Дело № 2-316/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 2 июля 2013 года
Орджоникидзевский районный суд в составе:
председательствующего Катаева О.Б.,
при секретаре Щеткиной А.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика администрации Орджоникидзевского района г. Перми – ФИО2,
представителя ответчика администрации г. Перми – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации г. Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с иском к администрации Орджоникидзевского района г. Перми о возмещении ущерба, связанного с падением на его автомобиль дерева в размере ... рубля ... копеек, судебных расходов по оплате государственной пошлины ... рублей ... копеек, оплаты услуг представителя – ... рублей, изготовление доверенности – ... рублей.
Требование мотивировано тем, что ... истец оставил принадлежащий ему на праве собственности автомобиль «Шевроле-Нива-...», государственный регистрационный знак ..., во дворе дома напротив своего подъезда. В ... сработала сигнализация автомобиля, обнаружил, что на его автомобиль упало дерево. В результате падения дерева, автомобилю причинены повреждения: деформация панели крыши со смятием; деформация обивки крыши с заломами; деформация верхней части двери задка с заломом металла; деформация в районе задней стойки боковины заднего правого крыла; деформация в верхней части со смятием задней правой двери. Согласно экспертному заключению сумма материального ущерба, причиненного истцу без учета износа на заменяемые детали, составляет ... рубля ... копеек. На основании постановления администрации г. Перми ... от ... утвержден проект планировки (в части установления красных линий) территории квартала ... и утвержден проект межевания территории квартала ..., упавшее дерево, причинившее материальный ущерб, росло на земельном участке, принадлежащем муниципалитету. В соответствии с Правилами благоустройства и содержания территории в городе Перми содержание зеленых насаждений – деревьев, кустарников, газонов, цветников осуществляется в соответствии с установленными требованиями: на объектах озеленения общего пользования (в парках, садах, скверах, на бульварах) и объектах ограниченного пользования (внутриквартальные, в том числе придомовые территории) территориальными органами администрации города в пределах административных границ. Кроме того, на проведение экспертизы о размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля истцом уплачено ... рублей, которые относятся к реальному ущербу. Также истцом понесены расходы с оплатой государственной пошлины, оплатой услуг представителя, оформлением доверенности, которые просит взыскать с ответчика.
В дальнейшем истец уточнил свои требования, в связи с проведенным восстановительным ремонтом автомобиля, просит взыскать с ответчика стоимость затрат на восстановление автомобиля в размере ... рублей, а также судебные расходы связанные с уплатой государственной пошлины, оплатой услуг представителя, оформлением доверенности.
По определению суда от ... к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ПМК», администрация г. Перми.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала».
... по определению суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Перми.
Истец в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела с участием его представителя ФИО1
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика - администрации Орджоникидзевского района г. Перми в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что полномочия администрации района закреплены в Типовом положении территориальном органе администрации города Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от ... года № .... Согласно п. 3.7.2 Типового положения администрация района организует мероприятия по уборке бесхозяйных территорий (пустоши, естественные лесополосы, лога), внутриквартальных и внутридомовых территорий, содержание и ремонт объектов озеленения общего пользования, фонтанов в пределах административных границ. Постановлением администрации г. Перми от ... ... утвержден перечень объектов озеленения общего пользования города Перми. Место, где находилась дерево, в результате падения которого истцу причинен ущерб, не относится к объектам озеленения общего пользования, а понятие уборки территории и ее содержание раскрыто в Правилах благоустройства и содержания территории в городе Перми, в которую не входит кронирование деревьев. С учетом изложенного считает, что администрация района не может являться надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика - администрации г. Перми в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что администрация г. Перми является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, в соответствии со ст. 59 Устава города Перми, администрация горда Перми разрабатывает бюджет и организует его исполнение. Решением Пермской городской Думы от ... ... «Об утверждении внешнего благоустройства администрации города Перми» утверждено положение об управлении внешнего благоустройства администрации г. Перми, которое является функциональным подразделением администрации города в сфере внешнего благоустройства. Также решением Пермской городской Думы от ... ... «О территориальных органах администрации г. Перми» утверждено Типовое положение о территориальном органе администрации г. Перми, в соответствии с которым территориальный орган администрации города Перми в пределах своей компетенции в области внешнего благоустройства организует мероприятия по уборке бесхозяйных территорий, а также внутриквартальных и внутридворовых территорий. Кроме того, на территории г. Перми действуют правила благоустройства и содержания территории г. Перми. В соответствии с п. 8.2 Правил содержание зеленых насаждений – деревьев, кустарников, газонов, цветников на объектах общего пользования и ограниченного пользования территориальными органами администрации города в пределах административных границ. В пределах своей компетенции территориальный орган администрации г. Перми представляет в управление внешнего благоустройства администрации города предложения по формированию расходов на содержание объектов озеленения. Финансирование содержания зеленых насаждений на территории Орджоникидзевского района г. Перми производится в соответствии с доведенными лимитами. Что позволяет территориальному органу организовать мероприятия направленные на санитарную обрезку зеленых насаждений. Для возможности заключения муниципальных контрактов в сфере внешнего благоустройства в территориальных органах созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые наделены функциями муниципальных заказчиков и заключают контракты, в том числе на кронирование деревьев. С учетом изложенного, считает, что администрация г. Перми выполнила свою обязанность по организации благоустройства и озеленения территории городского округа надлежащим образом.
Представитель третьего лица - ООО «Управляющая компания «ПМК» в судебное заседание не явился, общество извещено о времени и месте судебного разбирательства, ранее представитель пояснял, что дерево которое причинно ущерб истцу росло за пределами придомовой территории жилого дома № ... по ул. ... г. Перми.
Представитель третьего лица ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» в судебное заседание не явился, общество извещено о времени и месте судебного разбирательства, ранее в ответе указал, что согласно главы 2 Постановления Правительства РФ от ... ... «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» охранная зона устанавливается и согласуется в определенным порядке. Однако согласно приложению к данным Правилам, в перечне объектов электросетевого хозяйства отсутствует такой объект, как трансформаторная подстанция. ОАО «МРСК Урала», как сетевая организация с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении ТП-... по адресу ... не обращалась. Персонал ПО ПГЭС филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» осуществляет подрезку (кронирование) только тех деревьев и кустарников, которые непосредственно своими ветками угрожают безопасной работе подстанции.
Выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части требований о взыскании ущерба с администрации г. Перми.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.09.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В силу п. 25 ч. 1 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 к вопросам местного значения городского округа относятся: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 207 "О территориальных органах города Перми" утверждено Типовое положение о территориальных органах администрации города Перми (действующее на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно указанному Типовому положению о территориальных органах администрации города Перми (далее Типовое положение) Территориальный орган администрации города Перми - администрация района в городе Перми, администрация поселка Новые Ляды (далее - Территориальный орган) - создается для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно-распорядительной функции на соответствующей территории. Оперативное руководство и контроль за деятельностью Территориального органа осуществляет глава администрации города Перми в пределах полномочий, установленных правовыми актами города Перми.
Типовое положение определяет компетенцию Территориального органа по решению вопросов местного значения и переданных в установленном порядке государственных полномочий (п. 1.2).
Согласно п. 1.4. Типового положения Территориальный орган является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием и гербом города Перми, штампы, бланки установленного образца. Вправе выступать истцом и ответчиком в судебных органах, заключать договоры по вопросам своей компетенции. Основной целью деятельности Территориального органа является эффективное управление соответствующей территорией и обеспечение непосредственного участия жителей в решении вопросов местного значения.
Территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции в области внешнего благоустройства: организует мероприятия по уборке бесхозяйных территорий (пустоши, естественные лесополосы, лога), внутриквартальных и внутридворовых территорий, содержанию и ремонту объектов озеленения общего пользования, фонтанов в пределах административных границ; (п. 3.7.2.);
осуществляет подготовку предложений в план текущего и капитального ремонта объектов благоустройства в пределах административных границ района (поселка Новые Ляды) и согласовывает его в указанной части (п. 3.7.5);
осуществляет контроль за сносом и уничтожением зеленых насаждений, за исключением городских лесов, и выполнением компенсационных посадок зеленых насаждений в пределах административных границ (п. 3.7.25).
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 г. № 4 утверждены Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми. Настоящие Правила разработаны с целью определения порядка содержания и уборки городских территорий в зимний и летний периоды, установления требований при выполнении уборочных работ, обеспечивающих чистоту и необходимые условия для безопасного движения транспортных средств, пешеходов, ответственности за нарушение санитарного содержания и благоустройства городских территорий, состояние объектов наружного освещения, зеленых насаждений, зданий, сооружений и других объектов городской инфраструктуры.
Согласно п.п. 2.1 - 2.3 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 4 (далее – Правила благоустройства) Благоустройство - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города Перми, повышение комфортности условий проживания жителей города, поддержание архитектурного облика города Перми.
Содержание территории - комплекс мероприятий, проводимых на предоставленном земельном участке, связанных с уборкой территории открытого грунта, уборкой и своевременным ремонтом искусственного покрытия территории, очисткой и восстановлением решеток ливневой канализации, поддержанием в чистоте и проведением своевременного ремонта фасадов зданий, строений и сооружений, малых архитектурных форм, заборов и ограждений; содержанием строительных площадок, зеленых насаждений, инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, в соответствии с действующим законодательством.
Уборка территории - комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территории открытого грунта и территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега, льда, газонов - от мусора, а также со сбором и вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора; иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 3.1 Правил благоустройства предусмотрено, что физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание и уборку территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности, ином вещном либо обязательственном праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В соответствии с п.п. 8.1 и 8.2 Правил благоустройства все зеленые насаждения, расположенные на территории города, в том числе городские леса, образуют городской зеленый фонд.
Содержание зеленых насаждений - деревьев, кустарников, газонов, цветников осуществляется в соответствии с установленными требованиями:
на объектах озеленения общего пользования (в парках, садах, скверах, на бульварах) и объектах ограниченного пользования (внутриквартальные, в том числе придомовые территории) территориальными органами администрации города в пределах административных границ,
на объектах озеленения ограниченного пользования (территории предприятий, учреждений, организаций) и объектах спецназначения (санитарные, водоохранные зоны, кладбища, питомники) владельцами данных объектов.
Владельцы объектов озеленения общего пользования и специального назначения должны иметь паспорт на объекты и обеспечивать внесение в него всех текущих изменений (увеличение или уменьшение площади озеленения, посадку и снос деревьев, кустарников).
В судебном заседании исследуемыми доказательствами установлено, что ФИО4 принадлежит на праве собственности автомобиль "Шевроле-Нива - ..." государственный регистрационный знак ... регион.
... в ... часов около дома № ... по ул. ... г. Перми на автомобиль истца, находящийся во дворе дома № ... по ул. ... г. Перми упала часть дерева, которое росло за пределами придомовой территории. Согласно схеме падения дерева, в 19, 3 метрах от угла дома № ... по ул. ... находится трансформаторная подстанция, дерево росло от прямой проведенной от углов здания дома № ... и трансформаторной подстанции на расстоянии 15,1 метра (л.д. 93). Автомобиль истца находился на расстоянии 3 метров от трансформаторной подстанции (л.д. 48).
Указанные обстоятельства подтверждаются схемами места происшествия, копией материала об отказе в возбуждении уголовного дела КУСП ... от ..., представленными истцом фотографиями.
Согласно уведомления Отдела полиции ... (дислокация ...) Управления МВД России по г. Перми по факту сообщения КУСП ... от ... проведена проверка, по результатам которой, признаков правонарушений не выявлено и принято решение о списании материала проверки в специальное номенклатурное дело (л.д. 72).
Из информации предоставленной ФГБУ "Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" ... в ... часов имелся ветер, скорость ветра 5 /10 м/с, согласно "Шкале Бофорта" для визуальной оценки силы ветра ветер со скоростью 10 м/с называется "свежий ветер". При этом качаются ветви и тонкие стволы деревьев, вытягиваются большие флаги (л.д. 13).
Истец обращался с заявлением к ООО "Управляющая компания "ПМК", администрации Орджоникидзевского района г. Перми о возмещении материального ущерба причиненного падением дерева. ООО "Управляющая компания "ПМК" сообщило истцу о том, что дерево росло за пределами придомовой территории жилого дома, согласно плану придомовой территории (л.д. 12). Глава администрации района ... сообщила истцу о том, что в ходе проведения обследования места падения дерева, обстоятельств нанесения ущерба его имуществу зеленым насаждением, содержание которого предусмотрено за счет средств бюджета города. не установлено (л.д. 49).
В обоснование доводов истца судом допрошен свидетель М.А.М. который показал, что летом ... года он бы очевидцем падения дерева на автомобиль истца. В момент падения дерева он находился на лоджии, был порыв ветра, дерево затрещало и сломалось примерно по середине, ствол дерева упал на автомобиль "Нива" принадлежащий истцу. Внешне было видно, что дерево старое. Падением дерева повредило крышу автомобиля, возможно были еще другие повреждения, стекла остались целые.
Для восстановления автомобиля истцом заключен договор с ООО "РемТранс", стоимость восстановительного ремонта составила ... рублей (л.д. 98-99).
Согласно кадастровому плану территории кадастрового квартала ... место где росло дерево находится между земельными участками ... (адрес: ..., под многоквартирные жилые дома, общая долевая собственность) и ... (адрес: ..., ..., ..., под существующие жилые дома) на кадастровом учете не состоит (л.д.155-157).
Из ответа департамента земельных отношений администрации г. Перми следует, что земельный участок по ... (согласно приложенной схеме) расположен на земельных участках с условными номерами в муниципальном реестре земель ... и ... (л.д. 89-90).
Согласно плану межевания, утвержденному постановлением администрации города Перми ... от ... место где росло упавшее дерево находится между участками с условными номерами ... (...) и ... (...).
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что истцом обоснованно предъявлены требования о возмещении ущерба, поскольку установлено, что ущерб причинен автомобилю истца падением дерева. Возмещение ущерба истцу в порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не подлежит. Договор добровольного страхования истцом не заключался.
Размер ущерба причиненного истцу составил ... рублей, что подтверждается заказ- нарядом от ..., квитанцией об оплате истцом указанной суммы. Перечень выполненных работ и используемых материалов соответствует повреждениям полученным при падении дерева на крышу автомобиля.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Каких-либо доказательств того, что истец оплатил ремонтные работы или запасные части, не имеющие отношения к данному происшествию, ответчиками не представлено.
Определяя субъекта ответственности, суд считает, что возмещение ущерба причиненного истцу следует возложить на администрацию г. Перми. Соответственно в удовлетворении требований истца к администрации Орджоникидзевского района г. Перми следует отказать.
На основании приведенных выше положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устава города Перми обязанность по организации благоустройства и озеленения территории городского округа возложена на администрацию г. Перми, являющуюся - исполнительно-распорядительный органом городского самоуправления.
В соответствии со ст.1.1. Устава города Перми оперативное руководство и контроль за деятельностью Территориального органа осуществляет глава администрации города Перми в пределах полномочий установленных правовыми актами города Перми.
В соответствии с Положением о территориальном органе администрации г. Перми Территориальный орган организует мероприятия: по уборке бесхозяйных территорий (пустоши, естественные лесополосы, лога), внутриквартальных и внутридворовых территорий, содержанию и ремонту объектов озеленения общего пользования, фонтанов в пределах административных границ (п. 3.7.2.).
При этом, как следует из Положения о территориальном органе, именно оно определяет компетенцию Территориального органа по решению вопросов местного значения.
Перечень объектов озеленения общего пользования является исчерпывающим и определен постановлением администрации г. Перми на основании этого постановления указанные объекты предоставлены территориальным органам администрации города Перми в безвозмездное срочное пользование (п. 4.2.).
Земельный участок, где росло упавшее дерево, находится в административной границе города Перми, однако в этот перечень объектов озеленения не входит.
Понятие уборки территории определено как комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территории от грязи, мусора, снега, льда, газонов - от мусора.. . (Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми).
Доказательств того, что этот земельный участок принадлежит на праве собственности или передан в пользование на ином праве другим лицам, в том числе администрации Орджоникидзевского района г. Перми администрацией г. Перми в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что именно администрация г. Перми не обеспечила безопасное содержание дерева, допустив его падение, что состоит в причинно-следственной связи между виновным бездействием администрации г. Перми, выразившимся в ненадлежащем исполнении обязанности по благоустройству территории и причинением материального вреда истцу.
С учетом изложенного, доводы представителя администрации г. Перми о том, что администрацией осуществляется финансирование содержания зеленых насаждений, территориальный орган имел возможность организовать санитарную обрезку деревьев не могут быть признаны обоснованными.
Не влияют на указанные выводы и доводы о том, что на Управление внешнего благоустройства администрации города Перми возложена обязанность организации благоустройства на территории города, поскольку управление является функциональным подразделением администрации г. Перми, а администрация г. Перми вправе контролировать надлежащее исполнение управлением возложенных на него обязанностей.
Таким образом, с администрации г. Перми в пользу истца следует взыскать ущерб в размере ... рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Истцом ставится вопрос о возмещении ответчиком судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере ... рублей ... копеек, оплаты услуг представителя – ... рублей, изготовление доверенности – ... рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины и связанные с оформлением доверенности суд находит необходимыми и обоснованными, они подлежат взысканию с ответчика. Однако суд считает что расходы связанные с оплатой государственной пошлины подлежат взысканию с учетом уточненных требований исходя из размера ... рублей - ... рублей ... копейки.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Между ФИО1 и истцом ... заключен договор о возмездном оказании услуг. Указанным договором предусмотрено представление интересов истца в суде общей юрисдикции по возмещению ущерба причиненного в результате падения дерева, стоимость услуг определена в размере ... рублей. (л.д. 35). Денежные средства в размере ... рублей истцом уплачены полностью.
Поскольку в пользу истца состоялось решение суда, в его пользу с ответчика - администрации г. Перми следует взыскать и расходы на оплату услуг представителя. С учетом выполненного представителем истца объема работы, удовлетворения исковых требований в полном объеме к одному из ответчиков, сложности дела, количества судебных заседаний, суд считает сумму в размере ... рублей разумной.
Таким образом, с администрации г. Перми подлежит взысканию судебные расходы в размере ... рублей ... копейки (... + ... + ... = ...).
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 удовлетворить в части.
Взыскать с администрации г. Перми в пользу ФИО4 в возмещение материального ущерба ... рублей, судебные расходы – ... рублей ... копейки.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к администрации Орджоникидзевского района г. Перми отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 10 июля 2013 года)
Судья: подпись
<.....> Судья Катаев О.Б.