ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2885/202211ОК от 11.10.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-2885/2022 11 октября 2022 года

49RS0001-01-2022-004119-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Пановой Н.А.,

при секретаре Носулько Д.А.,

с участием представителя истца Орловой О.С.,

представителя ответчика МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» Регуш М.В., Гергела Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Магаданской области к Муниципальному унитарному предприятию г. Магадана «Магадантеплосеть», Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Магаданэнерго» о возложении обязанности установить общедомовые приборы учета используемой тепловой энергии в многоквартирном доме и ввести их в эксплуатацию,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция Магаданской области (далее - Жилищная инспекция) обратилась в Магаданский городской суд с названным иском.

В обоснование заявленных требований указано, что многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане находится в реестре лицензий Магаданской области у управляющей организации ООО «Управляющая компания г. Магадана», которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 15 марта 2018 года.

По информации, полученной от ООО «Управляющая компания г. Магадана» от 27 июля 2022 года, многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. При этом собственники помещений многоквартирного жилого дома по указанному адресу не принимали решения об установке общедомовых приборов учета используемой тепловой энергии.

Сообщает, что Жилищной инспекцией сделан запрос в ПАО «Магаданэнерго» и МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» о принимаемых мерах по оснащению многоквартирных домов, в том числе по адресу: г. Магадан, ул. Приморская, д. 7, коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.

27 июля 2022 года в адрес Жилищной инспекции поступило письмо из ПАО «Магаданэнерго», согласно которому многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане имеет непосредственное присоединение к сетям МУП г. Магадана «Магадантеплосеть».

Таким образом, ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей передачу тепловой энергии и владеющей тепловыми сетями, присоединенными к энегопринимающим устройствам многоквартирного дома № 7 по ул. Приморской в г. Магадане, является МУП г. Магадана «Магадантеплосеть».

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд обязать МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить общедомовые приборы учета используемой тепловой энергии и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета тепловой энергии в жилом многоквартирном доме № 7 по ул. Приморской в г. Магадане.

Определением судьи от 15 августа 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены ПАО «Магаданэнерго» и ООО «Управляющая компания г. Магадана».

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 2 сентября 2022 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ПАО «Магаданэнерго», при этом указанное юридическое лицо исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.

Представители третьего лица ООО «Управляющая компания г. Магадана», ответчика ПАО «Магаданэнерго» для участия в судебном заседании не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Жилищной инспекции требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что обязанность по установке общедомовых приборов учета используемой тепловой энергии и ввода их в эксплуатацию лежит на обоих ответчиках, поскольку дом имеет непосредственное присоединение к сетям МУП г. Магадана «Магадантеплосеть», а ресурсоснабжающей организацией является ПАО «Магаданэнерго».

Представители ответчика МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» требования не признали, указав, что многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане подключен к тепловым сетям МУП г. Магадана «Магадантеплосеть», которое на основании договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного 11 октября 2018 года с ПАО «Магаданэнерго», оказывает последнему услугу по транспортировке горячей воды от ТЭЦ до наружной стены спорного дома, а далее ПАО «Магаданэнерго» доводит горячую воду до потребителей. Отметили, что именно ПАО «Магаданэнерго» на основании договора с управляющей организацией начисляет оплату за тепловую энергию и выставляет потребителям счета на оплату, следовательно, именно на ПАО «Магаданэнерго», как на ресурсоснабжающей организации, лежит обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, следовательно, считает, что МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» является ненадлежащим ответчиком по делу.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика ПАО «Магаданэнерго» указал, что спорный многоквартирный дом присоединен к тепловым сетям МУП г. Магадана «Магадантеплосеть».

В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица ООО «Управляющая компания г. Магадана» указал, что исковые требования поддерживает.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

На основании подп. 8 ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подп. «з» п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)» предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Жилищная инспекция в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Магаданской области, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 12-пп, является уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим региональный государственный жилищный контроль (надзор) в Магаданской области и вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п. 3.1, подп. 4 п. 3.8).

Обращаясь в суд с вышеназванным иском, Жилищная инспекция утверждает, что многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане имеет непосредственное присоединение к сетям ресурсоснабжающей организации МУП г. Магадана «Магадантеплосеть», при этом ресурсоснабжающей организацией указанного дома является ПАО «Магаданэнерго», которыми до настоящего времени не приняты меры по оборудованию дома общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергоснабжении) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Положениями ч. 5 ст. 13 Закона об энергоснабжении закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.

В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, в срок до 1 июля 2013 года организации, указанные в ч. 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 - 6.1 и 8 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В силу ч. 9 ст. 13 приведенного Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

При этом положениями ч. 1 ст. 13 этого же Закона предусмотрено, что требования названной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.

Таким образом, из приведенного правового регулирования следует, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по оснащению таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и вводу их в эксплуатацию, обязанность по совершению таких действий возлагается на организацию, осуществляющую снабжение тепловой энергией и сети которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома.

Подп. «с» п. 31 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с указанными Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.

Из приведенной нормы закона следует, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по оснащению таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и вводу их в эксплуатацию, обязанность по совершению таких действий возлагается на организацию, осуществляющую снабжение тепловой энергией.

Как установлено судом и следует из материалов дела, управляющей организацией многоквартирного жилого дома № 7 по ул. Приморской в г. Магадане является ООО «Управляющая компания г. Магадана».

Из ответа управляющей организации ООО «Управляющая компания г. Магадана» от 27 июля 2022 года, адресованного Жилищной инспекции, следует, что многоквартирный дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Собственниками помещений указанного дома не принималось решение об установке общедомовых приборов учета используемой тепловой энергии.

При этом на основании запрошенных судом сведений установлено, что указанный дом введен в эксплуатацию в 1963 году, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался, в 2021 году был проведен капитальный ремонт фасада и крыши дома, техническая возможность установления общедомового прибора учета используемой тепловой энергии имеется.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане до настоящего времени общедомовым прибором учета тепловой энергии не оборудован, общее собрание собственников по вопросу установки коллективного прибора учета тепловой энергии не проводилось, дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался, техническая возможность установления в нем общедомовых приборов учета используемой тепловой энергии имеется, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответственное лицо обязанности по установлению общедомовых приборов учета используемой тепловой энергии в спорном доме и вводе их в эксплуатацию.

Разрешая вопрос о лице, на котором лежит обязанность по оборудованию указанного дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии, суд учитывает следующее.

Как следует из материалов дела, ПАО «Магаданэнерго» в своих ответах от 27 июля 2022 года на запрос Жилищной инспекции сообщило, что оно ведет деятельность по теплоснабжению в следующих населенных пунктах Магаданской области: микрорайон Пионерный г. Магадана и п. Мяунджа. Также указано, что многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане имеет непосредственное присоединение к тепловым сетям МУП г. Магадана «Магадантеплосеть», в связи с чем ПАО «Магаданэнерго» не располагает сведениями о принимаемых мерах по оснащению указанного дома коллективными общедомовыми приборами учета.

При этом в своем ответе от 27 июля 2022 года МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» на запрос Жилищной инспекции сообщило, что оно не осуществляет предоставление коммунального ресурса потребителям, получающим тепловую энергию от коллекторов Магаданской ТЭЦ в многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане, единой снабжающей организацией, поставляющей коммунальный ресурс в виде тепловой энергии через присоединительную сеть к данному дому, является ПАО «Магаданэнерго».

В ходе судебного заседания представитель ответчика МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» пояснил, многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане подключен к тепловым сетям МУП г. Магадана «Магадантеплосеть», которое на основании договора от 11 октября 2018 года оказывает ПАО «Магаданэнерго» услугу по транспортировке горячей воды от ТЭЦ до наружной стены указанного дома, а далее до потребителей горячую воду доводит ПАО «Магаданэнерго».

В подтверждение указанных доводов в материалы дела представлен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 11 октября 2018 года, заключенный между МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» (теплосетевая организация) и ПАО «Магаданэнерго» (единая теплоснабжающая организация), согласно которому теплосетевая организация обязалась осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентам, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (п. 2.10).

Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 7 сентября 2015 года теплосетевой организацией, к сетям котором подключен многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Приморской в г. Магадане, является МУП г. Магадана «Магадантеплосеть», границей раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности тепловой организации заканчивается наружной стеной здания жилого дома по ходу теплоносителя в сторону подключаемого дома.

Вместе с тем в соответствии с договором теплоснабжения и поставки горячей воды от 7 сентября 2015 года, заключенного между ПАО «Магаданэнерго» и ООО «УК «Обслуживающая организация города Магадана» (ныне именуемая ООО «Управляющая компания г. Магадана»), а также последующих дополнительных соглашений к нему, ресурсоснабжающей организацией по подаче исполнителю коммунальной услуги в виде тепловой энергии на теплоноситель для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме № 7 по ул. Приморской в г. Магадане от сети ресурсоснабжающей организации на границе балансовой принадлежности является ПАО «Магаданэнерго», которое принимает плату за потребленную тепловую энергию и горячую воду в жилых и нежилых помещениях непосредственно от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома.

Поскольку ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии потребителям спорного дома является ПАО «Магаданэнерго», которое начисляет оплату за тепловую энергию и выставляет потребителям счета на оплату, то, по мнению суда на указанном ответчике и лежит обязанность по оборудованию спорного жилого дома общедомовыми приборами учета используемой тепловой энергии и вводе их в эксплуатацию.

Поскольку надлежащим ответчиком в спорном правоотношении является ПАО «Магаданэнерго», то оснований для удовлетворения требований, предъявленных к МУП г. Магадана «Магадантеплосеть», не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований, предъявленных к указанному ответчику, надлежит отказать.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения, суд принимает во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, характер и длительность допущенного нарушения, а также предполагаемые действия ответчика по устранению допущенных нарушений, в связи с чем исходя из принципа исполнимости судебного решения, суд приходит к выводу, что заявленный истцом срок - не позднее шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу будет являться разумным и достаточным для исполнения судебного постановления.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика ПАО «Магаданэнерго», не освобожденного уплаты судебных расходов, подлежат взысканию судебные расходы на оплату государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан», исходя из требований неимущественного характера для организаций, исчисленной на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Магаданской области к Муниципальному унитарному предприятию г. Магадана «Магадантеплосеть», Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Магаданэнерго» о возложении обязанности установить общедомовые приборы учета используемой тепловой энергии в многоквартирном доме и ввести их в эксплуатацию удовлетворить частично.

Обязать Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» в срок не позднее шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу установить общедомовые приборы учета используемой тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № 7 по улице Приморской в городе Магадане и ввести их в эксплуатацию.

Взыскать с Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ИНН 4909047148) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения - 17 октября 2022 года.

Судья Н.А. Панова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>