Дело № 2-288/2016
Решение
Именем Российской Федерации
28 июня 2016 года город Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего Шушкова Д.Н., при секретаре Ивановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Н.Н. к ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», Министерству культуры Российской Федерации об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
Установил:
К.Н.Н. обратилась в суд с иском к ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» по месту нахождения филиала - Шарьинского краеведческого музея об истребовании книг и брошюр под названиями: «В лесах Приветлужья», «Приветлужье», «Вохма-золотое дно», «ФИО3», «ФИО4», «По берегам Ветлуги», «ФИО5», «В борьбе за изобилие», «Новь колхозная», «Пушинки-золотинки», «ФИО6 охота», «Люди подвига», «Дружная бригада»; ФИО1 «След», ФИО2 «На кардоне», Мазурин «Последняя свадьба»; «Помощники», «Время зовет», «Для детей. Стихи, рассказы», «Тропинки-торопинки». Также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 4000 рублей, за написание претензии - 500 рублей, расходы по оплате госпошлины - 700 рублей, услуги юриста - 1100 рублей.
Требования мотивируются тем, что отец истца - Ш.Н.С. умер в _______ года. При жизни Ш.Н.С. было написано и издано несколько литературных произведений форматом книг и брошюр. Книги и брошюры под названиями: 1. «В лесах Приветлужья», 2. «Приветлужье», 3. «Вохма-золотое дно», 4. «ФИО3», 5. «ФИО4», 6. «По берегам Ветлуги», 7. «ФИО5», 8. «В борьбе за изобилие», 9. «Новь колхозная», 10. «Пушинки-золотинки», 11. «ФИО6 охота», 12. «Люди подвига», 13. «Дружная бригада», 14. ФИО1 «След», ФИО2 «На кардоне», Мазурин «Последняя свадьба», 15. «Помощники», 16. «Время зовет», 17. «Для детей. Стихи, рассказы», 18. «Тропинки-торопинки».
В 1997г. руководитель Шарьинского краеведческого музея попросила истицу для выставки все вышеперечисленные книги. Она исполнила ее просьбу. После выставки в Шарьинском краеведческом музее одну книгу отца «Тропами росыми» она подарила музею. Остальные книги она оставила в музее на хранение, так как у неё в доме был ремонт. Периодически она получала книги из музея. Четыре года назад директор Шарьинского краеведческого музея попросила истицу имеющиеся у неё книги отца возвратить для сканирования. Истица отдала ей книги и брошюры. Вначале директор музея ей говорила, что процесс сканирования книг длительный, поэтому она терпеливо ждала. В 2015 году она обратилась в Шарьинский краеведческий музей с требованием возврата книг, но ей было отказано в возврате книг с пояснением, что теперь книги и брошюры являются собственностью государства. 14.12.2015г. она обратилась с претензией к ответчику. Вместе с ответом на претензию, которым было отказано в возврате книг и брошюр, истица получила копию приемо-сдаточного акта от 07.10.1999г. о передаче произведений отца в постоянное пользование Шарьинского краеведческого музея. Но указанный приемосдаточный акт подписан не ею. И при составлении этого акта она не присутствовала. Всем книгам и брошюрам отца ответчиком были присвоены номера основного фонда с № КОК 52224 по № КОК 52241.
При рассмотрении дела истица уточнила исковые требования и окончательно просила:
Обязать ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» возвратить ей книги и брошюры под названиями: «В лесах Приветлужья», «Приветлужье», «Вохма-золотое дно», «ФИО3», «ФИО4», «По берегам Ветлуги», «ФИО5», «В борьбе за изобилие», «Новь колхозная», «Пушинки-золотинки», «ФИО6 охота», «Люди подвига», «Дружная бригада»; ФИО1 «След», ФИО2 «На кардоне», Мазурин «Последняя свадьба»; «Помощники», «Время зовет», «Для детей. Стихи, рассказы», «Тропинки-торопинки»;
обязать Министерство культуры Российской Федерации исключить из Музейного фонда Российской Федерации указанные книги и брошюры;
взыскать с ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»: за написание претензии - 500 рублей, расходы по оплате госпошлины - 700 рублей, услуги юриста - 1100 рублей за составление искового заявления и 5000 рублей - за участие в судебных заседаниях.
В судебном заседании истица поддержала уточненные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в 1997 году в Шарьинском краеведческом музее проводилась выставка, сотрудники музея позвонили ей и попросили принести в музей книги отца. В 1999 году книги в дар музею она не передавала и не знала, что был составлен соответствующий акт. Периодически она получала книги из музея, получение и возврат книг и брошюр в музей документально не оформлялось. Книги и брошюры хранились в папке. Она в папке их забирала и в папке возвращала в музей. Она забирала книги из музея до тех пор, пока Ш.Н.Ю. не стала директором музея в 2011 году. Летом 2011 года Ш.Н.Ю. ей позвонила, они встретились и та попросила её возвратить книги в музей, она их возвратила. В 2015 году она вновь встретилась с Ш.Н.Ю. и попросила назад эти книги, на что та ей отказала. Она книги музею не дарила, подпись в акте передачи стоит не её. После того, как она возвратила книги и брошюры в музей в 2011 году, она стала требовать их возврата в 2015 году.
В судебном заседании представитель истицы Б.И.А. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что считает отношения между сторонами являются недоговорными. Представитель ответчика пояснила, что книги и брошюры находятся в государственной части Музейного фонда. Но согласно ст. 13 специального Закона «О Музейном фонде РФ и музеях» в государственной части Музейного фонда могут находится только предметы федеральной и региональной собственности. А чтобы получить в федеральную или региональную собственность эти книги и брошюры нужен договор, при этом ст. 218 ГК РФ предусматривает, какие договоры должны быть оформлены бывшим и новым собственником. Но ответчик такие документы не предоставил. Кроме того, если эти предметы переданы в Музейный фонд, то Закон «О Музейном фонде РФ и музеях» предусматривает заявление от бывшего собственника, либо от того лица, которое передаёт в музейный фонд экспонаты. Такого заявления не было. Также согласно ст. 8 Закона «О Музейном фонде РФ и музеях» не были представлены документы: по проведению экспертизы, заявление истца, свидетельствующие о передаче, дарении этих книг, договор дарения или иной документ, свидетельство, которое должна была получить К.Н.Н. в случае передачи этих предметов в собственного иного лица, в том числе и в федеральную собственность.
Ответчиком ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» в суд представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано следующее.
Государственные музеи Российской Федерации являются основными хранилищами памятников материальной и духовной культуры, а также естественной истории, входящих в состав музейного фонда государства, и обязаны обеспечивать их учет и полную сохранность.
При формировании фондовых коллекций музеи Российской Федерации руководствуются действующим законодательством в области сохранения объектов культурного наследия - Федеральным законом от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон о музейном фонде) и Приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 "Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР" (далее Инструкция).
В соответствии с вышеуказанными нормативными документами одним из способов пополнения фондовых коллекций российских музеев является передача в качестве пожертвования предметов, имеющих историческую, художественную, либо иную культурную ценность, являющихся собственностью физических или юридических лиц.
Если гражданин изъявляет свое желание передать в музей какой-либо ценный предмет, ответственный работник музея, либо работник филиала музея обязан направить на рассмотрение экспертной фондово-закупочной комиссии музея обоснованное ходатайство (заявку) о необходимости принятия данного предмета на постоянное хранение. Экспертная фондово-закупочная комиссия рассматривает ходатайство на заседании и выносит заключение о принятии данного предмета и включении его в музейный фонд. После чего на передачу предмета составляется приемо-сдаточный акт, далее предмет ставиться на государственный учет (ст. 86-100 Инструкции). Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона о музейном фонде). В процессе хранения музейные предметы подлежат систематической инвентаризации (ст. 124 Инструкции).
В отношении 18 книг и брошюр, автором которых является Шарьинский краевед Ш.Н.С., являющихся предметом иска его дочери К.Н.Н., следует указать, что у Ответчика имеются все документы, подтверждающие соблюдение порядка включения их в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Приемо-сдаточный акт №_____ от _______ года был подписан бывшими сотрудниками Костромского музея-заповедника: заведующей фондами Шарьинского филиала музея-заповедника С.Т.Н., научным сотрудником Шарьинского филиала музея-заповедника Т.С.М.
Наличие литературных произведений, автором которых является Ш.Н.С., является честью для Шарьинского краеведческого музея. Предметы хранятся надлежащим образом, что подтверждает истица в своем исковом заявлении. Данные предметы постоянно используются при составлении музейных экспозиций по истории и краеведению. По просьбе истицы и в соответствии с Инструкцией произведено сканирование предметов, сканированные копии переданы истице (л.д. 19-21).
В дополнении к отзыву на исковое заявление ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» заявлено о применении срока исковой давности по требованиям К.Н.Н. (л.д. 56).
В судебном заседании представитель ответчика ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Ш.Н.Ю. исковые требования не признала, письменный отзыв ответчика и дополнение к нему поддержала, дополнительно пояснила, что в 2011 году она заступила на должность заведующей Шарьинского краеведческого музея. И как только приступила к своим обязанностям, то стала сверять фонды. При сверке фондов было обнаружено, что эти 18 книг (спорные книги и брошюры) основного фонда в наличии отсутствуют, что равносильно хищению государственной собственности. Она в июле 2011 года связалась с К.Н.Н., сказала ей, что все эти предметы являются собственностью государства и стоят в музее на учете, поэтому попросила её вернуть эти предметы обратно в музей. К.Н.Н. эти книги принесла в музей. Спустя время, К.Н.Н. в 2015 году обратилась к ней с просьбой вернуть книги, но она не имеет права возвратить их К.Н.Н.. Она договорилась с К.Н.Н., что если разрешат, то она сделает копии этих книг, сосканирует их. Перед Новым годом в музее появилось современное сканирующее оборудование и все эти 18 книг были сканированы и сохранены на диск в электронном виде. Диск был передан К.Н.Н. Книги и брошюры хранятся в музее в соответствии со всеми необходимыми правилами и находятся в том же состоянии, в котором они были приняты от К.Н.Н.
Представителем Министерства культуры Российской Федерации в суд представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных К.Н.Н. требований, указав следующее.
1. Предметы, которые истребует Истец, были переданы ею в Костромской музей-заповедник на постоянное хранение, что подтверждается приемосдаточным актом от _______ года№_____.
Все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмотрения на фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда (Приказ Минкультуры СССР от 17.07.1985 № 290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», п. 100, указанный приказ был признан утратившим силу Приказом Минкультуры России от 08.12.2009 № 842, который впоследствии был отменен Приказом Минкультуры России от 11.03.2010 № 116, действовал на момент передачи Истцом предметов в музей).
В соответствии с требованиями законодательства каждому предмету был присвоен номер основного фонда.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся.
Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые после вступления настоящего Федерального закона в силу государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
2. На основании ст. 9 Федерального закона исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации производится Минкультуры России в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы.
Музейные предметы и музейные коллекции считаются исключенными из состава Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179, решение об исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава фонда могут быть приняты Министерством культуры Российской Федерации в следующих случаях:
- утрата и разрушение музейных предметов и музейных коллекций или
обмен их на другие музейные предметы и музейные коллекции;
- ошибочность экспертного заключения о культурно - историческом
значении, физическом состоянии и других особенностях указанных предметов и
коллекций, на основании которого было принято решение об их включении в
состав фонда;
- соответствующее судебное решение, вступившее в силу.
Оспариваемые предметы были включены в Государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства, Истец передала спорные предметы в музей добровольно, что ей не оспаривается, соответственно, основания для исключения музейных предметов отсутствуют.
Одновременно Истец не представила доказательств того, что истребуемые им предметы были включены в состав государственной части Музейного фонда ошибочно, или того, что указанные предметы не имеют культурно-исторического значения (л.д. 75-77).
Дело рассматривается без участия представителя Министерства культуры Российской Федерации, просившего о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 100 действующей Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985г. № 290, все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмотрения на фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда.
Из протокола № 6 от 28.09.1999г. заседания фондово-закупочной комиссии Костромского музея-заповедника следует, что комиссией принято решение о принтяии в дар, в том числе книг и брошюр журналиста, писателя Ш.Н.С. от К.Н.Н. (л.д. 22).
В материалы дела представлена копия приемо-сдаточного акта №_____ от _______ года, из которого следует, что заведующая фондами Костромского музея-заповедника С.Т.Н. и научный сотрудник музея-заповедника Т.С.М. приняли, а К.Н.Н. сдала музею в постоянное пользование спорные книги и брошюры. В акте имеются подписи указанных лиц. Также в акте имеется ссылка на заключение фондово-закупочной комиссии №_____ от _______ года. о принятии книг и брошюр в дар (л.д. 7).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона № 54-ФЗ в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся.
Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые после вступления настоящего Федерального закона в силу государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
По мнению суда, спорные книги и брошюры были включены в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом достоверных и достаточных доказательств в подтверждение доводов о том, что акт №_____ от _______ года она не подписывала, в дар спорные книги и брошюры не передавала, истица не представила.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 54-ФЗ исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы.
Согласно п. 9 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1998г. № 179, решения об исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава фонда могут быть приняты Министерством культуры Российской Федерации в следующих случаях:
утрата и разрушение музейных предметов и музейных коллекций или обмен их на другие музейные предметы и музейные коллекции;
ошибочность экспертного заключения о культурно - историческом значении, физическом состоянии и других особенностях указанных предметов и коллекций, на основании которого было принято решение об их включении в состав фонда;
соответствующее судебное решение, вступившее в силу.
Стороной истицы не представлено доказательств того, что спорные книги и брошюры были включены в состав государственной части Музейного фонда РФ ошибочно, или того, что они не имеют культурно-исторического значения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска, поскольку истцом не представлено достоверных и достаточных доказательств, которые бы объективно свидетельствовали об обоснованности предъявленных требований.
При разрешении спора суд также исходит из следующего.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 196 общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.
На рассматриваемые исковые требования распространяется общий срок исковой давности, поскольку истица не является лицом, владеющим спорными книгами и брошюрами.
По мнению суда, в любом случае течение срока исковой давности началось не позднее 2011 года - с момента возвращения К.Н.Н. спорных книг и брошюр в Шарьинский краеведческий музей - филиал ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», соответственно, срок исковой давности истек в 2014 году, тогда как с иском в суд К.Н.Н. обратилась 03.02.2016г.
Доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено, ходатайств о его восстановлении не заявлялось.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015г. № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований К.Н.Н. к ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», Министерству культуры Российской Федерации об истребовании имущества из чужого незаконного владения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.
Председательствующий: Д.Н. Шушков
Решение вступило в законную силу __________