ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-288/19 от 22.01.2019 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2-288/2019РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Кочага Б.Ш-К., при секретаре Ооржак Н.О., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, обязании предоставить в аренду и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, обязании предоставить в аренду и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в Министерство подано заявление о предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории под гараж с разрешенным использованием для размещения индивидуальных гаражей, расположенного по адресу: <адрес>, с задней стороны жилого <адрес> за капитальными гаражами. К заявлению о предоставлении земельного участка и утверждения схемы расположения под гараж от ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы: копия паспорта, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. ДД.ММ.ГГГГ Министерством решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказано, указывая на то, что по карте градостроительного зонирования территории г. Кызыла испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами, предназначенный для размещения объектов многоквартирных малоэтажных жилых домов до 4 этажей (включительно). Истец считает, что отказ в предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным, нарушает и ущемляет конституционные права и законные интересы истца в оформлении прав на земельный участок. Согласно ст.ст. 5, 8, 81 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» (с изм. От 19.01.2011 года № 274-ФХ) управление и распоряжение землями, находящимися в собственности Республики Тыва, осуществляет специально уполномоченный Правительством Республики Тыва орган, на который возложены полномочия по распоряжению земельными участками республики, в том числе собственность на которые не разграничена, является Министерство. В соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка должно содержать хотя бы одно из оснований для отказа, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 8 указанной статьи. 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предоставлении земельного участка, не может быть утверждена по основаниям указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п.п. 1-13, 15-19, 22, 23 ст. 39.16 ЗК РФ. 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п.п. 1-23 ст. 39.16 ЗК РФ. Просит признать незаконными и отменить решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в аренду; обязать ответчика предоставить истцу указанный земельный участок; обязать утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Истец ФИО1 на судебном заседании поддержал исковое заявление по указанным в нем основаниям, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заедание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отношении не явившихся лиц.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ГлаваV.1 Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Частью 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу п.1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13).

Как следует из материалов дела, ФИО1 обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения под гараж на кадастровом плане территории, находящихся в собственности республики Тыва, а также находящихся на территории городского округа «Город Кызыл республики Тыва» государственная собственность на которые не разграничена, для предоставления на торгах. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (ж-2), вспомогательными видами разрешенного использования входят стоянки для индивидуальных автомобилей в соответствии с градостроительными нормами и санитарными нормами и правилами. Провести торги в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно приложенной схеме расположения земельного участка под гараж. С указанным заявлением истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 отказано в его обращении с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду путем проведения торгов под гараж. В ответе указано, что Министерством отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что представлена схема расположения земельного участка, не соответствующая требованиям п.п. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. В соответствии с требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утв. приказом Минэкономики России от ДД.ММ.ГГГГ, при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения правил землепользования и застройки. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл республики Тыва», утв. решением Кызылского городского Хурала представителей от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне малоэтажными жилыми домами (Ж-2), в которой по установленным градостроительным регламентам ни по основным видам, ни по условно разрешенным, ни по вспомогательным видам разрешенного использования размещение индивидуальных гаражей не предусмотрено.

Предварительное согласование предоставления земельного участка производится по правилам, установленным статьей 39.15 ЗК РФ, которыми определено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается определенный перечень документов. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки, принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ. В частности, подпункт 1 приведенной нормы предусматривает, что если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденного распоряжением администрации г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, основаниями для отказа в предоставлении услуги являются в том числе: невозможность утверждения представленной схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, указанным в пп.1 п. 16 ст. 11.10 К РФ.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Пунктом 12 ст. 11.10 ЗК РФ, определено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.

Согласно пункту 4 Приказа схема подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). Также при ее подготовке учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Из содержания пункта 7 Приказа следует, что в случае отсутствия на картографической основе (Публичной кадастровой карте) графических сведений, отражающих местоположение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале, при подготовке схемы для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости. При подготовке схемы на бумажном носителе в этом случае графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что представленная истцом схема расположения земельного участка не соответствует требованиям, утв. приказом Минэкономики России от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду земельного участка является, то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).

Так, согласно ответу Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с задней стороны жилого <адрес> согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл республики Тыва», утв. решением Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), предназначенной для размещения многоквартирных малоэтажных жилых домов до 4 этажей (включительно) с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в котором не предусмотрен вид разрешенного использования «гаражи».

При этом определение проекта планировки территории содержится в ст. 42 Градостроительного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в аренду, расположенного по адресу: <адрес>, с задней стороны жилого <адрес>, за капитальными гаражами, соответствует требованиям закона, поскольку схема расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки городского округа «город Кызыл Республики Тыва», земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами, где не предусмотрен вид разрешенного использования «гаражи».

Учитывая изложенные обстоятельства, исходя из того, что отказ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ является законным, требования истца о возложении обязанности предоставить истцу спорный земельный участок в аренду, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, обязании предоставить в аренду и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оставлено без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кызылский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2019 года.

Судья Б.Ш-К. Кочага