приказа МЧС России от дата ДСП «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России», 3 отряд ликвидирован, правопреемником учреждения назначено Главное управление. В соответствии с инвентарной карточкой учета нефинансовых активов № ЦА140136009740 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится на балансе Главного управления. Основанием постановки на баланс указанного имущества является вышеуказанный приказ ДСП.В соответствии с пунктами 1.3. и 1.4. договора помещение предоставляется в связи с прохождением службы, договор заключался на время прохождения службы.

Согласно приказу Главного управления от дата-НС Ответчик уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту 2 части первой статьи 83 Федерального закона от дата № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе).

Основанием для выселения Ответчика из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> прекращения права пользования им, является приказ об увольнении.

В силу пункта 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии с абзацем вторым пункта 8 и пунктом 27 Постановления Правительства Российской Федерации от дата «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - типовое положение) сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Срок найма служебного жилого помещения устанавливается балансодержателем и не может превышать период службы сотрудника.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от дата «Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов» специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.

Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - ЕСВ) являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

То есть, основанием для прекращения договора найма является одно из условий (расторжение контракта).

Более того, пунктом 6 типового положения установлено, что получение служебного жилого помещения не является основанием для исключения сотрудника из списков очередников на улучшение жилищных условий. Следовательно, нахождение сотрудника в очереди на получение ЕСВ, не является основанием для заключения с ним договора найма служебного жилого помещения, также как и не является основанием для расторжения с ним договора.

Дополнительно сообщаем, что Главное управление не оспаривает право Михайлова С.В. на получение ЕСВ.

Главным управление соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Ответчику направлено требование об освобождении жилого помещения и погашение задолженности по оплате коммунальных услуг в срок до дата. Ответчик данное требование проигнорировал, ответ не поступал.

Вышеуказанное помещение необходимо истцу для обеспечения сотрудников МЧС России, в качестве служебного жилого помещения. Просят суд выселить Михайлова С. В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления им другого жилого помещения; прекратить право пользования Михайловым С. В. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца- Савина В.А. поддержала исковые требований по основаниям указанным в исковом заявлении. Просила их удовлетворить. Так же представила суду возражения на отзыв ответчика на исковое заявление, из которых следует, что представитель Ответчика ссылается на то, что Истцом не были предоставлены документы, подтверждающие правовые основания для проживания Ответчика в жилом помещении. В исковом заявлении указана и приложена, в уточненном исковом заявлении копия договора пользования служебным помещением с возмещением расходов по оплате коммунальных услуг от дата № ОП413-21. Представитель Ответчика ссылается на то, что с Ответчиком был заключен договор социального найма. Данный довод не был подтвержден Ответчиком, правовые основания на занимаемое жилое помещение до 2014 года суду и Истцу предоставлены не были. В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до дата законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер, а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). В архиве Главного управления договор социального найма, ордер и иной вид документа, подтверждающий правовое основание для проживания Ответчика в жилом помещении ранее, чем с 2014 года отсутствуют.

Представитель Ответчика делает необоснованный вывод, указывая на то, что регистрация Истца по адресу: <адрес>, является доказательством того, что Ответчик состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1998 года. Данный довод, не был подтвержден. В архиве Главного управления отсутствуют документы, подтверждающие данное заявление.

Более того, Ответчик не мог быть признан нуждающимся в получение жилого помещения или улучшении жилищных условий, так как согласно подпункту «а» пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от дата «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» Ответчику необходимо было иметь общую продолжительность службы 10 лет и более в календарном исчислении. В 1998 году его стаж составлял 8 лет. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от дата № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до дата федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ) в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Следовательно, на основании Федерального закона № 283-ФЗ, если сотрудник стоит на ЕСВ, он будет снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно возражению на исковое заявление, протоколу от дата заседания жилищной комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы, Главное управление признало право Михайлова С.В. на получение ЕСВ. Представитель Ответчика неверно трактует норму, изложенную в пункте 15 Постановления Правительства Российской Федерации от дата «Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов» установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение ЕСВ являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

То есть, основанием для прекращения договора найма жилого помещения является одно из условий: истечение срока действия служебного контракта или его расторжение; получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы; получение ЕСВ.

Следовательно, участие сотрудника в очереди на получение ЕСВ, не является основанием для заключения с ним договора найма служебного жилого помещения, не является основанием для расторжения с ним договора найма.

Основанием для выселения Ответчика из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> прекращения права пользования им, является приказ об увольнении (выписки из приказа Главного управления от дата-НС).

Таким образом, доводы Ответчика являются несостоятельными, так как правовая позиция последнего основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства. Ответчиком не были предоставлены документы, которые относят его, согласно статье 103 ЖК РФ, к установленной категории граждан, и документы подтверждающие факт состояния Ответчика на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Квартира 21 и <адрес> по адресу: <адрес> является одним и тем же жилым помещением. Данная спорная ситуация возникла в связи с тем, что в 2008 году была сменена нумерация жилых помещений, что подтверждалось техническими паспортами от 1997 года и 2008 года, представленными суду.

Представитель ответчика Михайлова С.В.- Пашина Ю.Г., в судебном заседании исковых требований не признала по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление, из которых следует, что в обоснование своих требований ГУ МЧС России по СК указало, что «на время прохождения службы Ответчику было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> для временного проживания. В главном управлении отсутствуют документы, подтверждающие правовое основание для проживания ответчика в служебном жилом помещении. Основанием для выселения ответчика из указанного служебного помещения и прекращения права является вышеуказанный приказ об увольнении».

Ответчик Михайлов С. В. с заявленными исковыми требованиями не согласен, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.

Ч. 1 ст. 103 ЖК РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

Согласно ст. 13 ФЗ РФ «О введение в действие ЖК РФ» от дата № 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Следовательно, если к моменту введения в действие ЖК РФ у лица при наличии оснований, указанных в статьях 108 и 110 ЖК РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные этой нормой, то к спорным правоотношениям положения указанной статьи применимы и после введения в действие ЖК РФ, в том случае, если право на льготу возникло у гражданина до введения в действие ЖК РФ. Кроме того, дополнительные гарантии, предусмотренные ст. 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», распространяются как на граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, так и имеющих право, состоять на таком учете.

В здании пожарной части, расположенной по Кулакова, 15 <адрес>, находящемся в оперативном управлении у Главного управления МЧС России по <адрес>, проживают сотрудники (бывшие сотрудники) ГУ МЧС России по СК, состоящие в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Михайлову С. В. служебное жилое помещение по пр-ту Кулакова, 15 было предоставлено в 1998, что подтверждается регистрацией по месту жительства. С 1998 г. и по настоящее время Михайлов С. В. постоянно проживает в указном жилом помещении, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные ЖК РСФСР, действовавшего до дата.

На основании ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

В соответствии с ч. 6 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, а также пенсионеры по старости.

В соответствии с выпиской из приказа ФГКУ «3 отряд ФПС по СК» от дата- НС Михайлов С. В. был уволен из ФПС ГПС МЧС России по пункту «2» части первой статьи 58 (по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в ФПС) с дата. Выслуга лет по состоянию на дата составляет: в календарном исчислении - 25 лет 07 месяцев 11 дней, в льготном исчислении - 26 лет 01 месяцев 00 дней.

Как следует, из данного приказа Михайлов С. В. находился на службе в ФПС ГПС МЧС России более 10 лет и уволен был в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе. Занимаемое ответчиком Михайловым С. В. жилое помещение является жилым помещением, факт непрерывного длительного проживания Михайловым С. В. (с 1998 года) подтверждается наличием у него непрерывной регистрации по месту жительства.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ РФ от дата № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - ЕСВ).

В соответствии с п. 3. ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ ЕСВ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

датаМихайлов С. В. был поставлен на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения, что подтверждается списком лиц, состоящих на учете для получения ЕСВ для приобретения (строительства) жилого помещения в ГУ МЧС России по СК.

В соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение ЕСВ.

Согласно ответа ГУ МЧС России по СК от дата «порядок и условия предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ФПС ГПС определён Постановлением Правительства РФ от дата. В соответствии с п. 3 указанного Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете МЧС России».

Статьей 40 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

В соответствии с под. 5 п. 1 ст. 11 ФЗ РФ от дата № 141-ФЗ «О службе в Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон ) сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 68 Закона обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы и членов его семьи жилым помещением, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника и членов его семьи осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня ее получения. Однако, Михайлов С. В., до настоящего времени, ЕСВ не получил, в связи с отсутствием бюджетного финансирования, что подтверждается ответом Главного управления МЧС России по СК от дата.

Спорное служебное жилое помещение было предоставлено Михайлову С. В. в связи с прохождением службы, с который он был уволен по выслуге лет, дающей ему право на пенсию, к моменту выхода на пенсию Михайлов С.В. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит на учете для получения ЕСВ, право Михайлова С.В., до настоящего времени, не реализовано, следовательно, оснований для освобождения Михайловым С.В. служебного жилого помещения по адресу <адрес> не имеется. Другого жилья Михайлов не имеет, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от дата. Просят суд в удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по <адрес> к Михайлову С. В. о выселении из служебного жилого помещения и прекращения права пользования им, расположенного по адресу: <адрес> - отказать в полном объеме.

Ответчика Михайлова С.В., в судебном заседании исковых требований не признал, поддержал доводы, изложенные его представителем Пашиной Ю.Г. в отзыве на исковое заявление.

Старший помощник прокурора <адрес>Минаева Н.В. дала заключение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, по тем основаниям, что ответчик не состоит в трудовых правоотношениях с истцом, не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не относится к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещения после прекращения трудовых отношений с работодателем.

Выслушав пояснение сторон, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным и другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма.

01.10. 2014 года между федеральным государственным казенным учреждением, «3 отряд федеральной противопожарной службой по <адрес>» ( балансодержателем) и Михайловым С. В., ( пользователем) в целях временного проживания в период прохождения службы, заключен договор № ОП413-21 пользования служебным помещением с возмещением расходов по оплате коммунальных услуг, согласно которому балансодержатель предоставил в пользование Михайлова С.В. служебное жилое помещение состоящее из отдельной <адрес> общей площадью 40, 7 кв. м, расположенное по адресу : <адрес>. Согласно п.п. 1.3., 1.4 Договора, служебное помещение предоставлено в связи с прохождением службы, и заключен на время прохождения службы.

Согласно выписки из приказа -НС от дата, Михайлов С.В. уволен из 53 пожарно- спасательной службы федерального государственного казенного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службой по <адрес>» с дата по п.2 ч. 1 ст. 83. ( достижение сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе). Его выслуга лет на момент увольнения составила дата дней, в льготном исчислении- 26 лет 01 месяц 00 дней.

Согласно выписки из приказа МЧС России от дата ДСП «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России», 3 отряд федеральной противопожарной службой по <адрес>» ликвидирован, правопреемником учреждения назначено Главное управление МЧС России по <адрес>. Таким образом, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится на балансе Главного управления МЧС России по <адрес>.

В ходе судебного заседания установлено, что Михайлов С.В. в настоящее время проживает по адресу: <адрес>.

Таким образом, увольнение Михайлова из федерального государственного казенного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службой по <адрес>», повлекло за собой прекращение договора пользования служебного жилого помещения.

В силу части 1 статьи 102 Жилищного кодекса РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

Как указано в части 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (статья 99 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с положениями части 1 статьи 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений (часть 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ).Судом установлено и не оспорено сторонами, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. <адрес> Кулакова 15 <адрес> находится на балансе ГУ МЧС России по <адрес>, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с части 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях : 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Также отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от дата № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона). Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.

Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

Статьей 13 Федерального закона от дата № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (дата).

В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Пунктом 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Таким образом, по данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона от дата № 184-ФЗ условий, при которых ответчик не может быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Из материалов дела следует, что служебное жилое помещение Михайлову С.В.. предоставлено, как сотруднику ФГКУ « 3 отряд ФПС по <адрес>дата, то есть после введения в действие действующего жилищного кодекса.

При этом доказательств об обращении Михайлова С.В. с соответствующим рапортом о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как того требуют положения статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, не представлено, а судом не добыто.

Также в настоящее время Михайлов С.В. не признан нуждающимся в жилом помещении, а согласно Списка лиц состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения ( строительства) жилого помещения в ГУ МЧС России по <адрес> ( категория сотрудников ФПС) состоит на данном учете по номером 98.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что спорное помещение было предоставлено Михайлову С.В.. в 2014 году в связи с прохождением службы ФГКУ « 3 отряд ФПС по <адрес>, ответчик зарегистрирован в спорном жилом помещении по месту жительства, на учете нуждающихся в получении жилого помещения не состоит, в связи с чем, относится к категории граждан, которые в силу статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Главного управления МЧС России по <адрес>.

Выселить Михайлова С. В. из жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Прекратить право пользования Михайловым С. В. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено дата

Судья Т.М. Емельянова