Дело № 2-287/2023 22RS0024-01-2023-000302-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ключи 08 сентября 2023 года
Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Шевченко В.И., при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении в страховой и специальный стаж спорного периода, учета заработка для начисления страховой пенсии по старости за данный период, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ОПФР по <адрес> о возложении обязанности по включению в страховой и специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Павлодарском картонно-рубероидном заводе Республики Казахстан, учета заработка для начисления страховой пенсии по старости за данный период, назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за реализацией пенсионных прав - с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В обоснование требований указал на то, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием права. При этом в стаж на соответствующих видах работ не включен период работы в должности электрослесаря на Павлодарском картонно-рубероидном заводе <адрес> Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С решением ответчика не согласен, поскольку законодатель не установил, что специальный стаж должен быть подтвержден конкретными документами определенной формы. Следовательно, в подтверждение указанного стажа могут быть приняты любые документы, содержащие сведения о занятости работника на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. В соответствии с Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников вышеуказанного Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Правила подтверждения и исчисления стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Из трудовой книжки и представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он работал полный рабочий день в режиме полной рабочей недели в особых условиях труда (вредных и тяжелых). Данная работа предусматривает льготное пенсионное обеспечение по позиции 2180400а-19931 раздела XVII Списка N 2, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 10.
В судебном заседании истец ФИО2 участие не принимал, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на поданном иске настаивал.
Представитель ответчика – ОПФР по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствие. Представили отзыв, согласно которого полагали требования истца необоснованными и незаконными, просили отказать истцу в удовлетворении исковых требований, в виду того, что у истца отсутствует, как специальный стаж, так и страховой стаж, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ (далее Соглашение ЕАЭС), которым предусмотрен особый порядок подтверждения стажа и заработка. В соответствии с названным порядком периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж только при подтверждении компетентным органом специальным формуляром. Вместе с тем, специальный стаж работы по Списку № у истца не подтвержден. Ответ на запрос из территориального органа ПФР о подтверждении специальных условий труда в спорный период работы из компетентного органа Республики Казахстан не поступил.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону) (часть 1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (60 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам - по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением указанного возраста на один год за каждые 2 года и 06 месяцев такой работы.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В силу статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (с ДД.ММ.ГГГГ - в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) (часть 1). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 12 закона); индивидуальный пенсионный коэффициент - это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии; стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.
Порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента приведен в статье 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Указанная величина определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, определяется, в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3). В случаях, предусмотренных данным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).
Аналогичные положения были закреплены в статье 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших <адрес> ССР, регулируется принятым ДД.ММ.ГГГГ Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Российская Федерация и <адрес> являются участниками Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ФИО1 за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.
Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав ФИО1", согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего ФИО1 за время до ДД.ММ.ГГГГ, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего ФИО1" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего ФИО1.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ФИО1. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ (ратифицировано Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом N 354-ФЗ) (Соглашение ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).
В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).
В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 данной статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем 1 данного пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год (пункт 3 статьи 7).
При определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства-члена, со стажем работы, приобретенным на территории первого государства-члена, не суммируется, но учитывается как стаж работы на общих основаниях (пункт 4 статьи 7).
Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с данным Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии. Право на накопительную пенсию, а также на трудовую (страховую) пенсию по инвалидности, по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии с законодательством государства-члена (пункт 5 статьи 7).
Статьей 8 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.
В силу статьи 10 Соглашения ЕАЭС уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм
Статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации статьи 10 Соглашения ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ (далее Порядок взаимодействия).
Названный Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просил обязать пенсионный орган включить в его страховой стаж период работы со 08.08.1985г. по 22.09.1992г., т.е. до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.
В этой связи с учетом переходных положений, закрепленных в статье 12 Соглашения ЕАЭС, суд определил, что применению в данном случае подлежат положения Федерального закона "О страховых пенсиях", Список N 2, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 10, позиции 2180400а-19931 Электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования, занятые в основных цехах (участках) раздела XVII «Производство строительных материалов» Списка N 2.
Между тем в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" занятость в производстве и профессиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, является не единственным условием для определения права на такую пенсию и ее назначения.
С учетом подлежащих применению норм материального права юридическое значение имеет также продолжительность страхового стажа, возраст истца на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, продолжительность специального стажа, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющий паспорт гражданина Российской Федерации, зарегистрированный в <адрес> с 25.12.2000г., ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно представленной трудовой книжки и справки АО «Павлодарский картонно-рубероидный завод» от 10.07.2023г. N 22, уточняющую особый характер работы и условия труда, из которой следует, что ФИО2 действительно работал на Павлодарском картонно-рубероидном заводе с 08.08.1995г. был принят электрослесарем пятого разряда в КДЦ, 13.08.1987г. присвоена 2 профессия машиниста крана управляемого, 24.05.1988г. присвоена квалификация электрослесаря пятого разряда, 18.05.1989г. присвоена вторая профессия оператора строительно-монтажного пистолета 2 разряда, ДД.ММ.ГГГГ переведен электрослесарем шестого разряда в товарно-сырьевой цех, 02.04.1991г. присвоена вторая профессия – водитель электропогрузчика второго разряда, 22.09.1992г. уволен по ст. 32 КЗОТ Каз ССР.
ФИО2 работал в должности электрослесаря полный рабочий день в режиме полной рабочей недели. Имеет право на назначение пенсии согласно списку № позиции 2180400а-19931 Электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования, занятые в основных цехах (участках) раздела XVII «Производство строительных материалов».
Указанное предприятие изменяло свое наименование, в.ч. с 21.03.2004г. именуется АО «Павлодарский картонно-рубероидный завод».
Кроме того, АО «Павлодарский картонно-рубероидный завод» предоставлена справка о заработной плате ФИО2 за спорный период, основание выдачи справки- лицевые счета по заработной плате за 1985-1992г.г.
Решениями ОПФР по <адрес> от 04.04.2022г. и от 31.07.2023г. в назначении досрочной страховой пенсии ФИО2 отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно решению ОПФР от 04.04.2022г. возраст заявителя на момент обращения с заявлением – 02.12.2021г. составил 60 лет, требуемый специальный стаж для данного возраста должен составлять не менее 6 лет 3 месяца. Переходным положением, предусмотренным ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. с ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии ИК не ниже 21.
Из материалов отказного пенсионного дела и вышеуказанного решения ОПФР следует, что страховой стаж истца на момент обращения к ответчику с заявлением – 02.12.2021г. составил – более 25 лет, ИПК – более 21.
Ответчиком не учтен в страховой и специальный стаж спорный период работы на территории Республики Казахстан, а также не учтена заработная плата поскольку в связи с вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Соглашения ЕАЭС периоды работы на территории государства – участника данного Соглашения, сведения о заработной плате подлежат подтверждением формуляром, который на запрос пенсионного органа не поступил.
Разрешая спор, суд, руководствуясь распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ФИО1", исходит из того, что для определения права на страховую пенсию по старости гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ФИО1, в том числе после ДД.ММ.ГГГГ, при этом до ДД.ММ.ГГГГ - независимо от уплаты страховых взносов, с учетом законодательства государства, в котором эти лица проживают.
Принимая во внимание, что факт работы истца в период с 08.08.1985г. по 22.09.1992г. (7 лет 1 месяц) и занятость на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, постоянно полный рабочий день подтверждены трудовой книжкой истца и справкой, уточняющей особый характер работы от 10.07.2023г., выданной АО "Павлодарский картонно-рубероидный завод», условия труда в указанный период соответствуют Списку N 2, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж спорного периода, учету заработка для начисления страховой пенсии по старости за указанный период, а также назначении истцу досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что на официальный запрос ответчика в АО "Единый национальный накопительный фонд" Республики Казахстан по вопросу пенсионного обеспечения ФИО2 ответ не получен, суд признает не имеющим значения для дела, поскольку неполучение ответа не должно влиять на пенсионные права истца.
Судом также установлено и ответчиком не оспорено наличие всей совокупности условий для назначения истцу досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" на дату подачи заявления о назначении пенсии -02.12.2021г, а именно: определено наличие страхового стажа – более 25 лет, определена продолжительность специального стажа, подлежащего учету для назначения указанной пенсии – 7 лет 1 месяц (включение спорного периода), определено наличие требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – более 21. В связи с указанным, заявленные требования ФИО2 подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Обязать ОПФР по <адрес>:
- включить ФИО2 в страховой и специальный стаж период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря на Павлодарском картонно-рубероидном заводе <адрес>.
- учесть ФИО2 заработок для начисления страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря на Павлодарском картонно-рубероидном заводе <адрес>.
Назначить ФИО2 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ОПФР по <адрес> в пользу ФИО2 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ключевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья: В.И. Шевченко