ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2888/2023 от 24.11.2023 Ачинского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-2888/2023

24RS0002-01-2023-002665-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 года г. Ачинск Красноярского края+

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от 28 августа 2020 года,

при секретаре Гордеевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным и подлежащим отмене решения о лишении предупредительного талона, лишении премии, направлении на внеочередную аттестацию, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о признании незаконным и подлежащим отмене решения о лишении предупредительного талона, лишении премии, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что он работает в должности <данные изъяты> Согласно протоколу совещания у и.о. начальника эксплуатационного локомотивного депо Ачинск-1 Красноярской дирекции тяги от 06.06.2023 ТЧЭ -5 №1837, при разборе нарушения кассет регистрации КЛУБ – У, ему было вменено нарушение «Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности» от №Л-230, за которое было назначено наказание в виде изъятия талона по безопасности движения №2 и лишение 100% премиальной оплаты за июнь 2023 года с назначением внеочередной аттестации в Красноярской дирекции тяги. Также ему было вручено уведомление о назначении аттестации на 29 июня 2023 года в комиссии Красноярской дирекции тяги за нарушение приложения 2 п. 68 приложения к ПТЭ. Считает назначение ему внеочередной аттестации незаконной. Согласно протоколу разбора, ему вменяют нарушение «Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности» №Л-230, и он направлен на внеочередную аттестацию за нарушение п. 68 приказа Минтранса России от 23.06.2022 №250 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог РФ», так как переаттестация проводится только за нарушение ПТЭ, то есть «подгоняют» вмененное ему нарушение, под внеочередную аттестацию. Ни один из пунктов «Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности» №Л-230, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 04.02.2019 №183р, он не нарушал, также не нарушал п. 68 прил. 2 ПТЭ, поскольку все пункты относятся исключительно к обязанностям машиниста при ведении поезда. Считает, что машинист также не нарушил ни одного пункта положения, так как исправно действующие приборы безопасности при ведении поезда, он не отключал. При разборе нарушения и.о. начальника Ачинского эксплуатационного локомотивного депо ФИО3 пояснил, что его правомерно направляют на внеочередную аттестацию, так как данное нарушение является грубым нарушением безопасности движения и входит в перечень грубых нарушений, которые заносятся согласно распоряжению ОАО «РЖД»№296 от 19.02.2019 «Об утверждении Положения об организации расшифровки параметров движения локомотивов» в журнал формы 2 (журнал регистрации нарушений для расследования начальником депо). С данным утверждением он полностью не согласен. Его неправомерно внесли в журнал ф. ТУ -133 №2 (журнал регистрации нарушений для расследования начальником депо), так как данное нарушение относится к журналу ф. ТУ -133 №2А (журнал регистрации нарушений для расследования и заместителем начальника депо (по эксплуатации). Просит отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на него приказом №1837 от 06.06.2023 в виде лишения его предупредительного талона №2, лишении премиальной оплаты за июнь 2023 года в виде 100% и назначении внеочередной переаттестации в Красноярской дирекции тяги, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей( л.д. 3-6).

Определением суда от 18 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция труда в Красноярском крае( л.д. 85).

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, считая, что в спорной ситуации бригадой были вовремя включены приборы безопасности, в том числе, дополнительный прибор безопасности ТСКБМ. На регистрации КЛУБ – У, сведения о включении прибора не отражались, в связи с возможным сбоем ТСКМБ и основного прибора безопасности. Он является <данные изъяты>, его вины в неисправности работы прибора нет, так как в его обязанности входит лишь напоминание машинисту о включении приборов. Не согласен с тем, что <данные изъяты> несет общую с машинистом ответственность за выполнение инструкций, так как должностная инструкция подобного не предусматривает, напротив, машинист обязан руководить <данные изъяты>, контролировать его действия, т.е. <данные изъяты> в рабочей деятельности подчиняется машинисту. Оснований для направления его не внеочередную аттестацию у работодателя не имелось.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО2, действующая на основании доверенности от 28.08.2020 (л.д. 21), по исковым требованиям возражала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 17-20), в которых указала, что нормативный документ, на который ссылается истец при классификации нарушений безопасности движения №1-Ц от 08.01.1994 года отменен приказом Минтранса России от 14.12.2015 №261, распоряжение №1632р утратило силу, в связи с изданием распоряжения ОАО «РЖД» от 01.07.2010 №1419р. 06.06.2023 при расшифровке параметров движения локомотива ЗЭС5К №997 за поездку 03.06.2023 под управлением машиниста <данные изъяты> помощника машиниста ФИО1, выявлено нарушение безопасности движения – следование с выключенном ТСКБМ при выполнении маневровой работы на станции Красноярск – Северный, при смене кабины управления локомотивной бригадой произведена проверка взаимодействия тормозов с выключенным ТСКБМ, входящим в систему приборов безопасности локомотива. Считает доводы о непричастности к допущенному нарушению безопасности движения по несвоевременному включению прибора безопасности, предварительной его проверки согласно установленного Положения №320-Л, носит субъективный характер, поскольку <данные изъяты> в соответствии с должностной инструкцией обязан знать и выполнять ПТЭ, другие нормативные акты Министерства транспорта РФ, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов тягового подвижного состава, проверять их состояние, контролировать действия машиниста. Согласно п. 3 раздела 5 Инструкции 320Л, машинист ведущей единицы ТПС обязан перед выездом из депо (отправлением со станции при смене локомотивных бригад), включить устройства безопасности, а <данные изъяты> убедиться, что устройства включены и доложить об этом машинисту. Согласно п. 16 Положения №320Л, ответственность за эксплуатацию устройства безопасности в соответствии с утвержденной эксплуатационной и нормативной документацией, а также сохранность этих устройств в процессе поездки, возлагается на работников АО «РЖД», непосредственно эксплуатирующих локомотив МВПС, ССПС. Согласно п.п. 3 п. 66 Положения №2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтраса России от 23.06.2022 №250, машинист и его помощник при ведении поезда обязаны наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы локомотива в пути следования. В соответствии с п.п.1 п.2 п. 9 Трудового договора от 08.10.2008 №1494, истец обязан добросовестно выполнять должностные обязанности, возложенные на него договором и должностной инструкцией, исполнять нормативные документы ОАО «РЖД, правила внутреннего т рудового распорядка. Согласно п. 2.1.3 должностной инструкции от 01.02.2018 №216, истец обязан знать и выполнять ПТЭ, другие нормативные акты Министерства транспорта РФ, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по охране труда при эксплуатации и ремонте локомотивов, пожарной и экологической безопасности на локомотивах. Согласно п. 2.2.3 должностной и инструкции от 01.02.2018 №216, истец обязан соблюдать установленный регламент переговоров. Согласно п.2.2.1. должностной инструкции от 01.02.2018 №216 истец обязан контролировать за машинистом установленные режимы вождения поездов согласно режимным картам, обеспечивая при этом выполнение графика движения поездов и требований безопасности движения. Согласно п.2.2.6 должностной инструкции от 01.02.2018 №216, истец обязан контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов тягового подвижного состава, проверять их состояние. Таким образом, действия истца по недостаточному контролю за действиями машиниста, несвоевременным предупреждением его о не проверке ТСКБ и соответственно, не подключения общей схемы работы приборов безопасности локомотива привели к нарушению безопасности движения, а именно, следование на локомотиве с выключенным прибором безопасности. Порядок изъятия талона по безопасности установлен Положением о порядке применения предупредительных талонов машинистов, <данные изъяты>, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин, утвержденных приказом МПС России от 17.01.2000 №911. Предупредительные талоны предназначены для проведения профилактики нарушения безопасности движения поездов, производства маневровой работы, обеспечения охраны труда и соблюдения техники безопасности машинистами (помощниками) при исполнении ими служебных обязанностей. Согласно п. 3.1. вышеуказанного Положения – лишения предупредительных талонов №1 и №2 проводится в случае нарушения машинистом (помощником) положений нормативных правовых и иных актов МПС России, железных дорог, отделений железных дорог, других предприятий железнодорожного транспорта по вопросам обеспечения безопасности движения поездов при условии, что оказанные нарушения не влекут за собой применение дисциплинарных взысканий. Истцу не применялось дисциплинарное наказание за оспариваемое нарушение пожарной безопасности движения в сутках 03.06.2023. Решение работодателя о не начислении премиальной переменной части заработной платы за месяц принято в соответствии с действующим положением о премировании. Направление истца на внеочередную аттестацию на значение Правил технической эксплуатации железных дорог РФ установлено федеральным законом и нормативно – правовым актом органа исполнительной власти РФ, является обязательным требованием по установлению квалификации работника, допустившим грубое нарушение безопасности движения (л.д. 17-20).

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину.

Согласно ст. 189 Трудового кодекса РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами (статья 22 Трудового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, ФИО1 приказом от 08.10.2023 №74 ПР л/с принят на работу в Эксплуатационное локомотивное депо станции Ачинск-1 Красноярской дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги – Филиала ОАО «РЖД» на должность <данные изъяты> на основное место работы временно с 08.10.2013 по 15.11.2013 на период обучения на курсах подготовки машинистов электровоза <данные изъяты> (л.д. 51), 08.10.2013 с ним был заключен трудовой договор № 1494 (л.д. 52-53).

Согласно п.9 трудового договора от 08.10.2013 №1494 истец обязан добросовестно выполнять должностные обязанности, возложенные на него договором, должностной инструкцией, исполнять нормативные документы ОАО «РЖД», распоряжения, исполнять обязанности, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, соглашениями и нормативными документами ОАО «РЖД».

01.02.2018 ФИО1 был ознакомлен с должностной инструкцией <данные изъяты>, согласно которой должность <данные изъяты> относится к работникам локомотивных бригад и в своей деятельности <данные изъяты> руководствуется законодательными и иными нормативными актами РФ, нормативными документами ОАО «РЖД» (л.д.66-70).

Из протокола совещания у и.о. начальника эксплуатационного локомотивного депо <данные изъяты> (приказ о переводе №34-ок от 27.04.2023)( л.д. 139) Ачинск-1 Красноярской дирекции тяги от 06.06.2023 №КрасТЧЭ-5-/пр следует, что в сутках 03.06.2023, машинист локомотива <данные изъяты>ФИО4, следовали на локомотиве серии ЗЭС5К №997 с поездом №3133 по участку Красноярск Северный – Зерцалы. В нарушение «Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности» №Л-230, при выполнении маневровых передвижений по станции Красноярск Северный допустили выключенное состояние ТСКБМ( л.д. 56).

При разборе нарушений, выявленных при расшифровке лент скоростемеров, кассет регистрации КЛУБ-У, модулей памяти КПД-ЗП работодатель пришел к выводу, что при бригадой допущено нарушение порядка включения ТСКМБ(п. 4 Приложения 13 Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230, утвержденной распоряжением заместителя генерального директора ОАО «РЖД» от 04 февраля 2019 года №183/р.), а именно, при смене кабины управления была осуществлена проверка взаимодействия тормозов с выключенным ТСКМБ (л.д.95а).

За нарушение «Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности» №Л-230, у машиниста локомотива <данные изъяты> было решено изъять талон по безопасности №1, на основании Положения о премировании не начислять премиальную оплату труда в размере 100% за июнь 2023 года. Назначить практические занятия (за 03.06.2023).

Также и.о. начальника депо <данные изъяты> счел, что <данные изъяты> локомотива ФИО1 не проконтролировал действия машиниста и за нарушение «Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности» №230, у <данные изъяты>ФИО1 решено было изъять талон по безопасности №2 на основании Положения о премировании, не начислять премиальную оплату труда в размере 100% за июнь 2023 года, назначить практические занятия (за 03.06.2023). Также локомотивной бригаде в составе машиниста локомотивного депо <данные изъяты> и <данные изъяты>ФИО1 назначена внеочередная аттестация под председательством начальника Красноярской дирекции тяги.

Из объяснений ФИО1, данных им 08.06.2023 следует, что 03 июня 2023 года работая совместно с машинистом <данные изъяты> при выполнении маневров на ст. Красноярск Северный (электровоз ЗЭСК №99) сделали переход в другую кабину. Вернувшись в сменяемую кабину, он увидел, что маневровый светофор горит белым. В это время машинист <данные изъяты> переходил на маневровые передвижения. Выполнив регламент переговоров, уточнив о включении приборов безопасности и переводе КЛУБ на маневровые передвижения, он напомнил о проверке тормоза при скорости 3-5 км/час до полной остановки. При расшифровке ленты выяснилось, что ТСКБМ в начале движения не регистрировался во включенном состоянии, хотя информация сигнализировала о его включении, связь ТСКБМ с КЛУБ была установлена. Данный факт мог произойти по причине совершенной системы ТСКБМ, случающимися сбоями в работе системы (л.д. 93, 93 оборот).

Приказом №КпасТЧЭ-4 от 07 июля 2023 года и.о. начальника эксплуатационного локомотивного депо Ачинск <данные изъяты>ФИО1 лишен предупредительного талона № 2 по безопасности движения (л.д. 109).

Сведения о допущенном нарушении зафиксированы в служебном формуляре <данные изъяты>ФИО1 ( л.д. 94).

Оценивая доводы сторон о доказанности нарушения ФИО1 03.06.2023 должностной инструкции и требований нормативных документов ОАО «РЖД», об обоснованности принятого решения о лишении его предупредительного талона по безопасности, суд приходит к следующим выводам.

Приказом Министерства путей сообщения РФ от 17.04.2000 N 9Ц утверждено Положение о порядке применения предупредительных талонов машинистов, <данные изъяты> моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин( л.д. 58 оборот- 60).

В силу пунктов 1.2, 1.3 Положения предупредительные талоны предназначены для проведения профилактики нарушений безопасности движения поездов, производства маневровой работы, обеспечения охраны труда и соблюдения техники безопасности машинистами (помощниками) при исполнении ими служебных обязанностей и при наличии оснований, предусмотренных разделом 3 Положения, могут быть изъяты у машинистов (помощников).

По смыслу пункта 1.7 Положения предупредительный талон является допуском машиниста (помощника) к работе на локомотиве. Установлены три категории предупредительных талонов - предупредительные талоны № 1, № 2, №3. Предупредительный талон № 1, выдается машинисту (помощнику) после издания приказа о назначении его на должность; предупредительный талон № 2 выдается в случае лишения предупредительного талона № 1, а предупредительный талон № 3 - в случае принятия решения о лишении предупредительного талона № 2.

Пунктом 3.1 раздела 3 "Порядок лишения предупредительных талонов" Положения установлено, что лишение предупредительных талонов № 1 и № 2 производится в случае нарушения машинистом (помощником) положений нормативных правовых и иных актов МПС России, железных дорог, отделений железных дорог, других предприятий железнодорожного транспорта по вопросам обеспечения безопасности движения поездов при условии, что указанные нарушения не влекут за собой применения дисциплинарных взысканий в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с п.1.1 должностной инструкции <данные изъяты> относится к работникам локомотивных бригад.

Как предусмотрено п.2.2.2, 2.2.3. должностной инструкции <данные изъяты> при ведении поезда <данные изъяты> обязан соблюдать установленный регламент переговоров, контролировать за машинистом установленные режимы вождения поездов согласно режимным картам, обеспечивая при этом выполнение графика движения поездов и требований безопасности движения (л.д. 67 оборот).

В соответствии с п.2.1.3 должностной инструкции от 01.02.2018 №216, истец обязан знать и выполнять ПТЭ, другие нормативные акты Министерства транспорта РФ, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по охране труда при эксплуатации, ремонте локомотивов, пожарной и экологической безопасности на локомотивах

Кроме того, помощник машиниста электровоза грузового движения обязан контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов тягового подвижного состава, проверять их состояние (п.2.2.6).

В соответствии с общими положениями Должностной инструкции работников локомотивных бригад эксплуатационных локомотивных депо дирекции тяги, утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 25.12.2017 №2714р, машинист и <данные изъяты>, а также кочегар (на паровозе) относятся к работникам локомотивной бригады.

Согласно п.3 данной должностной инструкции работников локомотивных бригад эксплуатационных локомотивных депо дирекции тяги, локомотивная бригада обязана знать и выполнять ПТЭ, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по охране труда при эксплуатации, ремонте локомотивов, пожарной и экологической безопасности на локомотивах и настоящую должностную инструкцию.

Согласно п.п. 3 п. 66 Приложения №2 Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте РФ, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" утвержденных Приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250, машинист и <данные изъяты> при ведении поезда, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава обязаны наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы локомотива, мотор-вагонного подвижного состава и специального самоходного подвижного состава.

Кроме того, согласно п. 68 Приложения №2 данной инструкции, машинист в пути следования поезда, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава не вправе отключать исправно действующие устройства безопасности или вмешиваться в их работу;

Распоряжением заместителя генерального директора ОАО «РЖД» от 04 февраля 2019 года №183/р, утверждена Инструкция по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230.

Указанная инструкция определяет порядок пользования, действия в нестандартных ситуация при пользовании устройствами автоматической локомотивной сигнализации, локомотивными системами и устройствами безопасности, обеспечивающими контроль установленных скоростей движения, торможения, самопроизвольного ухода поезда и периодической проверки бдительности, контроля бодрствования машиниста. Подконтрольная эксплуатация разрабатываемых устройств безопасности проводится на основании организационно – распорядительных документов АО «РЖД» на полигонах обращения подвижного состава и по программе и методике подконтрольной эксплуатации, согласованными в установленном порядке (п.2.)( л.д. 123).

Согласно п. 16 данной инструкции установлено, что ответственность за эксплуатацию устройств безопасности в соответствии с утвержденной и нормативной документацией, а также за сохранность этих устройств в процессе поездки возлагается на работников ОАО «РЖД», непосредственно эксплуатирующих локомотив, МВПС, СПС (л.д. 123).

В соответствии с п. 3 раздела V указанной инструкции (порядок пользования устройствами безопасности и эксплуатации) машинист ведущей единицы ТПС ( тягового подвижного состава) обязан перед выездом из депо (отправлением со станции при смене локомотивных бригад) включить устройства безопасности, а <данные изъяты> убедиться, что устройства включены и доложить об этом машинисту(л.д. 225 оборот).

Пунктом 13 данной инструкции установлено, что не допускается выпускать из депо, ПТОЛ, пунктов дислокации ТПС, а машинистам отправляться ведущей единицей из основных депо, пунктов оборота и смены локомотивных бригад с отсутствующими, выключенными или неисправными устройствами безопасности (л.д. 123).

Согласно данной инструкции - ТСКБМ (телемеханическая система контроля бодрствования машиниста) является дополнительным устройством безопасности, предназначена для работы совместно с основными устройствами безопасности АЛСН, КЛУБ, КЛУБ –У, БКБ. Данная система обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья и по его реакции на запросы подтверждения работоспособности. ( л.д. 126).

В соответствии требованиями п. 4 приложения №13 «Эксплуатация ТСКБМ» данной инструкции, для включения ТСКМБ, машинисту необходимо надеть ТСКМБ - Н на запястье руки, включить основное устройство безопасности (включение происходит автоматически, не более чем через 16 секунд после контакта электродов датчика с кожным покровом, включенное состояние прибора отображается светящимся индикатором включения его на корпусе), включить локомотивную аппаратуру ТСКБМ. Готовность ТСКМБ к работе наступает через 5-6 секунд после включения (л.д. 129).

Согласно Инструкции о повышении бдительности локомотивных бригад, перед началом работы и производстве маневровых передвижений, введенной в действие приказом начальника Красноярской дирекции тяги филиала ОАО дирекции тяги, перед началом производства маневровых движений после приемки локомотива выполняется регламент «минута готовности»( выполняется в форме диалога) при котором <данные изъяты> и объявляет машинисту, а машинист в «одно лицо» объявляет в том числе о включении приборов безопасности (АЛСТ, САУТ, ТСКБМ, РПЛ, КОН). Перед приведением локомотива в движение после остановки, в течение рабочей смены, <данные изъяты> контролирует и объявляет машинисту, а машинист «в одно лицо» объявляет о включенном состоянии приборов безопасности и радиостанции, о давлении в тормозной магистрали( п. 5.1., 5.3.)( л.д. 117-118).

При рассмотрении настоящего дела судом были исследованы данные расшифровки кассет локомотивных приборов безопасности (скоростемерной ленты) за поездку истца 03.06.2023 при движении с поездом, из которых следует, что в период с 13 час. 15 мин. до 13 час. 26 мин. 03.06.2023 ТСКБМ была выключена, в том числе, при проверке тормозной системы локомотивной бригадой (около 25 секунд), то есть начало движения локомотива осуществлялось при выключенном приборе безопасности( л.д. 210-211). Несоответствие периода не работы ТСКБМ при движении локомотива 03.06.2023, отраженного в расшифровке данным скоростомерной ленты, с учетом представленных доказательств, пояснений представителя ответчика и свидетеля <данные изъяты> судом расценены как техническая ошибка при фиксации нарушения техником – расшифровщиком.

Согласно классификатору регистрируемых в АСУТ НБД нарушений, нештатных ситуаций. Выявляемых при расшифровке носителей информации, выявленное нарушение отнесено к п. 37.6. – выключенное состояние ТСКМБ при выполнении маневровой работы( журнал ТУ 133 №2( л.д. 177-182).

Из показания допрошенного судом свидетеля машиниста-инструктора <данные изъяты>. по тормозам эксплуатационного локомотивного депо Ачинск-1, следует, что отраженные на графике данные о давлении тормозных цилиндров, развязки тормозной магистрали, скорости, отсутствие импульса ТСКМБ по его мнению, подтверждают невыполнение машинистом и <данные изъяты> требований Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230 в части включения ТСКМБ при движении, поскольку бригада локомотива, в состав которой входил истец <данные изъяты>ФИО1, осуществляла движение локомотива маневровым порядком с выключенным ТСКБМ, то есть локомотив начал двигаться с выключенным прибором безопасности.

В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля был допрошен машинист <данные изъяты>, который пояснил, что 03.06.2023 работал в одной бригаде с ФИО1 Ему известно о допущенном нарушении, его также направили на аттестацию, но он данное решение работодателя не оспаривал, аттестацию прошел. Также пояснил, что в поезде меняли кабину, перед началом движения осуществляется проверка тормозов. При проведении данной проверки устройства безопасности должны быть включены, об их включении сигнализирует лампочка. Допускает, что могут быть сбои в работе ТСКБМ. Проверку можно осуществить путем ввода команды «К 71».

Суд полагает, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нарушения истцом 03.06.2023 п. 4 Приложения 13 Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230, утвержденной распоряжением заместителя генерального директора ОАО «РЖД» от 04 февраля 2019 года №183/р.

Утверждения ФИО1 о выполнении машинистом Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230, включении прибора ТСКБМ при начале движения опровергаются данными электронных приборов учета. Истцом суду не представлено доказательств, достоверно опровергающих указанные данные прибора, а также выводы свидетеля <данные изъяты> имеющего специальное образование, в должностные обязанности которого входит проверка выполнения локомотивными бригадами своих служебных обязанностей и требований руководящих документов.

Оснований не доверять показаниям свидетеля <данные изъяты> предупрежденного об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и незаинтересованного в исходе дела, у суда не имеется. Тот факт, что свидетель является работником ОАО «РЖД», не может служить основанием для сомнения в правдивости его показаний и предполагать наличие у него заинтересованности в составлении не соответствующих действительности документов.

Доводы истца ФИО1 о не ознакомлении с указанной инструкцией опровергаются представленными ответчиком сведениями об обучении истца положениям соответствующей инструкции 29.11.2022 ( л.д. 157), 03 мая 2023 года ( л.д. 152), а также эксплуатации ТСКБМ – 03 августа 2022 года( л.д. 160).

Доводы истца о возможной неисправности прибора ТСКБМ при поездке 03.06.2023 ничем не подтверждены, более того, обязанность проверки приборов безопасности, в том числе носимой части ТСКБМ – Н инструкцией по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230 возлагается на машиниста поезда (п.3.1.)(л.д. 128).

При этом в соответствии п. 11.2. Приложения №3 (эксплуатация комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ – У) данной инструкции, проверка соответствия исправных логических модулей выполняется вводом команды «К71»( л.д. 223), на что также указал в своих пояснениях машинист <данные изъяты> Каких – либо обстоятельств осуществления данной команды локомотивной бригадой в период выявленного нарушения 03.06.2023, не указано.

Учитывая допущенное истцом нарушение нормативных требований п. 4 Приложения 13 Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230, утвержденной распоряжением заместителя генерального директора ОАО «РЖД» от 04 февраля 2019 года №183/р, изъятие у истца предупредительного талона № 2 являлось правомерным.

Вопреки утверждениям истца, дисциплинарное взыскание за оспариваемое нарушение в сутках 03.06.2023 к нему не применялось.

Как указано выше, предупредительные талоны предназначены для проведения профилактики нарушений безопасности движения поездов, обеспечения охраны труда и соблюдения техники безопасности машинистами <данные изъяты> при исполнении ими служебных обязанностей и могут быть изъяты при условии, что указанные нарушения не влекут за собой применения дисциплинарных взысканий.

В этой связи, учитывая, что Положением о порядке применения предупредительных талонов не предусмотрен предельный срок принятия решения об изъятии предупредительного талона, нарушений порядка изъятия талона суд не усматривает, соответствующее решение принято уполномоченным исполняющим обязанности начальника депо.

Кроме того, приказом от №151 от 31 июля 2023 года и.о начальника депо <данные изъяты> (приказ о переводе на указанную должность №124 ПВ л/с от 28.07.2023)( л.д. 140) о премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности за июнь 2023 года, приказано не начислять за премию за месяц <данные изъяты>ФИО1 за нарушение приложения 13 п. 4 распоряжения №183/р от 04.02.2019 (п. 3 должностной инструкции работников локомотивных бригад №2713/р) на основании приказа №2115 от 07.07.2023 года в соответствии с приложением №8 действующего в депо Положения о премировании( л.д. 183, 188).

В соответствии с п.4.3 Положения о премировании, снижение размера премии или не начисление премии работнику осуществляется за тот период, в котором совершено упущение в работе, в отдельных случаях за тот период, в котором оно было обнаружено, после установления степени вины работника, при обязательном наличии объяснения работника (акта об отказе объяснений), протокола разбора (совещания) и указания руководства( л.д. 47 оборот).

Порядок не начисления текущей премии за месяц и за поездку работникам локомотивных бригад установлен в приложении №10 к Типовому положению о премировании работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги за основные результаты производственно – хозяйственной деятельности( л.д. 115-116).

Согласно п.4.2 Положения о премировании - для работников локомотивных бригад премия за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности не начисляется полностью или частично за производственные упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины, вне зависимости от установленных для него показателей премирования по II и III уровню в соответствии с перечнем производственных упущений (приложение №8), премия не начисляется полностью за рабочую смену (поездку) и за месяц (грубые нарушения) в соответствии с Единым перечнем производственных упущений (приложение №9).

В соответствии с приложением №9 указанного положения (Единый перечень производственных упущений, при наличии которых премия не начисляется) премия не начисляется (за месяц) в случае несвоевременного включения и несанкционированного выключения исправно действующих устрой безопасности движения (л.д. 50).

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств решение работодателя о не начислении премии истцу, является законным и обоснованным.

Доводы истца о необоснованном его направлении на внеочередную аттестацию (уведомление от 08.06.2023 - л.д. 12) также проверены.

В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 года N 17-ФЗ, работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Порядок и сроки проведения аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД", регламентированы Приказом Минтранса России от 11.07.2012 N 231, а также Положением о проведении аттестации указанных работников, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 17.01.2015 N 66р.

На основании пп. 5 п. 9 указанных Приказа Минтранса России и п. 15 Положения внеочередная аттестация работников проводится независимо от срока проведения предыдущих аттестаций, в том числе за нарушения безопасности движения вследствие несоблюдения требований правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, вследствие несоблюдения требований нормативных актов.

Согласно требованиям положения о машинисте – инструкторе локомотивных бригад дирекции тяги, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 09.04.2019 №707р, которая определяет, помимо прочего порядок взаимодействия командно – инструкторского состава. В соответствии разделом 12 указанной инструкции, при выявлении нарушений локомотивной бригадой (в том числе, при отключении или вмешательстве в работу исправно действующих приборов безопасности) начальник депо вправе принять решение о направлении работников данной локомотивной бригады на внеочередную аттестацию в соответствии с требованиями приказа Минтраса России от 11.07.2012 №231.

Таким образом, суд считает обоснованными и законными действия работодателя по направлению истца на внеочередную аттестацию. Доводы ФИО1 об обратном, основаны на неверном толковании действующего законодательства, положений локальных актов работодателя.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным и подлежащим отмене решения о лишении предупредительного талона, лишении премии, направлении на внеочередную аттестацию, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Корявина Т.Ю.

Мотивированное решение составлено 04 декабря 2023 года.