ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-288/20 от 21.05.2020 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 21 мая 2020 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,

с участием представителя истца -

старшего помощника прокурора Братского района

Иркутской области Петакчян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-288/2020 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Наратайского сельского поселения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Садовникова Э.И., Савицкая Ю.В., об обязании провести аттестацию муниципальных служащих,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Братского района Иркутской обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Наратайского сельского поселения об обязании в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Садовниковой Э.И., **.**.**** года рождения; Савицкой Ю.В., **.**.**** года рождения.

В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в деятельности администрации Наратайского сельского поселения выявлены нарушения в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе в части не проведения аттестации муниципальных служащих.

Установлено, что администрацией Наратайского сельского поселения не обеспечено прохождение муниципальными служащими Садовниковой Э.И. и Савицкой Ю.В. аттестации в установленные сроки, аттестация указанных муниципальных служащих не проводилась.

Прокуратурой Братского района Иркутской области 29.11.2019 в адрес главы администрации Наратайского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены. Требование прокурора до настоящего времени не исполнено.

Выявленные нарушения требований законов о муниципальной службе и профилактике коррупции в виде не проведения аттестации муниципальных служащих не обеспечивают правильный подбор и расстановку кадров, своевременное поощрение муниципальных служащих или понижение их в должности, приводят к замещению муниципальных должностей без учета установленных законом квалификационных требований, и тем самым ограничивают доступ других граждан к муниципальной службе.

Принимая во внимание, что жители муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, игнорирование требований законодательства о муниципальной службе, не проведение аттестации муниципальных служащих влечет существенное нарушение интересов общества и государства в целом, а также Наратайского муниципального образования.

Поскольку не проведение администрацией Наратайского сельского поселения аттестации муниципальных служащих не позволяет своевременно оценить профессионализм и компетентность работающих муниципальных служащих, что нарушает законодательство Российской Федерации о муниципальной службе и принцип равного доступа граждан к муниципальной службе, и позволяет в данном случае прокурору обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации.

Просит суд обязать администрацию Наратайского сельского поселения в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Садовниковой Э.И., **.**.**** года рождения; Савицкой Ю.В., **.**.**** года рождения.

Определением Братского районного суда Иркутской области о принятии искового заявления, возбуждении гражданского дела и подготовке дела к судебному разбирательству от **.**.**** в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Садовникова Э.И. и Савицкая Ю.В.

В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

Ответчик администрация Наратайского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Глава Наратайского муниципального образования Попова С.Д., действующая на основании прав по должности, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Садовникова Э.И., Савицкая Ю.В. не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы

В силу ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе, совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что основными принципами муниципальной службы являются: профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

Статья 8 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» также предусматривает, что положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с Типовым положением (приложение 2 к настоящему Закону).

Так, пункт 2 раздела 1 Типового положения предусматривает, что аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы в муниципальном образовании, повышению профессионального уровня муниципальных служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности муниципальной службы при сокращении должностей муниципальной службы в муниципальном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда муниципальных служащих.

Как следует из положений статей 6, 9 части 6 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия занимаемой им на условиях трудового договора конкретной должности муниципальной службы и установленным для исполнения этой должности квалификационным требованиям, предусмотренным Законом.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Братского района Иркутской области проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной службе администрацией Наратайского сельского поселения. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией Наратайского сельского поселения не обеспечено прохождение аттестации муниципальными служащими Садовниковой Э.И., Савицкой Ю.В., аттестация указанных муниципальных служащих не проводилась. Принимая во внимание, что жители муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, игнорирование требований законодательства о муниципальной службе, не проведение аттестации муниципальных служащих влечет существенное нарушение интересов общества и государства в целом, а также Наратайского муниципального образования.

Согласно трудовому договору с работником муниципального учреждения от **.**.****, Садовникова Э.И. с **.**.**** принята на муниципальную должность муниципальной службы - специалистом Наратайского сельского поселения.

Согласно трудовому договору с работником муниципального учреждения *** от **.**.****, Савицкая Ю.В. с **.**.**** принята на муниципальную должность муниципальной службы - специалистом Наратайского сельского поселения.

**.**.**** заместитель прокурора Братского района Иркутской области Альхименко Е.И. внесла в адрес администрации Наратайского сельского поселения представление ***а-2019 «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе» с требованием о принятии мер к устранению нарушений закона.

Из ответа администрации Наратайского сельского поселения от **.**.****, установлено, что в целях устранения выявленных нарушений, разработан проект решения Думы Наратайского сельского поселения «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации муниципальных служащих» и направлен на правовую экспертизу в прокуратуру Братского района; после проведения всех процедур, связанных с принятием данного решения будет проведена аттестация муниципальных служащих администрации Наратайского МО (Садовниковой Э.И., Савицкой Ю.В.). Администрация Наратайского МО обязуется впредь не допускать подобных нарушений.

Согласно справке о результатах анализа состояния законности в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе от **.**.**** по результатам рассмотрения внесенных в адрес глав Карахунского, Илирского, Тарминского, Шумиловского, Наратайского, Покоснинского, Турманского, Кежемского, Большеокинского, Калтукского сельских поселений представлений об устранении нарушений законодательства в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе, выявленные нарушения в части проведения аттестации муниципальных служащих не устранены, требование прокурора до настоящего времени не исполнено.

Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Садовникова Э.И. и Савицкая Ю.В. замещают должности муниципальной службы в муниципальном образовании Наратайского сельского поселения более года, они не относятся к служащим, в отношении которых не проводится аттестация, следовательно, они подлежат аттестации по правилам, установленным ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 25-ФЗ от **.**.**** «О муниципальной службе в Российской Федерации». Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Наратайского сельского поселения не обеспечено прохождение ими аттестации.

При этом суд учитывает, что, в этой связи, неисполнение администрацией Наратайского сельского поселения, предоставленных ей законом полномочий по проведению аттестации муниципальных служащих, расцениваются прокуратурой Братского района Иркутской области как нарушение законодательства о противодействии коррупции.

Более того не проведение администрацией Наратайского сельского поселения аттестации муниципальных служащих не позволяет своевременно оценить профессионализм и компетентность работающих муниципальных служащих, что нарушает законодательство Российской Федерации о муниципальной службе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Наратайского сельского поселения об обязании провести аттестацию муниципальных служащих, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором, - в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать администрацию Наратайского сельского поселения в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Садовниковой Э.И., **.**.**** года рождения; Савицкой Ю.В., **.**.**** года рождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Громова

Дата изготовления мотивированного решения суда - 26.05.2020 года