дело № 2-2880/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 11 августа 2023 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Абдурахманова С.Г.,
с участием помощника прокурора по РД Шапиева Х., представителя ответчика Администрации г.Махачкалы (по доверенности) Умалатова У., представителя ответчика МБОУ «Начальная школа - Детский сад №68» (по доверенности) Гамзаевой С.А., представителя МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Махачкалы» (по доверенности) Гаджимагомедова М.Т.,
при секретаре судебного заседания – Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Ленинского района г.Махачкалы к Администрации г.Махачкалы, МБДОУ «Начальная школа - Детский сад №68», МКУ «Управление образования администрации г.Махачкалы», «Финансовое управление» Администрации г.Махачкалы о признании бездействий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Ленинского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Администрации г.Махачкалы, МБДОУ «Начальная школа - Детский сад №68», МКУ «Управление образования администрации г.Махачкалы», «Финансовое управление» Администрации г.Махачкалы о признании бездействий незаконными.
В обосновании иска указала, что прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы в соответствии с заданием прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности в здании и помещениях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа - Детский сад №68», расположенного по адресу: г. Махачкала, пр-кт, И. Шамиля, д. 89 «д».
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
Не ведется журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 пп. 17, 43, 48, 50, 54);
На этаже здания (на видных местах) разработанные планы эвакуации людей при пожаре, выполнены не в фотолюминесцентном исполнении (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 5; ГОСТ 34428-2018);
На этаже здания в полу на путях эвакуации, применяются декоративноотделочные материалы с неизвестными пожарно-техническими характеристиками. Не представлена техническая документация на применяемые декоративноотделочные материалы для пола, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций и изделий материалов (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 134; табл. 28 и 29; п. 25 Постановление Правительства РФ № 1479);
Групповые ячейки, расположенные этажах здания с пребыванием более 10 лиц не оборудованы дополнительными эвакуационными выходами (СП 1.13130.2020 п. 5.1.3; СНиП 21-01-97* п. 6.12*);
Двери эвакуационных выходов из групповых ячеек открываются не по направлению эвакуации людей из помещения (2-я младшая, старшая А группа, средняя группа А и Б) (СНиП 21-01-97* и. 6.17; СП 1.13130.2020 п. 4.2.22);
Лестничные клетки здания не отделены от коридоров противопожарными дверьми 2-го типа огнестойкости (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; СП 1.13130.2020 п. 5.2.3; СП 2.13130.2020 п. 5.4.16);
Световые оповещатели в групповых ячейках и музыкальном зале, обозначающие эвакуационные выходы закрыты шторами, допущено ухудшение видимости знаков пожарной безопасности (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 37);
Помещение электрощитовой не отделена противопожарной дверью от коридора (смежного помещения) (СП 4.13130.2013 п. 5.1.2);
В помещении столовой замки на двери эвакуационного выхода 1-го этажа здания не обеспечивают возможность свободного открыванию изнутри без ключа (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 26);
Не представлен акт практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 9);
Не представлена проектная документация на установленную автоматическую систему пожарной сигнализации (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 54);
Не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств (договор не представлен) (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 54);
Не представлены акты исправности автоматической системы обнаружения пожара (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 54);
Автоматическая система обнаружения пожара не дублирует сигнал на пульт подразделения пожарной охраны (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 7 ст. 83);
На объекте защиты по периметру кровли здания отсутствуют металлические ограждения (СП 4.13130.2013 п. 7.16);
Отсутствует направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 ППР РФ ППРФ № 1479);
Не представлен акт (протокол) проведения испытаний металлических лестниц (эвакуационные лестницы) из здания (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 17).
Правила противопожарного режима, утвержденные Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 (ред. от 21.05.2021) содержат требования пожарной безопасности, определяющие порядок доведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защипы) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1.7 Устава МБОУ №68 учредителем и собственником имущества МБДОУ №68 является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление «город Махачкала».
Отраслевым органом Администрации города Махачкалы, осуществляющим функции и полномочия учредителя по вопросам координации деятельности учреждения в сфере образования, является МКУ «Управление образования» города Махачкалы (п. 1.8 Устава).
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
Согласно части 3 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Финансовое управление Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 17.11.2011 № 9-5 д, МКУ «Финансовое Управление» города Махачкалы осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: разработка основных направлений и осуществление бюджетной и финансовой политики города Махачкалы; составление проекта бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период; организация исполнения бюджета города Махачкалы; сбор, обработка и анализ информации о состоянии муниципальных финансов; разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период; подготовка проектов решений о внесении изменений в бюджет города Махачкалы; организация подготовки материалов для проведения публичных слушаний по проекту бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период и проекту годового отчета об исполнении бюджета города Махачкалы; осуществление функций главного распорядителя средств бюджета города Махачкалы и другие.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования (ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»),
Согласно ч.б ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за бюджетным учреждением учредителем.
В соответствии с положениями статьей 6,15 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Выявленные проверкой нарушения пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников МБОУ №68 г. Махачкалы.
Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей является одним из мероприятий по профилактике терроризма.
В статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35 «О противодействии терроризму» установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Факт выявленных нарушений противопожарной безопасности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Принимая во внимание, что состав воспитанников и посетителей МБОУ №68 непостоянен, периодически меняется, прокурор вправе в соответствии со ст.45 ГПК РФ подать иск в интересах неопределённого круга лиц.
В связи с чем, просят:
1. Признать бездействие Администрации городского округа внутригородским делением «город Махачкала», Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа - Детский сад № 68» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» незаконными.
2. Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Финансовое управление Администрации городского окрута «город Махачкала» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
1. в целях устранения пп. 17,43,48,50,54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 завести журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты;
2. в целях устранения п. 5 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479; ГОСТ 34428-2018 На этаже здания (на видных местах) разработать планы эвакуации людей при пожаре, выполнены в фотолюминесцентном исполнении;
3. в целях устранения п.25 Постановление Правительства РФ № 1479 на этаже и здания в полу на путях эвакуации, не применять декоративно-отделочные материалы с неизвестными пожарно-техническими характеристиками;
4. в целях устранения п.6.12* СНи 21-01-97* и п.5.1.3 СП 1.13130.2020 принять меры по оборудованию групповых ячеек, расположенных на этажах здания с пребыванием более 10 лиц дополнительными эвакуационными выходами,
5. в целях устранения СНиП 21-01-97* п. 6.17; СП 1.13130.2020 п. 4.2.22 принять меры по открыванию двери эвакуационных выходов из групповых ячеек по направлению эвакуации людей из, помещения (2-я младшая, старшая А груша, средняя груша А и Б);
6. в целях устранения ст. 4 СП 1.13130.2020 п. 5.2.3; СП 2.13130.2020 п. 5.4.16 Ф3 от 22.07.2008 г. No123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отделить лестничные клетки здания от коридоров противопожарными дверьми 2-го типа огнестойкости,
7. в целях устранения п. 37 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 обеспечить видимый доступ к световым оповещателям в групповых ячейках и музыкальном зале, обозначающие эвакуационные выходы;
8. в целях устранения СП 4.13130.2013 п. 5.1.2 Помещение электрощитовой отделить противопожарной дверью от коридора (смежного помещения);
9. в целях устранения п.26 Постановление Правительства РФ №1479 принять меры по обеспечению возможности свободного открывания изнутри без ключа на двери эвакуационного выхода 1-го этажа здания,
10. в целях устранения п.9 Постановления Правительства РФ № 1479 составить акты практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей,
11. в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ № 1479 разработать проектную документации на установленную автоматическую систему пожарной сигнализации,
12. в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ № 1479 организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств;
13. в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ № 1479 представить акты исправности автоматической системы обнаружения пожара;
14. в целях устранения 9.7 ст. 83 Ф3 от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принять меры по дублированию сигнала Автоматическая система обнаружения пожара на пульт подразделения пожарной охраны;
15. В целях устранения п.48 Постановление Правительства РФ No1479 разработать направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающе позерхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - Детский сад № 68» г. Махачкала, после поступления денежных средств обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных информации № ИВ-191-4-4-283 от 01.03.2023 начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УПД и ПР России по РД - Гитинова Р.М.
Определением суда от 08 июня 2023г. по ходатайству представителя Администрации г.Махачкалы к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Махачкалы».
В судебном заседании помощник прокурора по РД Шапиев Х. исковые требования прокуратуры Ленинского района г.Махачкалы поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, приведенным в нем.
Представитель ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» (по доверенности) Умалатов У. исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель ответчика МБОУ «Начальная школа - Детский сад №68» (по доверенности) Гамзаева С.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Махачкалы» (по доверенности) Гаджимагомедов М.Т., иск прокуратуры просил удовлетворить.
Остальные стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представителей не направили, суду об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствии их не просили, в связи с чем, заявление рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, выслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Федеральным законом от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
На основании ч. 8 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является обязанностью органов местного самоуправления, а в силу ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организация.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006г. "О противодействии терроризму", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Как следует из материалов дела, прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры РД от 13.02.2023 №07-50/1271-23-2082001 проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в МБДОУ «Начальная школа - Детский сад №68», расположенного по адресу: г.Махачкала, пр. И.Шамиля, д. 89-Д.
Согласно информации Управления вневедомственной охраны по г.Махачкале- филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан» №1231/12-172 на территории и в помещении МБДОУ «Начальная школа - Детский сад №68», выявлено 5 нарушений, которые угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников МБДОУ «Начальная школа - Детский сад №68».
В нарушение пп. «ж» п.20, пп «г» п.23 Требования для осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей, не установлены камеры видеонаблюдения.
В нарушение пп. «д» п.24 «Требования», объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В нарушение пп. «б» п.25 «Требования», объект (территория) не обеспечен сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В нарушение пп. «в» п.25 «Требования», отсутствует на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
В нарушение пп. «д» п.25 «Требования», не оснащен объект (территория) стационарными или ручными металлоискателями.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ-131), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п.2 ч.10 ст.35 ФЗ-131, утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 37 ФЗ-131, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-273) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Положениям п.2 и 3 ч.6 ст. 28 ФЗ-273, образовательная организация, обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч.7 ст.28 указанного ФЗ-273 образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Судом установлено, что согласно п. 1.6 Устава МБДОУ «Начальная школа - Детский сад №68», учредителем и собственником имущества является муниципальное образование городской округ с внутригородским делением «город Махачкала».
Отраслевым органом Администрации города Махачкалы, осуществляющим функции и полномочия учредителя по вопросам координации деятельности учреждения в сфере образования, является МКУ «Управление образования» города Махачкалы.
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБДОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
Согласно ч.3 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Финансовое Управление Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 17.11.2011 №9-5 д, МКУ «Финансовое управление» города Махачкалы осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: разработка основных направлений и осуществление бюджетной и финансовой политики города Махачкалы; составление проекта бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период; организация исполнения бюджета города Махачкалы; сбор, обработка и анализ информации о состоянии муниципальных финансов; разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период; подготовка проектов решений о внесении изменений в бюджет города Махачкалы; осуществление функций главного распорядителя средств бюджета города Махачкала и другие.
Согласно ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
В соответствии с п.2 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Как усматривается из положений статьи 10 Устава города Махачкалы, администрация города Махачкалы является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными и республиканскими законами.
Следовательно, исполнение требований законодательства по обеспечению надлежащего функционирования бюджетного образовательного учреждения является обязанностью Администрации города Махачкалы, причем независимо является ли местный бюджет дотационным.
Вместе с тем, судом установлено, что указанные нарушения правил пожарной безопасности в здании и помещениях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа - Детский сад №68», расположенного по адресу: г. Махачкала, пр-кт, И. Шамиля, д. 89 «д», а именно: 1. в целях устранения пп. 17,43,48,50,54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 завести журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты; 2. в целях устранения п.9 Постановления Правительства РФ № 1479 составить акты практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей; 3. в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ № 1479 разработать проектную документации на установленную автоматическую систему пожарной сигнализации; в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ № 1479 организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств; 5. в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ № 1479 представить акты исправности автоматической системы обнаружения пожара- устранены.
В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бремя доказывания указанных обстоятельств лежало на истце, представленные им доказательства отвечают требованиям ст.ст. 59-60 ГПК РФ, они стороной ответчика вопреки ч.1 ст.56 ГПК РФ не опровергнуты и не представлены суду доказательства их подложности или несоответствия действительности.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательств с позиций ст.ст. 59-60, 67 ГПК РФ, с учетом частичного устранения вышеуказанных нарушений, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить частично.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокуратуры Ленинского района г.Махачкалы к Администрации г.Махачкалы, МБДОУ «Начальная школа - Детский сад №68», МКУ «Управление образования администрации г.Махачкалы», «Финансовое управление» Администрации г.Махачкалы о признании бездействий незаконными, удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации городского округа внутригородским делением «город Махачкала», Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа - Детский сад № 68» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» незаконными.
Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Финансовое управление Администрации городского окрута «город Махачкала» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
1. в целях устранения п. 5 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479; ГОСТ 34428-2018 На этаже здания (на видных местах) разработать планы эвакуации людей при пожаре, выполнены в фотолюминесцентном исполнении;
2. в целях устранения п.25 Постановление Правительства РФ № 1479 на этаже и здания в полу на путях эвакуации, не применять декоративно-отделочные материалы с неизвестными пожарно-техническими характеристиками;
3. в целях устранения п.6.12* СНи 21-01-97* и п.5.1.3 СП 1.13130.2020 принять меры по оборудованию групповых ячеек, расположенных на этажах здания с пребыванием более 10 лиц дополнительными эвакуационными выходами,
4. в целях устранения СНиП 21-01-97* п. 6.17; СП 1.13130.2020 п. 4.2.22 принять меры по открыванию двери эвакуационных выходов из групповых ячеек по направлению эвакуации людей из, помещения (2-я младшая, старшая А груша, средняя груша А и Б);
5. в целях устранения ст. 4 СП 1.13130.2020 п. 5.2.3; СП 2.13130.2020 п. 5.4.16 Ф3 от 22.07.2008 г. No123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отделить лестничные клетки здания от коридоров противопожарными дверьми 2-го типа огнестойкости,
6. в целях устранения п. 37 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 обеспечить видимый доступ к световым оповещателям в групповых ячейках и музыкальном зале, обозначающие эвакуационные выходы;
7. в целях устранения СП 4.13130.2013 п. 5.1.2 Помещение электрощитовой отделить противопожарной дверью от коридора (смежного помещения);
8. в целях устранения п.26 Постановление Правительства РФ №1479 принять меры по обеспечению возможности свободного открывания изнутри без ключа на двери эвакуационного выхода 1-го этажа здания,
9. в целях устранения ч.7 ст. 83 Ф3 от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принять меры по дублированию сигнала Автоматическая система обнаружения пожара на пульт подразделения пожарной охраны;
10. В целях устранения п.48 Постановление Правительства РФ No1479 разработать направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающе позерхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - Детский сад № 68» г. Махачкала, после поступления денежных средств обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных информации № ИВ-191-4-4-283 от 01.03.2023 начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УПД и ПР России по РД - Гитинова Р.М.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2023 года, мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 18 августа 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.Г. Абдурахманов
Решение (определение) вступило в законную силу « __» ______________ 20 __ г. | КОПИЯ ВЕРНА Подпись судьи: ________________ Подпись секретаря: _____________ МП: Подлинный документ подшит в гражданское дело № 2-2880/2023 г. УИД - 05RS0031-01-2023-002226-10 |