ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2882/2023 от 24.10.2023 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

2-2882/2023~М-2520/2023

86RS0-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В., при помощнике судьи Судьевой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хакимовой Е.Л., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Хакимовой Е.Е., Хакимова Н.Е., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Хакимова П.Е., Хакимова Н.Е. к акционерному обществу «Юганскводоканал», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЮганскСевер» о восстановлении нарушенного права потребителя на получение коммунальных услуг надлежащего качества,

УСТАНОВИЛ:

Хакимовы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением к акционерному обществу «Юганскводоканал» (далее по тексту АО «ЮВК»), обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЮганскСевер» (далее по тексту ООО «УК ЮганскСевер»), в котором просят обязать ответчиков освободить от уплаты коммунальной услуги горячего и холодного водоснабжения по (адрес) до подачи воды соответствующей требованиям СанПиН.

Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по (адрес). Ответчики оказывают коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению ненадлежащего качества – постоянно течёт ржавая вода с неприятным запахом. Истец неоднократно обращалась к ответчикам с жалобами на некачественную воду, однако до настоящего времени отбор проб воды в квартире истца не произведён. Ответчиками не представлено доказательств о соответствии поставляемой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, в связи с чем, истец считает возможным требовать освобождения от оплаты коммунальной услуги горячего и холодного водоснабжения до подачи воды соответствующей требованиям СанПиН.

В письменных возражениях ООО «УК ЮганскСевер» возражает против удовлетворения требований, просит в иске отказать, указав, что 25.04.2023 в адрес ООО УК «ЮганскСевер» от потребителей коммунальных услуг-собственников жилого помещения по адресу: (адрес) поступило обращение о предоставлении им некачественной холодной и горячей воды. В рамках раздела 10 Правил была проведена проверка фактов, изложенных в данных обращениях, По результатам проверки, данным потребителям был произведен перерасчет за коммунальные услуги с момента первого обращения с последующим снижением на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета в соответствии с пунктом 101 Правил ).

Факт произведенного перерасчета подтверждается отчетом по лицевому счету, представленными ОАО «РКЦ ЖКХ», открытом по (адрес), за период с 01.04.2023 по 30.09.2023 произведен перерасчет с последующим прекращением начисления по Правилам : за ГВС теплоноситель в размере 1 756,92 руб., холодное водоснабжение в размере 2 182,84 руб. Итого в размере 3 939,76 руб.

Обществом было направлено истцу соответствующее уведомление об изменении размера платы за коммунальные услуги (прекращение начисления) и отражению в платежном документе, ежемесячно доставляемом истцу в почтовый ящик.

В адрес АО «Юганскводоканал» было направлено письмо, о том, что от потребителя коммунальных услуг, проживающего по (адрес), находящегося в управлении ООО УК «ЮганскСевер», поступило заявление о предоставлении коммунальных услуг по воде ненадлежащего качества и выполнения перерасчета, а также направить представителя АО «Юганскводоканал» для осуществления проверки качества предоставления питьевой воды ненадлежащего качества, отбора проб воды для лабораторного исследования состава и свойств холодной воды, предпринять незамедлительные и исчерпывающие меры для предоставления потребителям коммунальных услуг питьевую воду надлежащего качества и произвести перерасчёт управляющей компании на тот объем, на который управляющая компания была вынуждена уменьшить потребителю размер платы с момента первого обращения до возобновления подачи холодной и горячей воды, соответствующей требованиям, предъявляемым к качеству.

Необходимо отметить, что система горячего водоснабжения МКД в (адрес) является закрытой и Общество использует поставленную холодную воду для самостоятельного производства горячей воды при использовании теплообменника, т.е. в МКД поступает только холодная (питьевая) вода, которая при помощи теплообменника подогревается и уже в виде горячей воды поставляется до конечного потребителя.

Стороны в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Хакимова Е.Л., Хакимов Н.Е., Хакимова Е.Е., Хакимов П.Е., Хакимов Е.Р. являются собственниками жилого помещения, расположенного по (адрес).

ООО «УК «ЮганскСевер» осуществляет управление МКД.

25 апреля 2023 года Хакимова Е.Л. обратилась в ООО «УК «ЮганскСевер» с заявлением о предоставлении коммунальной услуги горячего и холодного водоснабжения ненадлежащего качества.

Письмом ООО «УК «ЮганскСевер» от 29 сентября 2023 года истцам сообщено о том, что проведена проверка фактов, изложенных в заявлении, в связи с чем, в ОАО «РКЦ ЖКХ» было направлено письмо о поведении уменьшения размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению с момента первого обращения до возобновления подачи холодной воды, соответствующей требованиям, предъявляемым к качеству. Изменение размера платы за коммунальные услуги (прекращение начисления) будет отражено в платежном документе.

АО «Юганскводоканал» является единственной ресурсоснабжающей организацией в городе Нефтеюганске по поставке коммунального ресурса холодная (питьевая) вода, ООО УК «ЮганскСевер» получает для использования коммунальный ресурс холодной (питьевой) воды, который поставляется АО «Юганскводоканал» по заключенному договору ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг от 01.06.2019г. , который приобретается в целях предоставления коммунальных услуг.

Решением Нефтеюганского городского суда по делу (с учетом апелляционного определения от 19.05.2017), за период с 01.01.2012 по 30.03.2014 установлен факт поставки АО «Юганскводоканал» населению города Нефтеюганска некачественной холодной (питьевой) воды (воды, несоответствующей по качеству установленным СанПиН требованиям), а также размещенные в открытом доступе Государственный доклад Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2021 году», размещённый на открытом общедоступном государственном информационном ресурсе, свидетельствуют о наличии факта поставки некачественной воды в г.Нефтеюганске, в т.ч. в спорные объекты (МКД).

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 31 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее по тексту Правила № 354), исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

В силу подпункта «д» пункта 3 Правил № 354, качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведённым в Приложении № 1 к настоящим Правилам.

Пунктами 1, 2 Приложения № 1 к Правилам № 354 предусматривает требования по качеству коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в виде постоянного соответствия состава и свойств воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПин 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09), а также устанавливает, что отклонение от состава и свойств воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Пунктом 150 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчёт потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону её уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, содержится в разделе Х Правил № 354.

Согласно пунктам 105, 106, 108, 109, 110 Правил № 354, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

По окончании проверки составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении № 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Если для проведения экспертизы качества коммунальной услуги необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то исполнитель обязан произвести или организовать проведение отбора такого образца. В этом случае в акте проверки должно быть указано кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую ёмкость произведён отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки, которые участвовали в проверке.

В силу пункта 111 Правил № 354, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);

б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведённой в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтверждён, в том числе по результатам проведённой экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);

в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учёта и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;

г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.

Таким образом, из анализа вышеприведённых норм действующего жилищного законодательства следует, что доказательством предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, которое служит основанием для произведения исполнителем коммунальных услуг перерасчёта платы, является акт нарушения качества коммунальной услуги, а датой, с которой считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является дата сообщения потребителем о факте нарушения качества коммунальной услуги.

Судом установлено, что исполнителем коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению по (адрес) является ООО «УК «ЮганскСевер».

Доказательств, подтверждающих, что в настоящее время в данное жилое помещение поставляется вода надлежащего качества, ответчиком в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, суд с учётом положений пункта 150 Правил № 354 находит подлежащим удовлетворению требование об освобождении от оплаты коммунальной услуги горячего и холодного водоснабжения с момента вынесения судом решения и до подачи воды соответствующей требованиями СанПин.

При этом, доводы ответчика ООО «УК «ЮганскСевер» об освобождении истцов от платы за поставленный коммунальный ресурс ненадлежащего качества, что является основанием для отказа в удовлетворении требований, судом отклоняются, поскольку как следует из представленной выписке по лицевому счету за период с 01.04.2023 по 30.09.2023 фактически перерасчет услуг произведен в сентябре 2023 года (после обращения в суд с иском в августе 2023), тогда как потребитель обратился с заявлением к ответчику в апреле 2023 года.

Учитывая, что отсутствие судебного акта об освобождении истцов от оплаты коммунального ресурса ненадлежащего качества не гарантирует такое освобождение в будущем, требования истцов надлежит удовлетворить.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Хакимовой Е.Л., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Хакимовой Е.Е., Хакимова Н.Е., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Хакимова П.Е., Хакимова Н.Е. удовлетворить частично.

Освободить Хакимову Е.Л., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетней Хакимовой Е.Е., Хакимова Н.Е., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Хакимова П.Е., Хакимова Н.Е. от оплаты за горячее и холодное водоснабжение по (адрес) с момента вынесения судом настоящего решения и до подачи горячей и холодной воды соответствующей требованиям СанПиН.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЮганскСевер» в доход бюджета города окружного значения Нефтеюганск государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья. Подпись.

Копия верна. Судья Ю.В. Дудырева

Решение в мотивированной форме составлено 13.11.2023 года.