ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2886/18 от 20.09.2018 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-2886/2018 «20» сентября 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд Санкт-Петербурга

В составе судьи Елькиной С.Л.,

При секретаре Аверьяновой Я.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга, о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи, восстановлении нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением о признании незаконным ответа отдела социальной защиты населения Администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 20.04.2017 года, 05.05.2017 года, 14.09.2017 года, 14.12.2017 года об отказе в принятии решения по заявлению об оказании государственной социальной помощи.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать Комиссию по предоставлению государственной помощи жителям Кировского района Санкт-Петербурга назначить ФИО1 государственную социальную помощь с 14.04.2017 года.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, предоставил в материалы дела отзыв на исковое заявление (л.д. 57-58).

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, суд не находит оснований для удовлетворения требований, по следующим основаниям:

Как установлено судом, ФИО1 05.04.2017 года через СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг" обратился в Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче справки для получения государственной социальной стипендии.

В соответствии с распиской (запросом) о приеме документов для предоставления государственной услуги N 15572188 от 05.04.2017 года, к заявлению ФИО1 приложены: справка с основного места работы и остальных мест работы о доходах, копия паспорта гражданина РФ, справка Ф 9, расписка, оригинал справки из учебного заведения, трудовая книжка, свидетельство о рождении, документ из ПФ РФ об учете этого периода при исчислении пенсии по другим документам (л.д. 8).

Письмом от 11.04.2017 года № 3664 заместитель начальника отдела социальной защиты населения ФИО2 известила заявителя о решении комиссии об отказе в выдаче справки для назначения социальной стипендии по причине того, что заявитель не является получателем государственной социальной помощи (л.д. 9).

14.04.2017 года, 28.04.2017 года, 08.09.2017 года и 08.12.2017 года через СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг" Ченский обратился в Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи малоимущей семье.

В соответствии с расписками (запросами) о приеме документов для предоставления государственной услуги:

- N 15766311 от 14.04.2017 года (л.д. 10), к заявлению ФИО1 приложены: справка с основного места работы и остальных мест работы о доходах, копия паспорта гражданина РФ, справка Ф 9, оригинал справки из учебного заведения, сопроводительное письмо;

- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) к заявлению приложены паспорт гражданина РФ и сопроводительное письмо;

- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) к заявлению приложены: справка из института, трудовая книжка, справка Ф9, реквизиты счета, паспорт гражданина РФ, паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении ребенка, не достигшего 14 лет, свидетельство о расторжении брака, справка о доходах, согласие ОПД;

- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) к заявлению приложены: справка из института, трудовая книжка ФИО3, справка Ф9, реквизиты счета, паспорт гражданина РФ на имя ФИО3, паспорт гражданина РФ на имя ФИО1, свидетельство о рождении ребенка, не достигшего 14 лет, свидетельство о расторжении брака, справка о доходах, согласие ОПД, пенсионное удостоверение ФИО3

В ответ на заявление от 14.04.2017 года истец получил решение комиссии № 4121 от 20.04.2017 года об отказе в предоставлении данной услуги в связи с тем, что истцом не оформлена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг для увеличения дохода, предоставлены не полные сведения о доходах (л.д. 11-12).

В ответ на заявление от 28.04.2017 года истец получает письмо № 239/13.1 от 15.05.2017 года, в котором истцу разъяснено, что оснований для пересмотра решения комиссии от 20.04.2017 года № 4121 не имеется (л.д. 14-15).

На заявление от 08.09.2017 года истцом было получено решение комиссии № 8960 от 14.09.2017 года с указанием на отсутствие сведений. Подтверждающих доход от трудовой деятельности или уважительных причин, по которым доход у заявителя ниже прожиточного минимума (л.д. 17-18).

На обращения истца от 08.12.2017 года истцом также было получено решение комиссии № 12498 от 14.12.2017 года, в котором истцу было указано на отсутствие сведений о доходах от его трудовой деятельности. Также было указано, что доход семьи истца за период с 01.09.2017 года по 31.11.2017 года превышает величину прожиточного минимума, установленного в СПб (л.д. 20).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"

В соответствии со статьей 117.4 Социального кодекса, государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или пребывания на территории Санкт-Петербурга, в виде социального пособия.

Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи, государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде социального пособия в части, не урегулированной Социальным кодексом Санкт-Петербурга, определяются Правительством Санкт-Петербурга (статья 117.6).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 N 595 "О реализации главы 33-2 "Государственная социальная помощь" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге.

Согласно п. 1.2 Порядка предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства N 595 от 06 июня 2012 года "О реализации главы 33-2 "Государственная социальная помощь" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" установлено, что Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге.

Государственная социальная помощь предоставляется на основании заявления гражданина, которое он подает от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - заявитель) в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или месту пребывания (далее - администрация района) по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в соответствии с приложением к настоящему Порядку. Заявление может быть подано гражданином лично или через представителя в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа через электронный портал государственных и муниципальных услуг. Заявление может быть подано заявителем в администрацию района посредством обращения в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 2.1 Порядка).

Согласно п. 1.2 Перечня документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, являющегося приложением к Порядку предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, заявители при обращении за предоставлением государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге предоставляют документы, подтверждающие сведения о доходах гражданина и каждого члена семьи гражданина, полученных за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.

К заявлению о предоставлении государственной социальной помощи, поданному ФИО1 в СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг", приложена справка образовательного учреждения о том, что заявитель является студентом третьего курса Санкт-Петербургского государственного морского технического университета очной формы обучения (л.д. 32), в период с сентября 2017 года по ноябрь 2017 года имел начисления стипендии в размере 3900 рублей (л.д. 23), в период с декабря 2016 года по декабрь 2016 года в размере 5200 рублей (л.д. 21).

Иных документов, содержащих сведения о доходах заявителя или отсутствии дохода за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, ФИО1 не представлено.

В соответствии с п. 3 указанного Перечня заявителем также предоставляются документы, подтверждающие причины, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающийся (не занимающиеся) трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, в зависимости от каждого конкретного случая.

Пункт 3.1 Порядка предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге содержит перечень уважительных причин по которым заявитель (члены его семьи), не занимающийся (не занимающиеся) трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, являющийся условием для предоставления государственной социальной помощи, данный перечень является исчерпывающим.

Прохождение ФИО1 обучения по очной форме в образовательном учреждении не поименовано в п. 3.1 ч. 3 приведенного Порядка, как уважительная причина, по которой заявитель, не занимающийся трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.

В связи с этим, у ФИО1 отсутствует право на получение государственной социальной помощи.

Кроме того, п. 2.3 Порядка предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге предусмотрено, что в случае если заявителем не представлены документы и информация, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), администрация района запрашивает необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи документы и информацию в порядке межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Согласно п. 1 раздела I Положения о "Федеральной налоговой службе", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 N 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

В соответствии с п. 4 раздела I указанного Положения, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, ФНС России, в лице своего территориального органа, не является органом, в котором администрация района в порядке межведомственного информационного взаимодействия может запросить сведения о доходах заявителя и членов его семьи, не предоставленные заявителем.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга, о признании незаконным решений от 20.04.2017 года, 05.05.2017 года, 14.09.2017 года, 14.12.2017 года об отказе в назначении государственной социальной помощи, восстановлении нарушенного права, – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы в суд Кировского района Санкт-Петербурга.

Судья: С.Л. Елькина

Решение изготовлено в окончательной

форме 28.09.2018 года