ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-288/13 от 30.08.2013 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

  Дело № 2-288/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь

30 августа 2013 года

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Кодеса А.В.,

при секретаре Белоброве С.А.,

с участием прокурора Шаповалова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Анадыря о возложении на Администрацию городского округа Анадырь обязанности установить дорожные знаки «Дети»,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Анадыря в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным заявлением, сославшись на отсутствие в нарушение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения предупреждающих дорожных знаков «Дети» на участках дорог г. Анадыря вблизи детских образовательных учреждений Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж», Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Чукотского автономного округа «Чукотский окружной профильный лицей», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Олененок» села Тавайваам», а также на неправильную установку упомянутых дорожных знаков вблизи Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря».

По мнению заявителя, отсутствие предупреждающих дорожных знаков «Дети» и установка их в нарушение требований законодательства представляет прямую опасность для жизни и здоровья неопределенного круга несовершеннолетних лиц, как в настоящее время являющихся воспитанниками и учениками упомянутых учреждений, так и детей, которые будут обучаться и воспитываться в них в последующем, и может привести к получению любым из этих несовершеннолетних лиц различных травм в результате дорожно-транспортных происшествий.

В соответствии со ст.ст. 6, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3, 13, 15, 24 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 45 Устава городского округа Анадырь обеспечение безопасности дорожного движения в границах указанного муниципального образования относится к компетенции Администрации ГО Анадырь и является ее расходным обязательством.

По изложенным основаниям прокурор г. Анадыря просил суд возложить на Администрацию городского округа Анадырь обязанность установить в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 и пп. 1.23, 1.34.3 ПДД РФ дорожные знаки 1.23 «Дети» на участках дорог по ул. Партизанской, проходящей вдоль здания Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Студенческая д. 3 (в обоих направлениях движения транспортных средств), по ул. Беринга, прилегающей к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Чукотского автономного округа «Чукотский окружной профильный лицей», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Беринга, д. 7 (в обоих направлениях движения транспортных средств), по ул. Колхозной, прилегающей к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Олененок» села Тавайваам», находящегося по адресу: г. Анадырь, ул. Колхозная, д. 4, обязанность снять установленные на участке дороги по ул. Отке, прилегающей к корпусу №1 Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Отке, д. 27, дорожные знаки «Дети» и установить их в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 и пп. 1.23, 1.34.3 ПДД РФ, установить Администрации ГО Анадырь трехмесячный срок для исполнения решения суда (т. 1 л.д. 1-6).

В отзыве на данное заявление Администрация ГО Анадырь просила суд отказать в его удовлетворении, сославшись на отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке схемы и проекта организации дорожного движения в г. Анадыре, на отсутствие со стороны заявителя каких-либо предложений по установке предупреждающих дорожных знаков «Дети» на участках автомобильных дорог в г. Анадыре, что свидетельствует о недобросовестности заявителя и злоупотреблении им своим правом, а также на отсутствие правовых оснований для демонтажа и переноса ранее установленных предупреждающих дорожных знаков «Дети» (т. 1 л.д. 27-29).

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц МОМВД России «Анадырский» и ООО «Чукотская строительно-буровая компания» какой либо позиции по существу заявленных прокурором г. Анадыря требования суду не представили.

В судебных заседаниях 28.05.2013г., 24.06.2013г., 28.06.2013г. и 02.07.2013г. участвующий в деле прокурор поддержал требования прокурора г. Анадыря по основаниям, изложенным в его заявлении (т. 1 л.д. 153, 183, 184, т. 2 л.д. 24, 48, 49).

Представитель Администрации ГО Анадырь по доверенности Романов А.И. возражал против удовлетворения требований прокурора г. Анадыря по основаниям, изложенным в отзыве его доверителя. Дополнительно сослался на п. 9.2.1.11 Норм и Правил благоустройства и содержания территории городского округа Анадырь, утвержденных решением Совета депутатов ГО Анадырь №309 от 27.09.2012г., в соответствии с которым размещение на автомобильных дорогах местного значения технических средств организации дорожного движения, средств информационного обеспечения участников дорожного движения осуществляется в соответствии с проектами и схемами организации дорожного движения, согласованными с отделом ГИБДД МОМВД России «Анадырский», балансодержателем соответствующей дороги и утвержденными Администрацией; технические средства организации дорожного движения и средства информационного обеспечения участников дорожного движения, не предусмотренные проектами и схемами организации дорожного движения, подлежат демонтажу.

В судебном заседании 30.08.2013г. прокурор заявил об отказе от части одного из заявленных требований: о возложении на Администрацию ГО Анадырь обязанности снять дорожные знаки «Дети» на участке дороги по ул. Отке, прилегающей к корпусу №1 Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Отке, д. 27.

Определением Анадырского городского суда от 30.08.2013г. отказ прокурора от данного требования был принят судом с прекращением производства по делу в указанной части.

В этом же судебном заседании по заявлению прокурора в порядке ст. 39 ГПК РФ судом было принято уточнение первого заявленного требования и изменение предмета второго заявленного требования путем из изложения в следующей редакции:

1. Возложить на Администрацию городского округа Анадырь обязанность установить в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 и пп. 1.23, 1.34.3 ПДД РФ дорожные знаки 1.23 «Дети» на расстоянии 90-100 метров и повторно на расстоянии не более 50 метров на следующих участках автомобильных дорог в г. Анадыре:

- в обоих направлениях движения транспортных средств по ул. Партизанской, проходящей вдоль здания Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Студенческая д. 3;

- в обоих направлениях движения транспортных средств по ул. Беринга, прилегающей к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Чукотского автономного округа «Чукотский окружной профильный лицей», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Беринга, д. 7;

- в обоих направлениях движения транспортных средств по ул. Колхозной, прилегающей к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Олененок» села Тавайваам», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Колхозная, д. 4.

2. Возложить на Администрацию городского округа Анадырь обязанность установить в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 и пп. 1.23, 1.34.3 ПДД РФ дорожные знаки 1.23 «Дети» на расстоянии 90-100 метров в обоих направлениях движения транспортных средств по ул. Отке, прилегающей к корпусу №1 Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Отке, д. 27.

Администрация ГО Анадырь, МОМВД России «Анадырский» и ООО «ЧСБК», надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания 30.08.2013г., явку своего представителя в это судебное заседание не обеспечили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Исходя из положений ст. 3, п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007г. №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ, в силу которого к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 13 и п. 1 ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. №184-ФЗ к используемым в области стандартизации документам относятся, в том числе национальные стандарты, которые утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Правила применения технических средств организации дорожного движения предусмотрены ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным Приказом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) от 15.12.2004г. №120-ст.

Согласно п. 5.2.25 указанного ГОСТа, перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов подлежит установлению знак 1.23 «Дети». В населенных пунктах основной знак 1.23устанавливают на расстоянии 90-100м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

В соответствии с п. 1.23 Приложения №1 «Дорожные знаки» (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004) к Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090, знак «Дети» является предупреждающим знаком, информирующим водителей о приближении к опасному участку дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.

Согласно п. 1.34.3 этого же Приложения №1 указанный знак устанавливается в населенных пунктах на расстоянии 50-100м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке 8.1.1.

Таким образом, приведенными нормами действующего законодательства и подзаконных актов, на органы местного самоуправления в рамках осуществления ими мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в населенных пунктах возложена обязанность по установлению предупреждающих знаков 1.23 «Дети» перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми. Данные знаки подлежат установке в следующем порядке: основной знак на расстоянии 90-100м и повторный знак на расстоянии не более 50м до начала указанных участков дорог.

Согласно актам обследования состояния улично-дорожной сети городского округа Анадырь от 21.03.2013г. и от 24.06.2013, проведенного помощником прокурора г. Анадыря с участием представителей ОГАИ МОМВД России «Анадырский», на участках дорог вблизи Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж», Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Чукотского автономного округа «Чукотский окружной профильный лицей», Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Олененок» села Тавайваам» отсутствуют предупреждающие знаки 1.23 «Дети». На участке дороги вблизи корпуса №1 Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря» указанные знаки установлены на расстоянии менее 50м до начала опасного участка дороги (т. 1 л.д. 11-19, 182).

Исходя из Уставов указанных учреждений, их деятельность непосредственно связана с предоставлением образования гражданам, в том числе несовершеннолетним (т. 1 л.д. 185-249, т. 2 л.д. 1-18).

Согласно постановлению Администрации ГО Анадырь от 25.02.2011г. №60, автомобильные дороги, участки которых находятся вблизи упомянутых образовательных учреждений: улицы Партизанская, Беринга, Отке и Колхозная, включены в перечь автомобильных дорог общего пользования городского округа Анадырь (т. 1 л.д. 19-23).

Данные обстоятельства Администрация ГО Анадырь при рассмотрении дела не оспаривала, доказательств в их опровержение суду не представляла.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором г. Анадыря требований, которые подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд признает неубедительными доводы Администрации ГО Анадырь об отсутствии разработанной и утвержденной в установленном порядке схемы (проекта) организации дорожного движения в г. Анадыре, что исключает возможность установки предупреждающих знаков 1.23 «Дети».

По мнению суда, само по себе указанное обстоятельство не может повлечь освобождение органа местного самоуправления от исполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, возложенных на него ст.ст. 6, 12 упомянутого выше Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Для реализации именно данной задачи законодателем предусмотрена обязанность по установки уполномоченными лицами предупреждающих знаков 1.23 «Дети» на участках дорог, проходящих вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми.

Исполнение органом местного самоуправления такой обязанности на соответствующих участках дорог местного значения не повлечет и не может повлечь изменения в организации дорожного движения в пределах населенного пункта.

Такое толкование приведенных выше норм Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не противоречит правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 24.08.2009г. №ГКПИ09-649, на которых содержится ссылка в отзыве Администрации ГО Анадырь.

При таких обстоятельствах суд признает неубедительными ссылки Администрации ГО Анадырь на положения п. 2 ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которым деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Отклоняются судом и ссылки Администрации ГО Анадырь на положения п. 9.2.1.11 Норм и Правил благоустройства и содержания территории городского округа Анадырь, утвержденных решением Совета депутатов ГО Анадырь №309 от 27.09.2012г., в соответствии с которым размещение на автомобильных дорогах местного значения технических средств организации дорожного движения, средств информационного обеспечения участников дорожного движения осуществляется в соответствии с проектами и схемами организации дорожного движения, согласованными с отделом ГИБДД МОМВД России «Анадырский», балансодержателем соответствующей дороги и утвержденными Администрацией; технические средства организации дорожного движения и средства информационного обеспечения участников дорожного движения, не предусмотренные проектами и схемами организации дорожного движения, подлежат демонтажу (т. 1 л.д. 130, 131).

В указанной части данный нормативно-правовой акт не соответствует Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» и в силу положений ч. 2 ст. 11 ГПК РФ не подлежит судом применению по настоящему гражданскому делу.

Доводы Администрации ГО Анадырь об отсутствии со стороны заявителя и органов ГАИ МОМВД России «Анадырский» каких-либо предложений по установке предупреждающих дорожных знаков «Дети» на участках автомобильных дорог в г. Анадыре судом отклоняются как имеющие правового значения.

Исходя из существа заявленных прокурором г. Анадыря требований, спорные правоотношения являются публичными, производство по делам из которых урегулировано главами 23, 25 ГПК РФ.

Для данной категории дел ни Гражданским процессуальным кодексом РФ, ни иным федеральным законом не предусмотрено обязательное соблюдение какого-либо досудебного порядка урегулирования спора.

Право прокурора на обращение в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или неопределенного круга лиц прямо предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. №2202-1, не ограничено и не обусловлено необходимостью принятия иных мер прокурорского реагирования.

Реализация прокурором этого права осуществляется по его усмотрению и не может быть признана злоупотреблением этим правом.

Тем более не может быть признано таким злоупотреблением и недобросовестностью обращение прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц (детей) в целях обеспечения безопасности их жизни и здоровья при пересечении автомобильных дорог, проходящих вблизи образовательных учреждений.

Исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только этим ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленный прокурором г. Анадыря трехмесячный срок для исполнения решения суда суд признает разумным и способным обеспечить баланс прав и законным интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц и Администрации ГО Анадырь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 204, 206 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

удовлетворить в полном объеме заявление прокурора г. Анадыря о возложении на Администрацию городского округа Анадырь обязанности установить дорожные знаки «Дети».

Возложить на Администрацию городского округа Анадырь обязанность установить в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 и пп. 1.23, 1.34.3 ПДД РФ дорожные знаки 1.23 «Дети» на расстоянии 90-100 метров и повторно на расстоянии не более 50 метров на следующих участках автомобильных дорог в г. Анадыре:

- в обоих направлениях движения транспортных средств по ул. Партизанской, проходящей вдоль здания Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Студенческая д. 3;

- в обоих направлениях движения транспортных средств по ул. Беринга, прилегающей к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Чукотского автономного округа «Чукотский окружной профильный лицей», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Беринга, д. 7;

- в обоих направлениях движения транспортных средств по ул. Колхозной, прилегающей к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Олененок» села Тавайваам», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Колхозная, д. 4.

Возложить на Администрацию городского округа Анадырь обязанность установить в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 и пп. 1.23, 1.34.3 ПДД РФ дорожные знаки 1.23 «Дети» на расстоянии 90-100 метров в обоих направлениях движения транспортных средств по ул. Отке, прилегающей к корпусу №1 Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря», расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Отке, д. 27.

Установить Администрации городского округа Анадырь трехмесячный срок для исполнения настоящего решения суда со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 13 сентября 2013 года.

Судья

А.В. Кодес