ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2881/2021 от 08.09.2022 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Принято в окончательной форме 08.09.2022 г.

Дело № 2-346/2022 (УИД) 76RS0024- 01-2021-003415-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2022 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Семеновой О.О.,

при секретаре Клецкиной Е. С.,

с участием истца ФИО4, представителя истца по ордеру адвоката ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2, третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ТСЖ «Калинка» о защите прав потребителей,

установил:

Истец ФИО4 обратилась в суд с иском, с учетом уточнений от 30.08.2022 г.,

о взыскании с ТСЖ «Калинка» в пользу ФИО4 переплаты по оплате коммунальных услуг за электроэнергию, отопление, ОДН (сбор и утилизация мусора, ремонт и содержание жилья, горячая вода, ОСОТУ, холодная вода) в сумме 23 660 руб. 87 коп., переплаты по коммунальным платежам за отопление в связи с произвольным увеличением площади дома в сумме 2980 руб. 42 коп., компенсации морального вреда в сумме 300 000 руб.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что ФИО4 является собственником <адрес> по адресу: <адрес> общей площадью 42, 8 кв. метра.

Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Калинка».

Истец своевременно и в полном объеме оплачивает услуги в соответствии с предоставляемой ТСЖ информацией, указанной в платежной квитанции.

ФИО4 является <данные изъяты>.

В силу ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ истец имеет 50% льготу по оплате ряда коммунальных услуг. При этом указанная льгота не начисляется, так как, «якобы» истец является должником по коммунальным платежам перед ТСЖ «Калинка» по решению мирового судьи судебного участка № 4 Фрунзенского района г. Ярославля от 09.03.2016 года в сумме 26 100, 62 руб.

Указанная задолженность погашена. Непредставление ТСЖ «Калинка» сведении в государственный орган, производящий начисление указанных льгот (МКУ «Центр социальных выплат» отдел Фрунзенского района г. Ярославля) повлек повышенное начисление оплаты коммунальных услуг.

Истец оплачивает услуги в течение 3-5 дней (максимум 7 дней) после получения квитанции на оплату коммунальных услуг, при этом сами квитанции выдаются с опозданием на 53-60 дней что могло, повлечь возникновение задолженности, указанной в платежных квитанциях. При этом сумма в графе «долги» всего разная:

2018 год: сентябрь - 3205, 92 руб., октябрь - 3389, 80 руб., ноябрь - 2821, 86 руб., декабрь - 5902, 22 руб.

2019 год: январь - 6512, 21 руб., февраль - 7849, 25 руб., март - 8230,11 руб., апрель -7052,33 руб., май - 6388, 86 руб., июнь - 2660,17 руб., июль - 4560, 66 руб., август - 2062,33 руб., сентябрь -1977, 03 руб., октябрь - 4199,44 руб., ноябрь - 2878, 77 руб., декабрь - 3340, 87 руб.

Так же в некоторых платежных квитанциях была умышленно завышена площадь дома, в результате чего искусственно возросли цена на отопление.

Завышение площади было выявлено в декабре 2017 г., январе 2018 г. и сентябре-октябре 2019 года.

В апреле 2017 площадь составляла - 9877,1 кв. метр (увеличение на 131, 9), в июле 2017 - 9887,1, в августе - 9917, 75, в сентябре - 9948,4.

В январе 2018 года площадь дома указана 9999,1 кв. метр, тариф за отопление 1686,17. Таким образом, переплата за отопление в 2018 году составила 2739,19 руб.

В сентябре - октябре 2019 года площадь дома указана 9848,8 кв. метра (на 103. 6 км. метров больше).

Переплата за 2019 год в связи с произвольным увеличением площади составила - 2980,42 руб.

Истцу незаконно указали в квитанциях по оплате коммунальных услуг завышенные суммы, связанные в том числе, с неначислением льготы как инвалиду 2 группы.

Незаконно указали в платежной квитанции за электроэнергию за 2018 год октябрь - ноябрь -115,29 + 110, 77 = 226,06 руб. За 2019 год (январь - декабрь: 116,28 руб. + 90,88 руб. + 47,93 руб. + 137,93 руб. + 62,10 руб. + 57,93 руб. + 95,10 руб. + 11,75 руб. + 166,16 руб. +39,54 руб. + 35,38 руб.) = 860,34 руб.

Итого за электроэнергию - 1086,44 руб. (л. д. 53-54). Повышенная оплата за ОДН (сбор и утилизация мусора) составила за период с 01.09.2018 по 31.12.2019 года: 2018 год -105,29 умножить на 4 мес. = 421,16 руб.;

2019 год - 75, 20 умножить на 6 мес. (январь - июнь) = 451, 20 руб.; с июля по декабрь 95, 68 умножить на 6 мес. = 574, 08 руб.

Итого за сбор и утилизацию мусора -1446,44 руб. (л. д. 42-43).

Переплата за отопление составила: сентябрь - декабрь 2018 года: по установленным тарифам (87,65 + 729,90 + 1414,30 + 1800,32) = 4032,17 руб.; по квитанции (91,18 + 757,23 + 1467,93 + 1868,35) = 4184,69 руб. То есть переплата за отопление в 2018 году составила: 4184, 69 - 4032,17 = 152, 20 руб.

В 2019 году - по тарифам с января по май и с октября по декабрь: (2269,18 + 2034, 25 + 1446, 93 + 1247, 60 + 925,47 + 869, 29 +1508,32 + 2134,86) = 12435, 90 руб.

По квитанции (2268,74 + 2034,57 + 1447,18 + 1248 + 925,30 + 869,30 + 1508,33 + 2134,86) = 12436,28 руб. Итого за 2019 год переплата по квитанции составила 0, 38 руб.

Итого переплата за отопление составила 152,58 руб. (л.д. 39-41).

Переплата за ОДН (ремонт и содержание жилья), в том числе из-за непредоставления 50% льготы как инвалиду 2 группы составила: за сентябрь -декабрь 2018 года – 1130,78 умножить на 4 мес. = 4523,12 руб., за январь - декабрь 2019 года составила 1260,46 умножить на 12 месяцев = 15 125, 52.

Итого переплата за ОДН (ремонт и содержание жилья) составила - 19 648, 64 руб. (л. д.36).

Переплата за непредоставление льготы на ОДН (горячая вода) составила за 2019 год: по установленным тарифам июнь - сентябрь (2,28 + 21,04 + 15,49 + 16,22) - 55,03 руб.; по квитанции (30,85 + 257, 04 + 189, 21 + 198,14) = 675, 24 руб.

Итого переплата за 2019 год за ОДН (горячая вода) составила 620,21 рубль (л. д. 44-45).

Переплата за ОДН (ОСОТУ - содержание общедомовых сетей) составило с сентября 2018 по декабрь 2019 года: сентябрь - декабрь 2018 года - 38, 09 умножить на 4 мес. = 152, 36 руб. + за 2019 год – 46, 22 = 554, 64 руб.) = 706,40 руб. (л. д. 37).

Переплата за ОДН (холодная вода) за 2018 год (сентябрь-декабрь) по тарифам составила (6, 59 + 3,93 + 4, 82 + 33,77+ - 49,11 руб.; по квитанциям (6,60 + 3, 94 + 3. 94 + 4. 83 + 33. 79) - 49,16 руб., итого 0.11 руб. За 2019 год (8 мес.): по тарифам 238, 29 руб., по квитанциям - 238, 34 руб. Итого – 0, 05 руб.

Итого переплата за ОДН (холодная вода) составила – 0,16 руб. (л.д. 48-50).

За период с 01.09.2018 года по 31.12.2019 года переплата включенная в квитанции составила (электроэнергия - 1086, 44 руб. + сбор и утилизация мусора - 1446,44 руб. + отопление -152,58 руб. + ремонт и содержание жилья -19 648, 64 руб. + горячая вода - 620, 21 руб. + ОСОТУ - 706,40 руб. + холодная вода - 0,16 руб.) - 23 660,87 руб.

В результате незаконных действий правления ТСЖ «Калинка» по завышенному начислению оплаты коммунальных услуг истцу, в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» был причинен моральный вред на сумму 300 000 руб.

В судебном заседании истец и ее представитель по ордеру адвокат ФИО1 поддержали заявленные исковые требования, с учетом уточнений, по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2, третье лицо ФИО3 не признали заявленные исковые требования. Поддержали письменные возражения на исковое заявление.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в связи со следующем.

Судом установлено, что истцу принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>.

ФИО4 установлена <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии МСЭ-2004 НОМЕР (л.д. 56).

Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Калинка».

Частью 1 ст. 153 ЖК РФ на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Многоквартирный жилой <адрес> оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, воды, ИПУ воды. ИПУ на отопление отсутствует.

Начисление платы истцу за холодное водоснабжение (питьевая вода) осуществляется ответчиком по тарифам ресурсоснабжающей организации - ОАО «Ярославльводоканал», утвержденным Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (за м3): с 01.07.2018 по 31.12.2018 -28,92 руб.; с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 29, 41 руб.; с 01.07.2019 по 30.06.2020 – 29,70 руб.; с 01.07.2020 по 28.02.2021 – 31,00 руб.

Начисление платы за электроэнергию, осуществляется ответчиком по тарифам, утвержденным Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (за 1 кВТ): с 01.07.2018 по 31.12.2018-3,56 руб., с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 3,62 руб., с 01.07.2019 по 30.06.2020 - 3,69 руб., с 01.07.2020 по 28.02.2021 -3,84 руб.

Согласно абзаца четвертого пункта 54 (в редакции, действовавшей до 10 августа 2021 года) при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к данным Правилам.

Начисление платы за отопление истцу производилось ответчиком по вышеуказанной формуле.

При определении платы за горячее водоснабжение, ответчиком применяется формула 20 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Начисление платы за отопление и горячее водоснабжение осуществляется ответчиком по тарифам ресурсоснабжающей организации - ПАО «Территориальная генерирующая компания №2», утвержденным Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области

Отопление (за Гкал): с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 1750 руб., с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 1779,66 руб., с 01.07.2019 по 30.06.2020 - 1785,00 руб., с 01.07.2020 по 28.02.2021 – 1850 руб.

Горячее водоснабжение (компонент за теплоноситель) (м3): с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 37,16 руб., с 01.01.2019 по 30.06.2019- 40,67 руб., с 01.07.2019 по 31.12.2019 -40,83 руб.

Поскольку ответчик использует открытую и закрытую схему (бойлер) для приготовления горячей воды, применяется формула расчета определения размера платы за услугу горячего водоснабжения от теплоисточников, указанная в Письме Департамента энергетики и регулирования тарифов ЯО от 27.01.2014 №31-00236/14.

Исходя вышеназванной формулы с июля 2018 по декабрь 2018 г. тариф на ресурс для потребителей горячей воды составил: 1м3*0,0589944*1750+1м3*28,92= 132,16 руб. (в том числе 103,24 руб. нагрев).

С января 2019 по апрель 2019: 1м3*0,0589944*1779,66 + 1м3*29,41 = 134,40 руб. (в том числе 104,99 руб. нагрев).

С май по июнь 2019 г.: 1м3*0,0589944*1779,66+ 1м3*40,67 = 145,66 руб. (в том числе 104,99 руб. нагрев).

Нормативы потребления коммунальных услуг гражданами утверждены Постановлением мэра Ярославля от 19.08.2002 г. №2609 «О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле» (жилые дома квартирного типа с централизованным горячим и холодным водоснабжением, канализацией, оборудованные душами и ванной длинной 1,5 - 1,7 м) и составляют: холодное водоснабжение - 0, 217 куб. м. на 1 чел. в сутки, горячее водоснабжение - 0, 112 куб. м. на 1 чел. в сутки, водоотведение - 0,329 куб. на 1 чел. в сутки.

При расчете истцу платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в доме (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), в соответствии с п. 4 Протокола № 8 общего собрания собственников жилья и членов ТСЖ «Калинка» в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 04.07.2013 г. установлена методика расчета расходов на ОДН водоснабжения, ОДН стоков, ОДН электроэнергии, исходя из которой, производится расчет сверх тарифа содержания и ремонта жилья, выставляя в платежном документе отдельной строкой и распределяется пропорционально общей площади жилого помещения (л.д. 206 т.1).

Пунктом 28 протокола № 11 общего собрания собственников жилья и членов ТСЖ «Калинка» в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 17.07.2015 г. утверждено распределение объема коммунальной услуги без ограничений в размере превышения объема нормативного значения на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний общедомового прибора учета над объемом, рассчитанного исходя из нормативного потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды между всеми жилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения по виду услуг холодного водоснабжения ОДН, горячего водоснабжения ОДН, электроэнергии ОДН (л.д. 211 т.1).

Согласно п. 2 протокола №18 общего собрания собственников помещений ТСЖ «Калинка» от 14.08.2021 г. установлена методика расчета расходов на КР (коммунальные ресурсы) холодной воды на СОИ, КР горячей воды на СОИ, КР отведения сточных вод на СОИ, КР электроэнергии на СОИ (содержание общего имущества).

Утверждено распределение объема КР без ограничений в размере превышения объема нормативного значения на СОИ, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета над объемом, рассчитанного исходя из нормативного потребления услуги, предоставленной на СОИ между всеми жилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения по виду услуг КР. Расчет производится сверх размера платы за содержание жилья.

Общим собранием принято решение о применении указанного пункта с 01.06.2017 года (л.д. 217 т.1).

Общая площадь всех жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме составляет 9745,2 кв.м., что подтверждается Техническим паспортом на жилой дом (дома) и земельный участок от 11.03.2009 г. Указанная площадь дома применяется при расчетах за коммунальные услуги и отражена в платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за сентябрь 2018 - декабрь 2019 г.

Расчеты платы за услуги: содержание жилья, ОСОТУ, сбор мусора за сентябрь 2018 – декабрь 2019 г. осуществляются по тарифам, установленным на общих собраниях членов ТСЖ «Калинка» (протокол № 15 от 08.12.2018 г. и протокол № 16 от 12.01.2020 г.).

Согласно представленному ответчиком расчету (л.д. 37 т. 2), вceгo за период с 01.09.2018 по 31.12.2019 года по всем услугам истцу начислено 46952,85 руб., что подтверждается карточкой расчетов за период с 01.09.2018 по 31.12.2019, задолженности у истца по оплате за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги не имеется.

ФИО4 является инвалидом II группы, в связи с чем, относится к категории граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Сумма начисленных истцу льгот отражается в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг по графе 12.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО4 указывает на то, что ТСЖ «Калинка» указанную компенсацию предоставляет в неверном размере, с нарушением положений ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Отношения, возникающие в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).

В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.

Согласно пояснениям ответчика, данным в судебном заседании, расчет льгот истцу производится по региональным стандартам социальной нормы площади жилого помещения (на семью из одного человека 33 кв.метра). ТСЖ Калинка сдает файл расчета льгот в учреждение «Отдел социальных выплат Фрунзенского района МКУ "Центр социальных выплат" города Ярославля"", которое производит сверка на предмет предоставления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, выплат льгот ТСЖ не осуществляет. Расчет льгот по отоплению производится от суммы, указанной в графе начислено, а не от графы сумма льгот, как указывает истец, и составляет 50 %.

Расчет коммунальных услуг был произведен ответчиком правомерно - в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 (паспорт <данные изъяты> г.) к ТСЖ «Калинка» (ОГРН НОМЕР) - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.О. Семенова