Решение в окончательной форме принято 11 апреля 2018г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Полевской 6 апреля 2018 года Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Хлебаловой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-288/2018 по иску ФИО1 к Администрации Полевского городского округа о возложении обязанности по проведению процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, в документы градостроительного зонирования с целью определения единой территориальной зоны принадлежащего ей земельного участка, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Полевского городского округа об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем возложения обязанности по проведению процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, в документы градостроительного зонирования с целью определения единой территориальной зоны принадлежащего ей земельного участка. Свои требования истец мотивировала тем, что на основании договора купли-продажи от . . .г. является собственником земельного участка площадью 1553 кв.м, расположенного по адресу: <. . .>, район <. . .>, кадастровый №, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования для размещения: объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии, объектов коммунального хозяйства, улиц, проспектов, площадей, аллей, бульваров, переулков, проездов, тупиков. Участок поставлен на кадастровый учет . . .г. В августе 2017г. истцом заказаны и оплачены кадастровые работы по разделу участка на 15 отдельных участков и поданы документы на их государственную регистрацию. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области уведомило ее о приостановлении государственной регистрации прав на земельные участки в связи с тем, что земельный участок частично расположен в трех территориальных зонах: Ж-1, Р-1 и территории общего пользования. Проведенное в 2012г. зонирование Полевского городского округа таким образом, что земельный участок истца попал сразу в три территориальные зоны, существенным образом нарушает права истца как собственника земельного участка. . . .г. она обратилась к ответчику с просьбой привести Правила землепользования и застройки Полевского городского округа в соответствии с действующим федеральным законодательством путем изменения вида разрешенного использования земельного участка на один общий вид разрешенного использования Ж-1, в чем ей было отказано до предоставления проекта планировки на земельный участок и прилегающие к нему территории. . . .г. она вновь обратилась к ответчику с просьбой изготовить и предоставить проект планировки на принадлежащий ей земельный участок и прилегающие к нему территории для предоставления его в дальнейшем комиссии, на что ей дан ответ, что муниципальной программой «Развитие градостроительной деятельности на территории Полевского городского округа до 2020 гоад» не предусмотрена разработка документации по планировке в с. Курганово Полевского городского округа. Таким образом, ответчик отказался в добровольном порядке восстановить нарушенное право истца на пользование и распоряжение своим земельным участком и намерен дальше вести свою деятельность в нарушение прав истца. Истец просила обязать ответчика в двухмесячный срок устранить препятствия в пользовании ею земельным участком путем изменения вида разрешенного использования на один вид – Ж-1. В ходе производства по делу истец изменила предмет иска, просила обязать ответчика в двухмесячный срок устранить препятствия в пользовании ею земельным участком путем проведения процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, в документы градостроительного зонирования с целью расположения земельного участка в границах одной территориальной зоны Ж-1. В судебное заседание истец не явилась, будучи извещена надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщила. Представитель истца ФИО2, действующий по доверенности от . . .г., иск и доводы искового заявления поддержал и пояснил, что ответчик нарушает право истца на распоряжение земельным участком, в частности, его разделу. Правила землепользования и застройки Полевского городского округа нарушают требования как земельного, так и градостроительного законодательства, не допускающего нахождения земельного участка в разных территориальных зонах. Земельный участок используется под газопровод, его вид разрешенного использования истец изменять не планирует. Представитель ответчика ФИО3, действующая по доверенности от . . .г., иск не признала, суду пояснила, что обращение ФИО1 рассмотрено комиссией по землепользованию и застройке Полевского городского округа. Истец просила об изменении вида разрешенного использования земельного участка, об изменении территориальной зоны не просила, в связи с этим в удовлетворении ее заявления отказали. Изменения в Правила землепользования и застройки вправе вносить представительный орган: Дума Полевского городского округа, в связи с этим Администрация Полевского городского округа является ненадлежащим ответчиком. Представитель ответчика ФИО4, действующая по доверенности от . . .г., иск не признала и пояснила, что обращение ФИО1 рассмотрено комиссией по землепользованию и застройке Полевского городского округа. Генеральный план с. Зуброво отсутствует, поэтому при рассмотрении обращения руководствовались планом строительства поселка. Земельный участок, принадлежащий истцу, предназначен для использования линейного объекта: газопровода. Поскольку истец просила изменить вид разрешенного использования, ее попросили представить проект планировки земельного участка. Исходя из размеров участка, его использование с другой целью затруднительно. На земельные участки, предназначенные для линейных обектов, в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, действие градостроительных регламентов не распространяется и нахождение земельного участка в трех территориальных зонах не препятствует его использованию по назначению. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки не сообщил. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно пункту 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно пункту 1 статьи 11.2 и пунктам 1 и 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. В силу пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. На основании пунктов 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов. Согласно пунктам 1 и 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Пунктами 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами. В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного площадью 1553 кв.м, расположенного по адресу: <. . .>, район <. . .>, кадастровый №, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования для размещения: объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии, объектов коммунального хозяйства, улиц, проспектов, площадей, аллей, бульваров, переулков, проездов, тупиков. Участок поставлен на кадастровый учет . . .г. Это обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от . . .г. Фактически земельный участок используется для размещения подземного газопровода, собственником которого истец не является, что установлено со слов ее представителя. . . .г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области приняло решение о приостановлении государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки из общего земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в связи с тем, что исходный земельный участок частично расположен в трех территориальных зонах: Ж-1, Р-1 и территории общего пользования, в связи с чем в администрацию Полевского городского округа направлен запрос для уточнения, к какой территориальной зоне относятся образуемые земельные участки. Это обстоятельство подтверждается копией уведомления от . . .г. . . .г. ФИО1 обратилась к ответчику с просьбой привести Правила землепользования и застройки Полевского городского округа в соответствии с действующим федеральным законодательством путем изменения вида разрешенного использования земельного участка на один общий вид разрешенного использования Ж-1. Письмом от . . .г. в удовлетворении заявления ФИО1 Администрацией Полевского городского округа отказано до предоставления проекта планировки на земельный участок и прилегающие к нему территории. . . .г. ФИО1 вновь обратилась к ответчику с просьбой изготовить и предоставить проект планировки на принадлежащий ей земельный участок и прилегающие к нему территории для предоставления его в дальнейшем комиссии. Письмом Администрации Полевского городского округа от . . .г. дан ответ, что муниципальной программой «Развитие градостроительной деятельности на территории Полевского городского округа до 2020 года» не предусмотрена разработка документации по планировке в с. Курганово Полевского городского округа. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями обращений и ответов ни них. . . .г. состоялось заседание комиссии по землепользованию и застройке Полевского городского округа, на котором рассмотрено обращение ФИО1 от . . .г., по итогам которого принято решение: рекомендовать Главе Полевского городского округа отказать во внесении изменений в Правила землепользования и застройки до предоставления проекта планировки на земельный участок и прилегающие к нему территории. Это подтверждается копией протокола заседания комиссии. В судебном заседании на основании представленных выкопировок карты градостроительного зонирования установлено, что земельный участок, собственником которого является истец, расположен в двух территориальных зонах: Ж-1 (в том числе часть участка находится на территориях общего пользования) и Р-1. Фактически он используется под размещение линейного объекта – газопровода, и в силу своих характеристик (его ширина составляет около 2 м) не может использоваться по иному назначению. На основании приведенных выше норм, действительно, при подготовке документов территориального планирования должно быть учтено, что земельный участок не может располагаться в разных территориальных зонах, как в данном случае. Однако, в силу пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действия градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами. В связи с тем, что земельный участок, принадлежащий истцу, используется для размещения линейного объекта, градостроительный регламент на него не распространяется, соответственно, никаких препятствий для нахождения его в двух территориальных зонах, в том числе, на территориях общего пользования зоны Ж-1, не имеется, необходимости внесения изменений в градостроительную документацию в связи с этим нет. Более того, истцом не представлено доказательств создания ответчиком препятствий в пользовании ею земельным участком, занятым газопроводом, под целевое и разрешенное использование. Из представленных документов следует, что у истца возникли затруднения при оформлении раздела земельного участка, поскольку орган государственной регистрации приостановил регистрацию прав на вновь образованные участки. В данном случае, истец вправе оспорить это решение органа государственной власти самостоятельно. Таким образом, по мнению суда, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Полевского городского округа о возложении обязанности по проведению процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, в документы градостроительного зонирования с целью определения единой территориальной зоны принадлежащего ей земельного участка. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств. Председательствующий |