Дело № 2-2887/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2016 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Федоровой Ю.Ю.,
при секретаре Редькиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Администрации г. Рубцовска Алтайского края о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет, обязании включить в список получателей государственных жилищных сертификатов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику - Администрации г. Рубцовска Алтайского края. В обоснование требований указал, что согласно свидетельству о заключении брака от ***, серия *** , зарегистрировал брак с Г.. Г., согласно договору мены от ***, принадлежит *** часть дома по ..., в г. Рубцовске, полезной площадью *** кв.м., жилой – *** кв.м.. Каких-либо других жилых помещений на праве собственности и ином пользовании в г.Рубцовске истец и Г. не имеют. Сообщил, что зарегистрирован в доме по адресу: ..., с ***. Жилье было приобретено Г. в прежнем браке с А.. При обращении с пакетом документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрацию г. Рубцовска истец получил отказ, ввиду отсутствия статуса малоимущего. Считает, что ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года статус малоимущего не нужен. Согласно заключению , выполненного АК ГУЛ ПИ «Алтайкоммунпроект» жилое помещения, расположенное в жилом доме по адресу: ..., в г. Рубцовске Алтайского края является непригодными для проживания. Считает отказ Администрации г. Рубцовска Алтайского края в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и не обоснованным. Просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, как проживающего в жилом помещении, не отвечающем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и не соответствует квадратам для каждого члена семьи; обязать Администрацию г. Рубцовска Алтайского края поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию г. Рубцовска Алтайского края включить истца в список получателей государственных жилищных сертификатах как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации г. Рубцовска Алтайского края - ФИО2, действующая на основании доверенности от ***, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
В предварительном судебном заседании свидетель Г. дала пояснения по существу иска.
Выслушав пояснения участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела (удостоверение серии *** от ***) усматривается, что ФИО1 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
В соответствии со Свидетельством о заключении брака *** от ***, выданного сектором ЗАГС по г. Рубцовску и Рубцовскому району отдела по организованному обеспечению и комплектованию документов управления ЗАГС Алтайского края, ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с Г...
ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: ..., с ***.
В указанном доме кроме истца зарегистрированы и проживают: Г. (собственник) с ***, Р. (деверь) с ***, Е. (сын собственника) с ***, С.
Жилой дом по адресу: ..., принадлежит Г. и А. на основании договора мены от ***, зарегистрированному в МП «БТИ» ***.
Согласно уведомлению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю от ***, в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах на жилой дом по ... в г. Рубцовске.
В соответствии с заключением от *** года, выполненного АКГУП ПИ «...» жилой дом № по ... в г. Рубцовске находится в ветхом состоянии. Жилые помещения, расположенные в жилом доме являются непригодными для проживания.
Материалами дела подтверждено, что ФИО1 не имеет каких-либо жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности.
*** истец обратился в Администрацию г. Рубцовска Алтайского края с заявлением о признании его и членов его семьи малоимущими.
Постановлением Администрации г. Рубцовска Алтайского края от *** ФИО1 и члены его семьи (Г. – жена) признаны малоимущими.
Администрация г. Рубцовска не признала истца и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на учет как граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых договорам социального найма. Сослалась на Решение Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 23/27 ноября 2006 года № 441 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма», которым утверждена учетная норма площади (минимального размера) жилого помещения в г. Рубцовске - 12 кв. м. общей площади. Указала, что согласно представленным документам, на истца и членов его семьи приходится свыше учетной нормы, т.е. более 12 кв.м. общей площади, а также не усматривается, где истец был зарегистрирован в периоды с *** по *** и с *** по ***. Указала также, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 признание межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для постоянного проживания основывается только на результатах изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. В настоящее время межведомственной комиссии г. Рубцовска полномочия по признанию частных жилых домов аварийными, и непригодными для постоянного проживания не делегированы. Жилой дом, в котором проживает истец, является частным домовладением и поэтому рассмотреть вопрос о признании жилого дома по ..., непригодным для проживания, не представляется возможным..
Постановлением Администрации г. Рубцовска Алтайского края от *** ФИО1 было отказано в признании его малоимущим в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Закона Алтайского края от 06.07.2006 № 60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда», а именно, размер дохода, приходящегося на него в расчетном периоде, составлял больше установленного порогового значения дохода.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Положениями п. 3 ст. 13 и ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплено право граждан, принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется обеспечение в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище на 2015 - 2020 годы», которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015 - 2020 годы» осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015 - 2020 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 гг.» предусмотрено, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются путем получения социальной выплаты из федерального бюджета, удостоверяемой соответствующим сертификатом.
Таким образом, участник ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС имеет право на однократное жилищное обеспечение путем получения социальной выплаты, но только при условии того, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Материалами дела установлено, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года, о чем ему выдано удостоверение, которое является бессрочным и действует на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу положений ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии со специальным правовым регулированием, установленным ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (применение которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050), а также Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П, истец, как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на однократное обеспечение жильем за счет государства без отнесения его в установленном порядке к числу малоимущих граждан.
Свидетель Г. пояснила суду при опросе, что ей принадлежит ? доля жилого дома по адресу: .... В доме 3 комнаты. В двух комнатах проживает свидетель с истцом, а в третьей комнате проживает бывший супруг свидетеля. В комнатах, принадлежащих свидетелю, кроме истца также проживают: сын свидетеля, ее сноха, брат истца. При этом истец был ею зарегистрирован в указанном жилом помещении в 2011 году. В связи со сменой домовой книги указанные обстоятельства не просматриваются.
Общая (полезная) площадь жилого помещения, в котором проживает истец и указанные лица составляет *** кв.м., жилая – *** кв.м.. Иных жилых помещений истец и члены его семьи не имеют.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 23/27 ноября 2006 года № 441 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» утверждена учетная норма площади (минимального размера) жилого помещения в городе Рубцовске – 12 кв. м общей площади.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Действующее законодательство, регулирующее правоотношения по предоставлению льгот участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не связывает их право на обеспечение жилой площади с их имущественным положением.
Таким образом, отсутствие решения органа местного самоуправления о признании заявителя малоимущим не может являться законным основанием для отказа в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, он имеет право на участие в федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», при этом собственного жилья не имеет, проживает в жилом помещении, не принадлежащем ему на праве собственности, указанное жилое помещение непригодно для проживания, следовательно, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, суд полагает, что истец подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включению в список получателей государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., оплаченной при подаче иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края включить ФИО1 в список получателей государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Взыскать с Администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Ю.Ю. Федорова