25RS0029-01-2019-001807-33 Дело № 2- 2889/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 июля 2019 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Веригиной И.Н. при секретаре Тёгай И.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Уссурийского городского прокурора в интересах Российской Федерации о признании движимого имущества бесхозяйным, с участием заинтересованных лиц Министерство финансов Российской Федерации, ОМВД России по г. Уссурийску, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление федерального казначейства по Приморскому краю УСТАНОВИЛ: Уссурийский городской прокурор обратился с указанным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что в прокуратуру г. Уссурийска Приморского края поступило обращение начальника ОМВД России по городу Уссурийску, о том, что в ОМВД имеется имущество, изъятое сотрудниками органов внутренних дел, в отношении которых отсутствуют процессуальные решения и сведения об определении их судьбы, а также сведения о собственнике. Согласно представленных документов ОМВД России по г. Уссурийску в кассе бухгалтерии ОМВД хранятся невостребованные движимые вещи имеющие признаки бесхозяйного имущества, а именно, денежные средства в сумме 13 юаней КНР и 11 дзео: 2 купюрами достоинством 5 юаней: серия, номер XXXX, 1 купюрой достоинством 2 юаня КНР: серия, номер XXXX, 1 купюрой достоинством 1 юань КНР: серия, номер XXXX, 2 купюры достоинством 5 дзео КНР: серия, номер XXXX, 1 монета достоинством 1 дзео КНР (согласно талона квитанции, постановления о передачи вещественных доказательств на хранения, изъяты у гр ФИО3). Просит признать имущество - денежные средства в сумме 13 юаней КНР и 11 дзео: 2 купюрами достоинством 5 юаней: серия, номер XXXX, 1 купюрой достоинством 2 юаня КНР: серия, номер XXXX, 1 купюрой достоинством 1 юань КНР: серия, номер XXXX, 2 купюры достоинством 5 дзео КНР: серия, номер XXXX, 1 монеты достоинством 1 дзео КНР, находящееся на хранении в ОМВД России по г. Уссурийску – бесхозяйным и обратить в доход Российской Федерации. Помощник Уссурийского городского прокурора в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил требования удовлетворить. Представители ОМВД России по г. Уссурийску, Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Приморском крае, Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, представляющего также Министерство Финансов РФ, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом. УФК по ПК ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие, просили в целях своевременного исполнения судебного акта и во избежание правовой неопределенности, указать в решении порядок передачи денежных средств в федеральный бюджет, учитывая только возможность перечисления денежных средств, исключая фактическую передачу, и только в валюте Российской Федерации. Суд, выслушав заявителя, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ регулируется порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В судебном заседании установлено, что в кассе бухгалтерии ОМВД по г. Уссурийску хранятся невостребованные движимые вещи, имеющие признаки бесхозяйного имущества, поступившие в период с 1993 по 2000 год, а именно денежные средства в сумме 13 юаней КНР и 11 дзео: 2 купюрами достоинством 5 юаней: серия, номер XXXX, 1 купюрой достоинством 2 юаня КНР: серия, номер XXXX, 1 купюрой достоинством 1 юань КНР: серия, номер XXXX, 2 купюры достоинством 5 дзео КНР: серия, номер XXXX, 1 монета достоинством 1 дзео КНР (согласно талона квитанции и постановления о передачи вещественных доказательств на хранение, изъяты у гр. ФИО3). До настоящего времени законные владельцы вышеуказанных движимых вещей не заявили о своих правах. В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. В силу статьи 236 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 № 311 утвержден Порядок учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства. В соответствии с п.п. «д» п. 2 Порядка учета оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением: денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, средств от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков, которые в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке перечисляются: в валюте Российской Федерации - на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; в иностранной валюте - на счета, открытые соответствующему территориальному органу Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета в иностранной валюте (в валюте таких счетов). В целях регулирования порядка зачисления денежных средств, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации издан Приказ Минфина России от 18.12.2013 N 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»; Приказ Казначейства России от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов". В соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов, органами Федерального казначейства осуществляется учет поступлений в валюте Российской Федерации и их перечисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также регламентируется взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с пунктом 2 Порядка учет поступлений в валюте Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджеты) осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации (далее - банки) для учета поступлений и их распределения между бюджетами (далее - счет органа Федерального казначейства). Учет платежей, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации уплате в бюджеты в иностранной валюте, осуществляется на счетах федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству и (или) Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства в банке в иностранной валюте, в соответствии с положениями раздела 4 "Учет поступлений в иностранной валюте" Порядка. В соответствии с письмом Минфина России от 20.01.2015 № 02-08-06/1310 о порядке зачисления денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при исполнении подведомственными подразделениями МВД России судебных решений об обращении денежных средств в иностранной валюте в доход государства, а также в соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов Управление не вправе принимать наличные денежные средства в иностранной валюте, что будет являться нарушением закона, а, следовательно, данная передача наличных денежных купюр в иностранной валюте не может быть осуществлена в форме непосредственной передачи денежных купюр в иностранной валюте. Согласно вышеуказанным законодательно регламентированным положениям, «передача» наличных денежных купюр осуществляется с предварительным осуществлением конвертации денежных средств в иностранной валюте в валюту Российской Федерации с последующим перечислением денежных средств в доход государства на соответствующие счета. Данные положения полностью соответствуют сложившейся практике исполнения судебных решений по данной категории дел, по которым «должником» - ОМВД, «передача наличных денежных купюр в иностранной валюте» в доход государства осуществляется через службу судебных приставов, которая осуществляет конвертацию в валюту Российской Федерации и зачисляет денежные средства на соответствующие счета. Иного порядка исполнения судебных актов по передаче наличных денежных средств в доход государства, по данной категории дел, кроме как через службу судебных приставов, путем их конвертации и зачисления на соответствующие счета службой судебных приставов, действующим законодательством не предусмотрено. При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме. По изложенному, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать имущество – денежные средства в сумме 13 юаней КНР и 11 дзео следующими купюрами: 2 купюрами достоинством 5 юаней: серия, номер XXXX, 1 купюрой достоинством 2 юаня КНР: серия, номер XXXX, 1 купюрой достоинством 1 юань КНР: серия, номер XXXX, 2 купюры достоинством 5 дзео КНР: серия, номер XXXX, 1 монета достоинством 1 дзео КНР, находящееся на хранении в ОМВД России по г. Уссурийску – бесхозяйным. Передать имущество в федеральную собственность путем передачи денежных купюр ОСП по Уссурийскому городскому округу с последующей конвертацией в валюту Российской Федерации и зачислением на соответствующие счета Федерального казначейства. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 18.07.2019 года. Председательствующий И.Н. Веригина |