ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2889/2022 от 10.08.2022 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

УИД 39RS0001-01-2022-002331-31

Дело № 2-2889/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Стрыгиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусевской городской прокуратуры Калининградской области в интересах ФИО1 к ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконным снятие с учета в качестве безработного, возложении обязанности выплатить пособие по безработице,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гусевской городской прокуратуры Калининградской области обратился в суд в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) с иском в интересах ФИО1, ссылаясь на то, что по обращению ФИО1 проведена проверка законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи гражданам на территории Российской Федерации, в ходе которой установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал заявление в ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» о постановке на учет в качестве безработного через личный кабинет портала «Госуслуг» по средствам использования интернет портала «Работа в России» в телекоммуникационной сети «Интернет» с адресов сайта www.trudvsem.ru, указав в анкете адрес проживания: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО1 поставлен на регистрационный учет в качестве безработного и с ДД.ММ.ГГГГ ему назначено пособие по безработице в процентном соотношении к среднему заработку, сроком на один год. В дальнейшем сотрудниками ГКУ КО «Центр занятости населения <адрес>» был установлен факт отсутствия у ФИО1 постоянной регистрации по месту жительства на территории Калининградской области, так как адрес проживания указанный в его заявлении был указан на основании свидетельства о регистрации по месту пребывания, а именно <адрес>. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГФИО1 снят с регистрационного учета как безработный с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем, поскольку в соответствие с Инструкцией по заполнению заявления размещенной в телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.trudvsem.ru, в графе «адрес проживания» должен быть указан адрес, соответствующий адресу в паспорте заявителя. Одновременно, в соответствие с приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 прекращена выплата пособия по безработице в связи с аналогичным основанием. За время нахождения на учете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачено пособие по безработице в размере 3 575 рублей, которое последний вернул в бюджет. По результатам проведенной проверки Гусевским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» внесено представление об устранении вышеуказанных требований действующего законодательства. Из ответа директора ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» от ДД.ММ.ГГГГ исх. на вышеуказанное представление следует, что доводы прокурора признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению. ФИО1 действительно указал в заявлении сведения о своей регистрации по месту пребывания в Гусевском районе, где фактически и проживал, однако, данное обстоятельство не свидетельствует о наличии в его действиях недобросовестности, направленное на получение пособия обманным путем. Таким образом, факта недобросовестности со стороны ФИО1 при заполнении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве безработного через личный кабинет портала «Госуслуг» по средствам использования интернет портала «Работа в России» в телекоммуникационной сети «Интернет» с адресов сайта www.trudvsem.ru, не установлено, принятое решение о снятии ФИО1 с учета в качестве безработного, в связи с получением пособия обманным путем является необоснованным, что нарушает закрепленные за гражданином права на получение и обеспечение социальных гарантий от государства. В связи с этим просит признать незаконным приказ ГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ прекращении выплат пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного ФИО1, признать незаконным приказ ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с регистрационного учета ФИО1, обязать ответчика произвести перерасчет выплаты пособия ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Прокурор Гусевской городской прокуратуры Калининградской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель Гусевской городской прокуратуры Калининградской области – помощник прокурора Ленинградского района г. Калининграда – ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

Представитель ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» с заявлением в электронной форме о регистрации в качестве безработного, указав место жительства (пребывания): <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан безработным и поставлен на регистрационный учет в качестве безработного и ему назначено пособие по безработице в процентном соотношении к среднему заработку, сроком на один год с ДД.ММ.ГГГГ

За период с апреля 2021 г. по май 2021 г. ФИО1 произведены выплаты в общей сумме 3 575 рублей, которые последний вернул в бюджет.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 снят с регистрационного учета как безработный с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем, поскольку в соответствие с Инструкцией по заполнению заявления размещенной в телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.trudvsem.ru, в графе «адрес проживания» должен быть указан адрес, соответствующий адресу в паспорте заявителя.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 прекращена выплата пособия по безработице в связи с аналогичным основанием.

Считая снятие с регистрационного учета незаконным, прокурор Гусевской городской в суд с иском в интересах ФИО1, при этом доводы прокурора Гусевской городской прокуратуры Калининградской области суд находит заслуживающими внимание.

Так, согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).

В статье 2 Закона о занятости населения перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 названного Закона.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 ст. 3 в редакции, действовавшей на день обращения с заявлением).

Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).

Таким образом, перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 Закона о занятости населения является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Такого основания, как отсутствие регистрации по месту жительства в нем не содержится.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).

Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.

В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 г. осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).

Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В силу подп. «д» п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

При этом положения ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила).

Как указано в ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1, а также абз. 2 п. 1 Правил регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 и ст.27 Конституции Российской Федерации (Определения от 21 декабря 1998 г. № 189-О, от 5 октября 2000 г. № 199-О, от 6 февраля 2003 г. № 105-О и др.).

Пункт 2 ст. 3 Закона о занятости населения не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 г. № 1868-О).

Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.

Действительно, регистрации по месту жительства в спорный период у ФИО1 на территории Калининградской области не имелось.

Вместе с тем материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 был зарегистрирован по месту пребывания, а именно <адрес>, что подтверждается копией свидетельства по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области Калининского территориального отдела от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 действительно был зарегистрирован по месту пребывая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Таким образом, несмотря на отсутствие у ФИО1 регистрации по месту жительства на территории Калининградской области, он фактически проживал на территории Калининградской области и был зарегистрирован по месту пребывания.

При подаче ФИО1 в дистанционной форме в Центр занятости заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным, им представлены достоверные сведения о месте своего фактического проживания. Место его проживания по месту пребывания находится в юрисдикции ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области», к полномочиям которого отнесены признание гражданина безработным и постановка на регистрационный учет в качестве безработного.

Следовательно, в силу вышеприведенных норм ФИО1 на дату обращения в ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» имел право быть поставленным на регистрационный учет в качестве безработного на территории Калининградской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие у истца регистрации по месту жительства не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации и не давало ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области», чья юрисдикция распространяется на всю территорию г. Калининграда и Калининградской области, оснований для снятия ФИО1 с регистрационного учета в качестве безработного.

Само по себе указание ФИО1 сведений о месте своего фактического проживания в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы не может расцениваться как попытка получения пособия обманным путем.

Кроме того, согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. № 105-О, введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Такая позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только в районе их регистрации по месту жительства, поскольку такая регистрация может не совпадать с фактическим местом жительства лица.

В Постановлении от 24 ноября 1995 г. № 14-П Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что из ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.

Между тем факт проживания ФИО1 в спорный период на территории Калининградской области материалами дела подтвержден и ответчиком не опровергнут.

Таким образом, решение ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» о снятии ФИО1 с учета в качестве безработного с момента постановки на такой учет является незаконным, лишило истца возможности реализовать свои конституционные права на труд и социальную защиту от безработицы, гарантированные государством.

На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора Гусевской городской прокуратуры Калининградской области в интересах ФИО1 о признании незаконными действия ответчика, выразившиеся в снятии его с регистрационного учета в качестве безработного, восстановлении на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ и выплате пособия по безработице являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцом также заявлено требование об обязании ответчика произвести перерасчет выплаты пособия по безработице ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Вместе с тем, правовых оснований для удовлетворения данных требований не имеется, поскольку вопрос о начислении пособия относится к компетенции ответчика, а вопрос перечисления пособия относится к вопросу исполнения решения суда и при вынесении настоящего решения самостоятельному удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Гусевской городской прокуратуры Калининградской области в интересах ФИО1 к ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконным снятие с учета в качестве безработного, возложении обязанности выплатить пособие по безработице – удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» от ДД.ММ.ГГГГ которым ФИО1 был снят с учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконным приказ ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пособия по безработице ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» восстановить ФИО1 на регистрационном учете в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ и выплачивать пособие по безработице в течение установленного законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» периода времени.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2022 г.

Судья Н.В. Паршукова