Дело № 2-2887/2019
91RS0024-01-2019-002889-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2019 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Русаковой В.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго» о понуждении к заключению договора,
установил:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к ГУП РК «Крымэнерго» со следующим требованием (с учетом уточнений): обязать ГУП РК «Крымэнерго» заключить с ним договор энергоснабжения на объект по адресу: <адрес>, как с потребителем, который приравнен к населению, и которому электрическая энергия должна поставляться согласно пункту 1.2 или пункту 2 Приложения №2 к Приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20.12.2018 года №63/1. В обоснование иска указал, что ему принадлежит на праве собственности нежилое помещение, представляющее собой хозяйственную постройку, приспособленную для отдыха после занятий зимними видами спорта. 15.05.2017 года он заключил с ответчиком дополнительное соглашение к договору энергоснабжения от 30.04.2015 года №687, в соответствии с которым осуществляется поставка электроэнергии в указанное помещение. Между тем дополнительное соглашение было заключено с ним как с индивидуальным предпринимателем, несмотря на то, что объект недвижимости не используется для коммерческих целей. По мнению истца, ГУП РК «Крымэнерго» обязано применять к нему тариф на электроэнергию как к потребителю, приравненному к категории «население».
В судебном заседании истец ФИО3 поддержал иск, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2 возражала против иска, ссылаясь на то, что истец не является потребителем, приравненным к категории «население», в соответствии с Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20.12.2018 N 63/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по Республике Крым на 2019 год».
Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Установлено, что истцу ФИО3 принадлежит на праве собственности нежилое строение площадью 65,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Данное строение используется истцом как домик для отдыха.
15.05.2017 года между истцом, как индивидуальным предпринимателем, и ГУП РК «Крымэнерго» заключено дополнительное соглашение к договору энергоснабжения от 30.04.2015 года №687, в соответствии с которым ответчик осуществляет поставку электроэнергии в указанное помещение.
По мнению истца, ГУП РК «Крымэнерго» обязано применять к нему тариф как к потребителю, приравненному к категории «население», поскольку нежилое строение используется им в личных бытовых целях.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утверждены постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 10(1) Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках и на услуги, оказываемые на розничных рынках электрической энергии (мощности), за исключением регулируемых цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках и на услуги, оказываемые на розничных рынках электрической энергии (мощности), поставляемые и оказываемые в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, могут устанавливаться соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в целях обеспечения равенства указанных регулируемых цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации при наличии согласования между высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В Приложении №1 к Основам ценообразования приведен Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, определены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 категория - базовые потребители, 2 категория - население, 3 категория - прочие потребители, 4 категория - организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с Методическими указаниями к тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
При этом потребление электроэнергии для целей удовлетворения коммунально-бытовых нужд предполагается в жилых помещениях, поскольку они предназначены для постоянного проживания граждан (ст.15 ЖК РФ).
Особые правила формирования цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), а также входящего в нее тарифа на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, обеспечивают социальную защиту указанных экономически слабых субъектов гражданского оборота (в частности, не учитывается дифференциация по уровням напряжения, тариф устанавливается раздельно в отношении объемов энергии в пределах социальной нормы потребления и объемов энергии, превышающих ее, и пр.).
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20.12.2018 N 63/1 утвержден Порядок применения тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на территории Республики Крым (Приложение №3, далее - Порядок применения тарифов).
Согласно пункту 1 указанного Порядка для целей настоящего Порядка население по месту жительства распределяется на городское и сельское. К городскому населению относятся лица, проживающие в городских поселениях (городах), к сельскому населению - лица, проживающие в сельской местности (поселках городского типа, поселках, селах).
К потребителям, приравненным к населению, относятся:
- Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
- Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
- Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
- Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.
- Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
- Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
- Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).
- Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
В настоящем случае принадлежащий истцу объект недвижимости имеет назначение нежилое, не предназначен для постоянного проживания, а потому к нему не может быть применен тариф, установленный для категории потребителей электрической энергии «население».
Ссылка истца на то, что объект недвижимости используется им с целью удовлетворения коммунально-бытовых нужд, в связи с чем ответчик должен при расчетах с истцом использовать тариф, установленный для категории «население», несостоятелен, поскольку использование нежилого помещения для проживания не изменяет статуса такого помещения.
При этом, исходя из положений Порядка применения тарифов, истец не относится к числу потребителей, которые приравнены к населению.
Так, согласно пункту 1 Порядка применения тарифов к категории потребителей, которые приравнены к населению, относятся, в том числе граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Понятие «гараж» дано в Своде правил «СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей» (далее - СНИП 21-02-99), утвержденном Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/9.
Согласно пункту 3.3 СНИП 21-02-99 гаражом признаются здания и сооружения, помещения для стоянки, хранения, ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. Может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 17.04.2015 N 291/пр).
Принадлежащее истцу нежилое здание гаражом не является, в связи с чем указанное положение на него распространено быть не может.
Иные положения Порядка применения тарифов к истцу также неприменимы.
Таким образом, оснований для заключения с истцом договора электроснабжения с применением тарифа, установленного для категории «население», не имеется.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ суд оставляет судебные расходы на стороне истца.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО3 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья:
В окончательной форме решение суда принято 05 ноября 2019 года.