Дело № 2-2881/17
Решение в окончательной форме изготовлено 07 ноября 2017 года
(с учетом выходных и праздничных дней)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2017 года г. Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Гедымы О.М.
при секретаре Леметти Б.В.
с участием:
представителя истца ФИО1
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действуя в интересах истца ФИО3 на основании доверенности, обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» (далее ФГУП «Росморпорт») о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что в период с 10.09.2016 по 20.02.2017 ФИО3 состоял с ответчиком в трудовых отношениях, работал в должности <данные изъяты>. 20 февраля 2017 года он был уволен с занимаемой должности по собственному желанию. Период работы истца у ответчика составил 164 дня, однако за указанный период ответчиком не был предоставлен истцу ежегодный оплачиваемый отпуск, а также дни отдыха.
Разделом 5 трудового договора, заключенного с истцом, работнику установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 год. При этом, максимальная продолжительность работы работника на судне между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не может превышать 120 календарных дней. Поскольку за период с 10.09.2016 по 20.02.2017 истец находился на судне, что составило 164 дня, полагает, что в период с 10 января 2017 года по 20 февраля 2017 года (44 дня) у него образовалась сверхурочная работа, которая подлежит оплате в двойном размере. Также обращает внимание, что пунктом 3.5. приказа №203 от 08.04.2015 ФГУП «Росморпорт» об утверждении Положения об организации и оплате труда работников плавсостава судов ФГУП «Росморпорт» установлена оплата труда работников за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) за каждый час работы в двойном размере.
Поскольку, начиная с 10 января 2017 года ФИО3 не должен был работать на судне, считает, что на сверхурочные 44 дня работы работодателем должна быть начислена заработная плата в двойном размере. Так, за 22 дня января (с 10.01.2017 по 31.01.2017) недоплаченная часть заработной платы составила 53 360, 26 рублей, за 20 дней февраля (с 01.02.2017 по 20.02.2017) недоплаченная часть заработной платы составила 102 887,57 рублей. Общая сумма задолженности ответчика по оплате сверхурочной работы истца составила 156 247, 83 рубля.
Ссылаясь на положения статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает, что в результате бездействия ответчика по оплате заработной платы в повышенном размере с учетом сверхурочной работы, истцу причинены нравственные страдания, которые он оценивает в сумме 17 000 рублей.
С учетом изложенного, просит взыскать с ответчика в пользу истца оплату труда за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) за период с 10.01.2017 по 20.02.2017 (44 дня) в сумме 156 247 рублей 83 копейки, компенсацию морального вреда за бездействие ответчика по оплате сверхурочной работы за период с 10.01.2017 по 20.02.2017 в сумме 17 000 рублей.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя. На удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, по основаниям и доводам, изложенным в иске. Указал, что в данном случае истец пребывал на судне более 120 календарных дней, период превышающий максимальный срок пребывания на судне составил 44 дня, которые, по мнению истца, являются сверхурочной работой и подлежат оплате в двойном размере. С разъяснениями, предоставленными директором Административного департамента Минтранса России по запросу суда, в части оплаты сверхурочной работы не согласился, указав, что Приказ Минтранса России от 20.09.2016 №268 подписан самим Министром, тогда как разъяснения даны директором Административного департамента, не подтвердившего свои полномочия на дачу разъяснений приказов Минтранса России. С учетом изложенного, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 32-34). Указал, что при увольнении ФИО3 с занимаемой должности ему были произведены все причитающиеся выплаты, в том числе оплата отгулов в двойном размере. Поскольку за спорный период работы у истца отсутствовала сверхурочная работа, полагает, что оснований для взыскания заработной платы за сверхурочную работу не имеется. Доводы истца и его представителя о том, что период работы истца на судне с 10.01.2017 по 20.02.2017 в количестве 44-х дней является сверхурочной работой, находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании статей 104, 99 Трудового кодекса Российской Федерации. Также указал, что в период работы истца на судне <данные изъяты>, ФИО3 участвовал в выполнении двух рейсов с 10.09.2016 по 10.10.2016 и с 08.12.2016 по 15.02.2017, что составило 31 день и 68 дней соответственно. В период с 11.10.2016 по 07.12.2016 судно находилось в порту Мурманск в междурейсовой стоянке, в связи с чем истец работал в соответствии с графиком несения вахт в порту, которым предусмотрено предоставление выходных дней. В период междурейсовой стоянки истец использовал 14 дней отдыха на берегу. С учетом изложенного, считает, что ответчиком не было допущено нарушения пункта 10 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания. Поскольку действиями ответчика нарушения трудовых прав истца не допущено, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).
Статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (статья 152 ТК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
В силу частей 2 и 3 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Под сменной работой в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации понимается работа в две, три или четыре смены, которая вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При указанном режиме рабочего времени каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
Работа сверх установленной нормы часов, но в соответствии с графиком сменности, не считается сверхурочной, поскольку образуется из-за невозможности сократить продолжительность дежурств и определяется спецификой работы предприятия.
Поскольку при суммированном учете рабочего времени нормальную продолжительность рабочего времени в течение дня (смены) или недели соблюсти невозможно, то не представляется возможным и установить продолжительность ежедневной переработки и определить количество часов, подлежащих оплате в полуторном и двойном размере. Нормами Трудового кодекса Российской Федерации механизм подсчета продолжительности ежедневной переработки при суммированном учете рабочего времени не определен.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела 07 сентября 2016 года между сторонами заключен трудовой договор №, по условиям которого ФИО3 принят на работу к ответчику на должность <данные изъяты>, дата начала работы – 10 сентября 2016 года (л.д. 16-22).
Пунктом 9 трудового договора предусмотрено, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата, включающая: должностной оклад в размере 16 850 рублей в месяц; надбавки за работу в РКС в размере 80%; районный коэффициент в размере 1,4.
Пунктом 14 трудового договора предусмотрено, что работнику режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, графиком несения вахт (выполнения судовых работ) в соответствии с трудовым законодательством, особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
В соответствии с пунктом 15 трудового договора работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 (один) год.
Максимальная продолжительность работы работника на судне между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не может превышать 120 календарных дней (п. 16).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 27 января 2017 года сторонами в трудовой договор внесены изменения, согласно которым с 01.01.2017 работнику установлен должностной оклад в размере 17 400 рублей в месяц (л.д. 23).
Приказом работодателя ФГУП «Росморпорт» Мурманский филиал от 13.02.2017 № ФИО3 уволен с занимаемой должности 20 февраля 2017 года по собственному желанию, то есть по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из расчетного листка истца за февраль 2017 года следует, что при увольнении истцу была начислена заработная плата, компенсация отпуска и иные причитающиеся выплаты в общей сумме 221 517 рублей 51 коп., за вычетом НДФЛ в сумме 28 797,28 рублей, расходов за мобильную связь в сумме 183 рубля 84 копейки, к выплате составило 192 536 рублей 67 копеек (л.д. 14). Указанная сумма была выплачена истцу в полном объеме, что подтверждается решением Ленинского районного суда города Мурманска от 14.06.2017 по делу №2-1826/17, вступившим в законную силу 20.07.2017 (л.д. 24-26).
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что за период работы у ответчика у него образовалась сверхурочная работа в количестве 44-х дней (за период с 10.01.2017 по 20.02.2017), однако в нарушение требований статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель не произвел оплату сверхурочной работы.
Проверяя доводы истца в данной части, суд приходит к следующему.Особенности регулирования труда и отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - членов экипажей) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации до 20 октября 2016 года устанавливались Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота (приложение №1 к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. N 11).
Согласно пункту 2.1 названного Положения рабочее время означает время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.
Пунктом 2.2 Положения установлена продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю.
В соответствии с пунктом 2.4. Положения для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива, исходя из конкретных условий работы судна (продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, продолжительности рейса, района плавания, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту) и установленного графика вахт (работ) членов экипажей, а также из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.
В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.
Вместе с тем, указанное Положение утратило силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 20.09.2016 N 535н.
Начиная с 21 октября 2016 года особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, утвержденным приказом Минтранса России от 20.09.2016 N 268.
Пунктом 10 Положения, утвержденного приказом Минтранса от 20.09.2016 №268, установлено, что для членов экипажа судна устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Продолжительность учетного периода определяется работодателем, исходя из конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, района плавания, частоты захода в порты, продолжительности навигационного периода, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту и на рейдовых стоянках и другие условия эксплуатации судна), установленного графика несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажа, но не может превышать одного года.
Максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
Приказом ФГУП «Росморпорт» от 08.04.2015 №203 утверждено Положение об организации и оплате труда работников плавсостава судов ФГУП «Росморпорт» (в редакции приказа ФГУП «Росморпорт» от 12.12.2016 №611), которое регулирует особенности труда и отдыха, порядка оплаты труда работников плавсостава судов ФГУП «Росморпорт» в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международными договорами, законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами ФГУП «Росморпорт».
Пунктом 3.7. Положения ФГУП «Росморпорт» для членов экипажей судов также установлен суммированный учет рабочего времени. Порядок ведения, которого устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка филиала ФГУП «Росморпорт».
Продолжительность учетного периода определяется филиалом ФГУП «Росморпорт», исходя из конкретных условий эксплуатации судна, установленного графика несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажа, но не может превышать одного года.
Максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
В случаях затруднения со сменой членов экипажа судна в иностранных или российских арктических портах, задержки судна в рейсе, отсутствием транспортной доступности, продолжительность работы на судне членов экипажа (всех или отдельных членов экипажа) с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства членов экипажа судна, а при его отсутствии - с иным представительным органом членов экипажа судна, может быть увеличена до 180 календарных дней.
Таким образом, Положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20.09.2016 №268 и Положением, утвержденным приказом ФГУП «Росморпорт» от 08.04.2015 №203, начиная с 21 октября 2016 года установлена максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха), которая не должна превышать 150 календарных дней.
В соответствии с пунктом 7.1. Правил внутреннего трудового распорядка Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт», являющихся приложением №1 к приказу Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» от 06.05.2014, особенности режима труда и отдыха плавсостава устанавливаются в соответствии с «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота», утверждаемым Приказом Министерства транспорта Российской Федерации.
Для моряков устанавливается рабочая неделя с нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов – для мужчин, работающих в нормальных условиях труда, и 36 часов для женщин, работающих в нормальных условиях труда. При этом месячная, годовая норма рабочего времени подсчитывается исходя из принятой за основную пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (п. 7.2.).
Каждый моряк при работе на судне должен иметь не менее одного периода времени, состоящего из 8 последовательных часов отдыха в течение 24 часов (п. 7.3.).
Установленной продолжительностью рабочего времени для работников является время, в течение которого они обязаны исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с графиком несения вахт и выполнения судовых работ, а также распорядком дня на судне, утверждаемым капитаном судна в соответствии с Уставом службы на судах морского флота (п. 7.4.); графики несения вахт и выполнения судовых работ в море моряками предусматривают, как правило, трехсменные вахты или ежедневную работу суммарной продолжительностью 8 часов в сутки без освобождения от работы на судне в выходные и нерабочие праздничные дни. Для плавсостава установлен суммированный учет рабочего времени. Учетным периодом является год (п. 7.5.); время работы сверх нормы рабочего времени при работе по установленному графику суммируется и предоставляется работнику в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха (отгулов) (п.7.6.); работа моряков сверх утвержденного графика в целях учета рабочего времени считается сверхурочной. Привлечение членов экипажа к сверхурочным работам допускается с согласия моряка (п. 7.8.); максимальная продолжительность работы членов экипажа на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. В случае затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных, российских арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена работников связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне членов экипажа (всех или отдельных его членов) может быть увеличена до 150 календарных дней (п. 7.16.).
Пунктом 8.1. правил внутреннего трудового распорядка предусмотрено, что суммированные дни отдыха (отгулы) предоставляются моряку после окончания его непрерывной работы на судне.
Для моряков графиком предоставления отпусков и отгулов является график смены экипажей, устанавливаемый судовладельцем (п. 8.2. ПВТР).
Таким образом, правилами внутреннего трудового распорядка Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт», а также пунктом 16 трудового договора, заключенного с истцом, установлено, что максимальная продолжительность работы работника на судне между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.
Представленными в материалы дела судовыми ролями подтверждено, что 10 сентября 2016 года ледокол <данные изъяты>, покинул порт Мурманск и прибыл обратно в тот же порт 10 октября 2016 года (л.д. 109-112, 113-115). 08 декабря 2016 года ледокол <данные изъяты> снова покинул порт Мурманск и находился в длительном рейсе (л.д. 116-119). На борту судна в качестве члена экипажа находился, в том числе и ФИО3
Справкой, выданной начальником СЭФ ФГУП «Росморпорт» от 27.09.2017 подтверждено, что в период с 10 сентября 2016 года по 10 октября 2016 года ледокол <данные изъяты> находился в рейсе. В период с 10.10.2016 по 08.12.2016 судно находилось в междурейсовой стоянке в порту Мурманск. 08 декабря 2016 года судно вышло из порта Мурманск в рейс и 07 января 2017 года прибыло в порт Певек, где находилось до 13 января 2017 года. В период с 13 по 24 января 2017 года судно находилось в море, а 24 января 2017 года прибыло в порт Певек, где находилось по 17 июля 2017 года, после чего покинуло порт Певек и 28 июля 2017 года прибыло в порт Мурманск (л.д. 88).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что в период с 10.09.2016 по 10.10.2016 и с 08.12.2016 по 28.07.2017 ледокол <данные изъяты> находился в рейсе.
Табелями учета рабочего времени в отношении истца ФИО3 подтверждено, что в период междурейсовой стоянки судна <данные изъяты> в порту Мурманск с 10.10.2016 по 08.12.2016, истец работал в соответствии с графиком несения вахт на судне. За указанный период ему предоставлялись дни отдыха между сменами: в октябре истцу было предоставлено 5 дней отдыха; в ноябре – 7 дней; в декабре – 2 дня, а всего 14 дней.
Из разъяснений, содержащихся в ответе Министерства транспорта Российской Федерации от 30.10.2017, предоставленных по запросу суда, следует, что пункт 10 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20.09.2016 №268, не предусматривает условий нахождения судна в рейсе, его стоянки в порту приписки судна, а также иного территориального нахождения судна для подсчета периодов работы членов экипажа судна.
Соответственно, за исключением периодов использования отпусков и (или) суммированных дней отдыха, периоды нахождения судна у причала, либо в акватории порта, в том числе не являющегося портом приписки судна, периоды междурейсовой стоянки судна в порту приписки включаются в периоды работы членов экипажа судна (л.д. 200-201)
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что в период междурейсовой стоянки судна <данные изъяты> в порту Мурманск с 10.10.2016 по 08.12.2016 истцу ФИО3 очередной ежегодный оплачиваемый отпуск и (или) суммированные дни отдыха не предоставлялись, суд приходит к выводу, что в период с 10.09.2016 по 20.02.2017 истец выполнял свои обязанности в качестве члена экипажа судна.
Таким образом, период работы истца на судне <данные изъяты> превысил максимальную продолжительность работы членов экипажа судна, установленную в количестве 120 календарных дней.
Из расчетных листков истца за январь и февраль 2017 года следует, что работа истца за январь и февраль 2017 года оплачена работодателем, исходя из количества отработанного истцом рабочего времени.
Табелями учета рабочего времени подтверждено, что за сентябрь 2016 года истцом отработано 126 часов (л.д. 106-108); за октябрь 2016 года истцом отработано 152 часа (л.д. 103-105); за ноябрь 2016 года отработано – 116 часов (л.д. 100-102); за декабрь 2016 года – 174 часа (л.д. 97-99); за январь 2017 года истцом отработано – 186 часов (л.д. 94-96); за февраль 2017 года – 104 часов (л.д. 91-93).
Таким образом, за период с 10 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года истцом отработано 568 часов, за период с 01 января 2017 года по 20 февраля 2017 года истцом отработано 290 часов. Вместе с тем, согласно производственному календарю на 2016 год норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составляет 1974 часа, а на 2017 год – 1973 часа.
В соответствии с ч. 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая, что истцу установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 год, суд приходит к выводу, что в спорный период времени у ФИО3 отсутствовала сверхурочная работа, то есть работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (за 1 год).
Доказательств того, что в спорный период работы в Мурманском филиале ФГУП «Росморпорт» ФИО3 привлекался работодателем к сверхурочной работе, стороной истца, как того требуют положения статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено, а судом не добыто.
При этом, доводы истца и его представителя о том, что период работы истца с 10 января по 20 февраля 2017 года в количестве 44-х дней является сверхурочной работой, поскольку превысил максимальную продолжительность работы истца на судне <данные изъяты>, суд во внимание не принимает, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, в частности статей 99, 104 Трудового кодекса Российской Федерации.
Работа сверх максимальной продолжительности работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу, при отсутствии сверхурочной работы, в том понятии, которое закреплено в статье 99 ТК РФ, с учетом требований статьи 104 ТК РФ, не является сверхурочной работой и подлежит оплате в обычном порядке, исходя из отработанного работником времени.
Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате за сверхурочную работу за период с 10.01.2017 по 20.02.2017.
Поскольку в удовлетворении основного требования истца о взыскании платы за сверхурочную работу судом отказано, тогда как требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда является производным требованием от основного, суд не находит оснований и для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда. При этом, суд учитывает, что действиями работодателя права истца на оплату сверхурочной работы нарушены не были.
Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» о взыскании оплаты труда за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) за период работы с 10 января 2017 года по 10 февраля 2017 года в размере 44 дней в сумме 156 247 рублей 83 копейки, взыскании компенсации морального вреда в сумме 17 000 рублей – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.М. Гедыма