РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2018 года Центральный районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:
судьи Сураевой А.В.,
при секретаре Гарибове Р.Б.о.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2886/2018 по иску прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ о приеме на работу ФИО1 и обязании расторгнуть трудовой договор с ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным распоряжение главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ о приеме на работу ФИО1 и обязать администрацию г.о. Тольятти расторгнуть трудовой договор, заключенный с ФИО1, по основаниям, предусмотренным п. 11 ч.1 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г.о. Тольятти и ФИО1 заключен трудовой договор №, согласно которому ФИО1 принята на должность муниципальной службы – заместителя главы г.о. Тольятти по социальным вопросам. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан диплом о высшем образовании, полученном в Куйбышевском государственном институте им. ФИО3, присуждены квалификация «учитель истории, обществознания и советского права» по специальности «история и советское право». До назначения на должность заместителя главы г.о. Тольятти по социальным вопросам ФИО1 стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности в соответствии с муниципальными нормативными актами, регулирующими квалификационные требования муниципальных служащих, не имела, что в данном случае является основанием для расторжения трудового договора по п.11 ч.1 ст.77, ст.84 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти Шиндяпин Д.О., исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Суду пояснил, что прокуратурой г. Тольятти была проведена проверка по обращению гражданина ФИО2, в котором было указано, что на муниципальной службе состоит ФИО1 и приведены доводы, что она не соответствует занимаемой должности. В ходе проверки было установлено, что распоряжением главы г.о.Тольятти ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы – заместитель главы г.о. Тольятти по социальным вопросам на условиях срочного трудового договора. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г.о. Тольятти и ФИО1 заключен трудовой договор №, согласно которому ФИО1 принята на должность муниципальной службы – заместитель главы г.о.Тольятти по социальным вопросам. К лицу, занимающему должность заместителя главы городского округа Тольятти, предъявляются следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование; не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа (опыта) работы по специальности. ФИО1 не соответствовала указанным квалификационным требованиям. До назначения на должность заместителя главы по социальным вопросам ФИО1 необходимого стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности «история и советское право» по квалификации «учитель истории, обществознания и советского права» не имела. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации г.о.Тольятти ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. В судебном заседании пояснил, что ФИО1 в период с 2000 по 2017 годы занимала различные, в том числе и руководящие должности в Компании телерадиовещания и печати АО «АвтоВАЗ», ООО «Лада Медиа» (старший редактор, начальник пресс-клуба, руководитель проекта телекомпании; главный редактор редакции телерадиовещания; заместитель главного редактора; главный редактор), одновременно являясь автором и ведущим телевизионных программ, затрагивающих историко-краеведческую тематику, посвященную историческим и знаменательным датам, острые социальные темы, нравственные вопросы, вопросы педагогической и правовой направленности, т.е. на дату назначения на должность заместителя главы г.о. Тольятти по социальным вопросам ФИО1 имела необходимый стаж работы по специальности «история и советское право» по квалификации «учитель истории, обществознания и советского права», что соответствует предъявляемым квалификационным требованиям к указанной должности муниципальной службы. В удовлетворении исковых требований прокурора г.о. Тольятти просил отказать.
Представитель третьего лица ФИО1 – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора г.о. Тольятти не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Суду пояснила, что ФИО1 получила высшее образование в Куйбышевском государственном институте им. В.В.Куйбышева по специальности «история и советское право», ей присвоена квалификация «учитель истории, обществознания и советского права». Значительная часть профессиональной деятельности ФИО1 была посвящена работе на телевидении, где она замещала различные должности, в том числе и руководящие. ФИО1 являлась автором и ведущим телевизионных исторических программ. В удовлетворении исковых требований прокурора просила отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск прокурора г. Тольятти обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.11 ч.1 ст.77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются: нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии со ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Статьей 10 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Статья 12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» обязывает муниципального служащего, в том числе, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.
Согласно ст.8 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Статья 6 Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» устанавливает, что для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Для категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей муниципальной службы обязательным условием является наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.К стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования: для высших должностей муниципальной службы в Самарской области - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
В соответствии с Разделом 1 Реестра должностей муниципальной службы, утвержденного Законом Самарской области от 30.12.2005 №254-ГД, должность заместителя главы администрации городского округа включена в перечень должностей муниципальной службы категории «руководители» и относится к группе высших должностей муниципальной службы.
Постановлением Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 22.02.2018 №559-п/1 «Об утверждении Перечня квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в администрации городского округа Тольятти» к должности заместителя главы городского округа установлены квалификационные требования; по уровню и профилю образования - высшее профессиональное образование; по опыту (стажу) работы - стаж муниципальной (государственной) службы или стаж (опыт) работы по специальности: не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной) службы или не менее пяти лет стажа (опыта) работы по специальности.
Ранее аналогичные квалификационные требования к указанной должности были установлены постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 16.05.2008 №1003-1/п «Об утверждении Перечня квалификационных требований к должностям муниципальной службы в городском округе Тольятти», действовавшим на момент заключения трудового договора с ФИО1
Исходя из вышеуказанных норм права, необходимость для работодателя принимать на муниципальную службу лицо, соответствующее квалификационным требованиям, и возможность для работника быть принятым на такую службу исключительно при наличии у него соответствующего образования и стажа установлена федеральным законодательством. Законодательство субъекта федерации и муниципальные правовые акты устанавливают лишь конкретные требования к стажу и образованию. Поэтому заключение трудового договора с лицом, не имеющим достаточного стажа или необходимого образования, противоречит федеральному закону (ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), и как следствие влечет за собой прекращение таких трудовых правоотношений.
Судом установлено, что распоряжением главы г.о.Тольятти ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы – заместитель главы г.о. Тольятти по социальным вопросам на условиях срочного трудового договора. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г.о. Тольятти и ФИО1 заключен трудовой договор №, согласно которому ФИО1 принята на должность муниципальной службы – заместитель главы г.о. Тольятти по социальным вопросам.
Требования прокурора г.Тольятти основаны на том, что до назначения на должность заместителя главы г.о. Тольятти по социальным вопросам ФИО1 стажа муниципальной (государственной) службы не имела, стаж работы по специальности ФИО1 составлял менее 5 (пяти) лет.
Суд соглашается с доводами прокурора г. Тольятти, поскольку из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан диплом о высшем образовании, полученном в Куйбышевском государственном институте им. ФИО3, присуждена квалификация «учитель истории, обществознания и советского права» по специальности «история и советское право».
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 после получения высшего образования ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности организатора по внеклассной и внешкольной работе общеобразовательной школы №<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ работала в должности корреспондента телевизионной компании АО «АвтоВАЗ»; с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ работала в должности старшего редактора; с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-к работала в должности начальника пресс-клуба компании телерадиовещания и печати дирекции по связям с общественностью ОАО «АвтоВАЗ»; с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-лс работала в должности руководителя проекта редакции телерадиовещания и печати службы вице-президента по стратегическому и корпоративному управлению; с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-лс работала в должности руководителя проекта редакции телерадиовещания службы заместителя директора по СМИ компании телерадиовещания и печати дирекции по внешним связям службы вице-президента по внешним связями взаимодействию с акционерами; впоследствии осуществляла трудовую деятельность в ООО «Лада-Медиа» с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-к в должности руководителя проекта редакции телерадиовещания службы заместителя генерального директора по СМИ; с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-К в должности главного редактора редакции телерадиовещания службы заместителя генерального директора по СМИ; с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ в должности заместителя главного редактора редакции телевещания; с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ в должности главного редактора редакции телевещания; с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ в должности руководителя проекта редакции телевещания.
Из материалов дела следует, что замещение ФИО1 должностей в ОАО «АВТОВАЗ» и ООО «Лада-Медиа» не было связано с полученной в Куйбышевском государственном институте им. В.В.Куйбышева специальности «история и советское право» по квалификации «учитель истории, обществознания и советского права». Таким образом, стаж работы по специальности ФИО1 на дату ее назначения на должность заместителя главы г.о. Тольятти по социальным вопросам составлял менее 5 лет.
Принимая во внимание дату присвоения ФИО1 квалификации «учитель истории, обществознания и советского права» по специальности «история и советское право» и получение ею соответствующего документа об образовании, суд соглашается с доводами прокурора г. Тольятти о том, что до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 педагогической деятельностью не занималась, на муниципальной службе не состояла, следовательно, для замещения высшей должности муниципальной службы ФИО1 не имела на момент заключения трудового договора необходимого стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности в соответствии с муниципальными нормативными актами, регулирующими квалификационные требования муниципальных служащих.
Ссылку представителя администрации г.о. Тольятти на федеральный государственный образовательный стандарт 2015 года, утвержденный приказом Министерства образования и науки России 03.11.2015 №1300 (зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2015 №39919) суд признает несостоятельной, поскольку как следует из раздела I указанного документа, настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ магистратуры по направлению подготовки 46.04.01 История. Следовательно, данный образовательный стандарт не может относиться к образованию по специальности, полученной ФИО1
Согласно п.5 ст.10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
При этом в соответствии с требованиями, установленными в ст. 69. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (п.2), к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня (п.3).
Представленные в материалы дела представителем ФИО1 экспертное заключение первого проректора Поволжского православного института ФИО7, письмо председателя Общественной палаты г.о. Тольятти ФИО8, письмо ректора ОАНО ВО «ВУиТ» ФИО9, экспертное заключение начальника юридического отдела Тольяттинского государственного университета ФИО10 по вопросу возможности включения в стаж работы по специальности ФИО1 периодов работы в компаниях телерадиовещания, суд оценивает критически, поскольку представленные письменные документы не могут подменять собой требования федерального законодательства, законодательства субъекта федерации и муниципальных правовых актов, предъявляемые к квалификации и стажу работы муниципальных служащих.
Принимая во внимание, что прием на работу ФИО1 осуществлен с нарушением законодательства, суд считает исковые требования прокурора г. Тольятти обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования. Нарушение прав городского округа Тольятти состоит в том, что на руководящую должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Доводы администрации г.о. Тольятти и представителя ФИО1 о том, что полученная ФИО1 в 1991 году специальность «история и советское право по квалификации «учитель истории, обществознания и советского права» позволяла занимать ей различные должности, в том числе руководящие, в средствах массовой информации, правового значения в данном случае не имеют, т.к. факт нарушения требований, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», влекущий необходимость прекращения трудовых отношений, нашел подтверждение в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 45, 192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.о. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы г.о.Тольятти ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ о приеме на работу ФИО1 на должность заместителя главы г.о. Тольятти по социальным вопросам.
Обязать администрацию г.о. Тольятти расторгнуть трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 на основании п.11 ч.1 ст.77 и ст.84 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.07.2018.
Председательствующий А.В.Сураева