ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-288/2014 от 21.03.2014 Норильского городского суда (Красноярский край)

  №2-288/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 21 марта 2014 года г.Норильск

 Норильский городской суд Красноярского края в составе:

 председательствующего судьи Ченцовой О.А.,

 при секретаре Сапуновой А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Верзилову С.Г. и Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» о признании маломерного судна не прошедшим первичного технического освидетельствования, запрете эксплуатации маломерного судна,

 УСТАНОВИЛ:

 Норильский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Верзилову С.Г. о признании маломерного судна не прошедшим технического освидетельствования, запрете эксплуатации маломерного судна, мотивируя тем, что Норильской транспортной прокуратурой в Норильском инспекторском участке ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» проведена проверка исполнения законодательства при освидетельствовании маломерных судов на предмет пригодности их к плаванию. В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 835, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Административный регламент), которым установлена последовательность действий заявителей, а также государственных инспекций по маломерным судам в составе Главных управлений МЧС России по субъектам РФ, центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам РФ, их инспекторских отделений, участков и (или) групп их должностных лиц, осуществляемых в целях освидетельствования маломерного судна, успешное прохождение которого удостоверяется проставлением отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию в безопасном районе. Согласно п.2.30-2.31. Административного регламента предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества, по освидетельствованию маломерного судна после ремонта, а также по освидетельствованию маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону), осуществляется на оборудованных для этих целей пунктах освидетельствования маломерных судов. Пункт освидетельствования маломерного судна включает в себя: помещение для хранения и оформления документов; причал для удобной и безопасной стоянки маломерных судов, водную акваторию, безопасную для проведения мореходных испытаний судна; оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна…. Маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов. Проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется в помощью газоанализатора (п.3.25 Административного регламента). Пунктами 3.49, 3.51 Административного регламента установлено, что основанием для получения отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию является заключение о годности маломерного судна к плаванию в определенном районе безопасного плавания маломерного судна в морских, прибрежных морских и внутренних водах. Судовой билет с отметкой о допуске к плаванию возвращается заявителю после положительных результатов освидетельствования маломерного судна. В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» для осуществления технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Элан-С0-50; газоанализатор типа Инфракар. Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» с заявлением о регистрации маломерного судна «Windboat-47S», обратился Верзилов  С.Г.., с одновременным предоставлением договора купли-продажи лодки № от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного с ООО «<данные изъяты>», копии паспорта транспортного средства. На основании указанных выше документов старшим государственным инспектором по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, принято решение о годности к плаванию представленного Верзилов С.Г. маломерного судна «Windboat-47S», имеющего заводской номер №, изготовленное в ООО «<данные изъяты>» в 2013 году, с максимальной мощностью двигателя 60 л.с., что позволяет Верзилов С.Г. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного судна по истечению 5 лет, т.е. не ранее 2018 года. Эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц. Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающее угрозу его нарушения. Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. На основании изложенного Норильский транспортный прокурор просит признать маломерное судно «Windboat-47S», имеющего заводской номер №, изготовленное в ООО «<данные изъяты>» в 2013 году, с максимальной мощностью двигателя 60 л.с., принадлежащее на праве собственности Верзилов С.Г. и зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, не прошедшим ДД.ММ.ГГГГ технического освидетельствования, позволяющего собственнику использовать маломерное судно по назначению; запретить Верзилов С.Г. эксплуатировать маломерное судно «Windboat-47S», имеющего заводской номер № изготовленное в ООО «<данные изъяты>» в 2013 году, с максимальной мощностью двигателя 60 л.с., зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

 На основании определения суда от 12 февраля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» (далее по тексту – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю».

 В судебном заседании старший помощник Норильского транспортного прокурора Наливайко Д.А., действующий в соответствии с поручением, на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

 Ответчик Верзилов  С.Г. в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора не согласился, пояснив, что первичное техническое освидетельствование судна не проходил. Он предоставил пакет документов с фотографиями судна для государственной регистрации. Отметка о годности судна к плаванию в выданном ему судовом билете не проставлялась, и соответственно на сегодняшний день он допуска к плаванию не имеет. Таким образом, по мнению ответчика, спорные правоотношения отсутствуют.

 Представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В., действующий на основании доверенности (л.д. <данные изъяты>), в судебном заседании пояснил, что Верзилов  С.Г. зарегистрировал маломерное судно ДД.ММ.ГГГГ, представив договор купли-продажи и техническую документацию. Маломерное судно не проходило технического осмотра, он просто ставилось на государственную регистрацию и проходило классификацию. Отметка о годности маломерного судна к плаванию в судовой билет не ставилась. Согласно п. 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 502, при плавании на маломерных судах запрещается управлять маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра). Судно, принадлежащее Верзилову С.Г.., не подлежит использованию пока не пройдет технического освидетельствования, и собственник не получит техталон. Дополнительного судебного запрета в этом случае не требуется, в связи с чем, иск не подлежит удовлетворению.

 Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные отзывы и возражения, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить заявленный иск по следующим основаниям.

 В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) на спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться судовой билет и список членов экипажа судна (судовая роль). Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.

 В силу пункта 1.1 статьи 16 КВВТ РФ не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

 Согласно пункту 3 статьи 35 КВВТ РФ, маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).

 В соответствии с пунктом 4 Положения основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

 Подпунктами 4 и 7 пункта 5 Положения предусмотрено, что Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; устанавливает в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой билет обязательные условия, нормы и требования по количеству людей на маломерном судне, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой маломерное судно может плавать, осадке, минимальному надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

 Подпунктом 1 Пункта 8 Положения установлено, что должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право запрещать в установленном порядке эксплуатацию маломерных судов, а также задерживать маломерные суда и помещать их на стоянку и хранение.

 П.1.1. Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №608, установлено, что предметом регулирования настоящего административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Административный регламент), является последовательность действий заявителей, а также государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС МЧС России) по субъектам Российской Федерации, их инспекторских отделений, участков и (или) групп (далее - подразделения ГИМС) и их должностных лиц, осуществляемых в целях освидетельствования маломерного судна, успешное прохождение которого удостоверяется проставлением отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию в безопасном районе.

 П.2.5 Административного регламента установлено, что конечным результатом предоставления государственной услуги является освидетельствование маломерного судна, успешное прохождение которого удостоверяется проставлением отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию в безопасном районе, либо мотивированный отказ в проставлении такой отметки.

 Согласно п.2.6 Административного регламента, максимально допустимый срок предоставления государственной услуги с момента приема комплекта документов заявителя до отметки в судовом билете о годности маломерного судна к плаванию при условии положительного результата выполнения всех процедур, установленных Административным регламентом при проведении: проверки документов, необходимых для предоставления государственной услуги, составляет до 15 минут; освидетельствования маломерного судна с проведением испытаний на плавучесть, остойчивость, непотопляемость (далее - мореходные качества) составляет до 480 минут;..

 П.2.11 Административного регламента установлено, что к документам, необходимым для предоставления государственной услуги, подлежащим представлению на бумажном носителе лично заявителем, относятся: а) при предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества: заявление судовладельца о предоставлении государственной услуги <1> по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту (далее - заявление); документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения маломерным судном; техническую документацию на маломерное судно, построенное для личного пользования; технический паспорт маломерного судна, двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками (в случае приобретения маломерного судна, не прошедшего обязательной сертификации);…

 Согласно п.2.30 Административного регламента, предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества, по освидетельствованию маломерного судна после ремонта, а также по освидетельствованию маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону), осуществляется на оборудованных для этих целей пунктах освидетельствования маломерных судов. Пункт освидетельствования маломерного судна включает в себя: помещение для хранения и оформления документов; вывеску "Пункт освидетельствования маломерных судов"; причал для удобной и безопасной стоянки маломерных судов; водную акваторию, безопасную для проведения испытаний мореходных качеств; оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна; газоанализатор; специально оборудованную площадку для определения главных размерений маломерного судна; индивидуальные спасательные средства и медицинскую аптечку; информационный стенд с выписками из нормативных документов и информацией о распорядке работы.

 П.3.11 Административного регламента установлено, что целью тестирования маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества является оценка технического состояния корпуса, оборудования и устройств маломерного судна, определение его мореходных качеств.

 Согласно п.3.12 Административного регламента, административная процедура тестирования маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества включает следующие действия: проведение осмотра маломерного судна; испытание маломерного судна на мореходные качества; проверку состояния корпуса, надстроек, оборудования и устройств маломерного судна; определение грузоподъемности, допустимого количества людей на борту; определение массы маломерного судна; оформление результата выполнения административной процедуры. Для тестирования маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества заявитель обеспечивает подъем судна из воды и (или) спуск его на воду в согласованные с должностным лицом подразделения ГИМС сроки.

 В соответствии с п.3.13 Административного регламента, в процессе осмотра маломерного судна осуществляется: проверка соответствия типа и модели двигателя или подвесного лодочного мотора данным технического паспорта или судового билета; проверка подлинности заводских номеров двигателей или подвесных лодочных моторов и соответствия их паспортным данным или данным судового билета; идентификация материала корпуса и надстроек.

 По результатам проверки, согласно п.3.15 Административного регламента, должностное лицо подразделения ГИМС принимает решение о годности маломерного судна к плаванию согласно критериям принятия решения по оценке состояния маломерного судна.

 П.3.16 Административного регламента установлено, что грузоподъемность маломерного судна определяется опытным путем. Допустимое количество людей на борту маломерного судна, максимальная грузоподъемность надувной лодки определяется расчетным путем. Масса маломерного судна, полностью укомплектованного техническими средствами и минимальным набором средств безопасности, определяется взвешиванием <1>.

 П.3.17 Административного регламента установлено, что при оформлении результатов выполнения административной процедуры, на основании данных, полученных при испытаниях мореходных качеств маломерного судна, проводится расчет максимально допустимой мощности подвесных лодочных моторов и (или) стационарных двигателей, минимальной высоты надводного борта, определяется высота волны и удаление от берега или убежища, при которых маломерное судно может безопасно осуществлять плавание.

 Согласно п. 3.17.2. Административного регламента, в целях определения годности маломерного судна к плаванию применяются оценки, отражающие фактическое состояние маломерного судна: "годное", "ограниченно годное", "непригодно к плаванию". Оценка состояния маломерного судна в целом устанавливается по низшей оценке одного из элементов, перечисленных в пункте 3.17.1 Административного регламента.

 Отсутствие перечисленных в пунктах 3.15.1, 3.15.2 Административного регламента неисправностей является основанием для оценки состояния маломерного судна как "годное".

 Основанием для оценки состояния маломерного судна как "непригодно к плаванию" является наличие хотя бы одного из перечисленных в пунктах 2.15.1 Административного регламента неисправностей.

 Основанием для оценки состояния маломерного судна как "ограниченно годное" является наличие хотя бы одного из перечисленных в пунктах 2.15.2 Административного регламента неисправностей, не влияющих на общую прочность корпуса, надстроек и якорного устройства, но снижающих мореходные качества маломерного судна.

 П. 3.20. Административного регламента установлено, что маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.

 Согласно п. 3.43., 3.44. Административного регламента, основанием для начала административной процедуры по оформлению результатов и заключения о годности маломерного судна к плаванию являются результаты прохождения освидетельствования маломерного судна. Оформление результатов и заключения о годности маломерного судна к плаванию включает следующие действия: оформление результатов освидетельствования маломерного судна; оформление результата выполнения административной процедуры в электронной форме - в АИС ГИМС МЧС России.

 Пунктами 3.46, 3.47, 3.48, 3.49 Административного регламента установлено, что в отношении маломерного судна, получившего оценку состояния "годное", должностное лицо ГИМС проставляет отметку в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию. На маломерное судно, получившее оценку "ограниченно годное", заключение по результатам освидетельствования оформляется в заключении с внесением ограничений. На основании установленных ограничений определяется новый район безопасного плавания маломерного судна. Установленные ограничения вносятся в заявление, судовой билет и в соответствующие форматы АИС ГИМС МЧС России. После установленных ограничений должностное лицо подразделения ГИМС проставляет в судовом билете отметку о допуске маломерного судна к плаванию в установленном ограничениями районе безопасного плавания. На маломерное судно, получившее оценку состояния маломерного судна "непригодно к плаванию", по результатам освидетельствования оформляется в заключении с указанием мотивированных причин отказа в проставлении в судовом билете отметки о допуске маломерного судна к плаванию. Копия заключения о непригодности маломерного судна к плаванию передается заявителю. Основанием для получения отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию является заключение о годности маломерного судна к плаванию в определенном районе безопасного плавания маломерного судна в морских, прибрежных морских и внутренних водах.

 В соответствии с п.3.51,3.52 Административного регламента, судовой билет с отметкой о допуске к плаванию возвращается заявителю после положительных результатов освидетельствования маломерного судна. Одновременно заявителю возвращаются документы, необходимые для предоставления государственной услуги. Лицом, ответственным за возврат документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является руководитель подразделения ГИМС. Сведения об отметке в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию фиксируются в заявлении и подтверждаются подписью заявителя с проставлением даты.

 В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» для осуществления технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Элан-С0-50; газоанализатор типа Инфракар.

 Судом установлено следующее:

 На основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «<данные изъяты>», Верзилов  С.Г. является собственником лодки «Windboat-47S», имеющей заводской номер №, изготовленной в ООО «<данные изъяты>» в 2013 году, с максимальной мощностью двигателя 60 л.с.

 ДД.ММ.ГГГГ в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» Верзилов С.Г. обратился с заявлением о регистрации маломерного судна с одновременным предоставлением договора купли-продажи лодки и фотографий судна.

 На основании указанных выше документов старшим государственным инспектором по судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ года, без фактического проведения технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, без составления акта технического освидетельствования принято решение о годности к плаванию, представленного Верзиловым  С.Г. маломерного судна «Windboat-47S», принадлежащего ему на праве собственности и зарегистрированного в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, с выдачей Ляпунову3 С.Г. судового билета маломерного судна №.

 Из пояснений представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В., данных в судебном заседании, следует, что первичное техническое освидетельствование маломерного судна, фактически не проводилось, осмотр маломерного судна не проведен, судно проходило классификацию. Акт технического освидетельствования не составлялся. Собственник судно не имеет право его эксплуатировать, поскольку в судовом билете отсутствует отметка о годности судна к плаванию.

 Из письменного объяснения старшего государственного инспектора по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В., поданного ДД.ММ.ГГГГ при проведении прокурорской проверки, следует, что в должностные обязанности указанного сотрудника входят, в том числе, проведение в установленном порядке классификации, государственной регистрации, учета, первичного технического освидетельствования и ежегодного технического освидетельствования и осмотров маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдача судовых билетов; установление в зависимости от конструкции судна и внесение в судовой билет обязательных условий, норм и технических требований по грузоподъемности и пассажировместимости, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Для технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Элан-С0-50; газоанализатор типа Инфракар. Однако Норильский инспекторский участок не обеспечен указанным оборудованием и инструментами на протяжении всего периода работы. При таких обстоятельствах техническое освидетельствование маломерных судов сведено к сравнению данных, указанных в технической документации, с представленными номерными агрегатами маломерных судов и визуальным осмотром корпуса на повреждения. В 2011 и 2012 годах отметки (специальный штамп) в судовых билетах о годности маломерного судна к плаванию проставлялись при регистрации маломерных судов, в том числе, при предоставлении копий сертификатов и договоров купли-продажи катеров и лодок, а также экспертных заключений. Норильским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» принадлежащее Верзилову С.Г. маломерное судно «Windboat-47S», имеющее заводской номер №, изготовленное в ООО «<данные изъяты>» в 2013 году, с максимальной мощностью двигателя 60 л.с., регистрационный номер №, в период с 2011 по 2013 гг было признано годным к плаванию, наряду с иными маломерными судами.

 Таким образом, из материалов дела и пояснений представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В. следует, что данные о судне были внесены в судовой билет без фактического освидетельствования судна, и составления акта о годности маломерного судна к плаванию.

 Согласно п. 4 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.

 Наличие документов о соответствии маломерного судна нормативным требованиям не заменяет процедуру первичного технического освидетельствования уполномоченным должностным лицом государственного органа, не освобождает собственника маломерного судна от обязанности проходить в установленном порядке первичное техническое освидетельствовании маломерного судна, а представителя уполномоченного государственного органа – от обязанности фактического проведения такого освидетельствования с выдачей соответствующих актов.

 Из материалов дела следует, что маломерное судно Верзиловым С.Г. представлялось на государственную регистрацию путем предоставления фотографий, первичное техническое освидетельствование и осмотр судна фактически не проведены, несмотря на это, условия и нормы первичного технического освидетельствования были внесены в судовой билет, который выдан собственнику маломерного судна, акт первичного технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию не составлялся.

 В силу пункта 15 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № после государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее - судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам) (приложение N 3).

 Согласно п. 27 Правил в государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

 Оформление отказа в государственной регистрации судна и прав на него производится руководителем соответствующего органа государственной регистрации письменно с указанием конкретных причин отказа.

 Из материалов дела следует, что государственная регистрация прав Верзилова С.Г. на маломерное судно была произведена, выдан судовой билет, с внесенными условиями и нормами первичного технического освидетельствования, которое фактически не проводилось, как и осмотр судна, при этом данный судовой билет удостоверил право Верзилова С.Г. на плавание под Государственным флагом Российской Федерации и установил принадлежность судна на праве собственности.

 Доводы представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В. о том, что в силу положений Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Верзилов С.Г. уже запрещено управлять маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования и установления дополнительного запрета уже не требуется, суд отклоняет, поскольку данный довод противоречит положениям закона и материалам дела.

 Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что должностным лицом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» Верзилову С.Г. был выдан судовой билет с внесенными условиями и нормами первичного технического освидетельствования без его фактического проведения, данный судовой билет удостоверил право Верзилова С.Г. плавания под Государственным флагом Российской Федерации и установил принадлежность судна на праве собственности.

 Вместе с тем, отметка о запрещении пользования судна по результатам первичного технического освидетельствования, в судовой билет не вносилась.

 Таким образом, материалами дела и пояснениями Верзилова С.Г. и представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В. подтверждено то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ первичное техническое освидетельствование принадлежащего Верзилову С.Г. маломерного судна «Windboat-47S», имеющего заводской номер №, изготовленного в ООО «<данные изъяты>» в 2013 году, с максимальной мощностью двигателя 60 л.с., фактически не проводилось и судно не осматривалось, однако его условия и нормы внесены в выданный Верзилову С.Г.. в установленном порядке судовой билет, отметка о запрещении пользования судна по результатам первичного технического освидетельствования в судовой билет не вносилась.

 Указанное позволяет Верзилову С.Г. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного судна по истечению 5 лет, т.е. не ранее 2018 года.

 Кроме того, из материалов дела и пояснений Верзилова С.Г. следует, что маломерное судно приобретено для собственных нужд, и ответчик имеет намерения его использовать.

 Учитывая изложенное, принимая во внимание, что уполномоченным государственным органом в установленном нормативно-правовыми актами порядке не проведено первичное техническое освидетельствование принадлежащего Верзилову С.Г. маломерного судна и не установлена фактическая годность указанного маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями, эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц.

 В соответствии с п. 3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №6940) пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

 На основании п. 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №502, при плавании на маломерных судах запрещается управлять маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра).

 Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №820, предусмотрено проведение освидетельствования маломерного судна при его классификации, а также очередного освидетельствования, при этом пунктом 21 предусмотрено, что маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации (для маломерных судов, не прошедших очередное освидетельствование во время классификации) или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования. В случае временного отказа собственника маломерного судна от его эксплуатации маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации, а в силу пункта 23 по результатам очередного освидетельствования орган классификации составляет акт освидетельствования (в 2 экземплярах), в котором подтверждается ранее присвоенная категория сложности района плавания или указывается категория сложности района плавания, и вносит в судовой билет сведения, подтверждающие его годность к плаванию. Один экземпляр указанного акта выдается заявителю, а второй хранится органом классификации.

 Таким образом, на момент рассмотрения дела сохраняются требования законодательства по обязательному освидетельствованию маломерного судна для целей его эксплуатации, а также подтверждения результатов такого освидетельствования.

 Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающее угрозу его нарушения.

 Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

 Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 При указанных обстоятельствах подлежат удовлетворению требования Норильского транспортного прокурора о признании маломерного судна «Windboat-47S», имеющего заводской номер №, изготовленного в ООО «<данные изъяты>» в 2013 году, с максимальной мощностью двигателя 60 л.с., принадлежащего на праве собственности Верзилову С.Г. и зарегистрированного в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, не прошедшим ДД.ММ.ГГГГ первичного технического освидетельствования, позволяющего собственнику использовать маломерное судно по назначению; запрете Верзилову С.Г. эксплуатировать указанное маломерное судно, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

 Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Принимая во внимание положения п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика Верзилова С.Г.. государственную пошлину в размере <данные изъяты>

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Исковые требования Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Верзилову С.Г. и Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» о признании маломерного судна не прошедшим технического освидетельствования, запрете эксплуатации маломерного судна - удовлетворить.

 Признать маломерное судно «Windboat-47S», имеющее заводской номер №, изготовленное в ООО «Нижегородская «Верфь малого Судостроения» в 2013 году, с максимальной мощностью двигателя 60 л.с., принадлежащее на праве собственности Верзилову С.Г., и зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером Р 5823 КЗ, не прошедшим ДД.ММ.ГГГГ технического освидетельствования, позволяющего собственнику использовать маломерное судно по назначению.

 Запретить Верзилов С.Г. эксплуатировать маломерное судно «Windboat-47S», имеющее заводской номер №, изготовленное в ООО «<данные изъяты>» в 2013 году, с максимальной мощностью двигателя 60 л.с., зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

 Взыскать с Верзилова С.Г. в доход бюджета муниципального образования г.Норильск государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий О.А.Ченцова

 В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.