Мотивированное решение 76RS0011-01-2022-000479-58
вынесено 25.04.2022г. дело № 2-288/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022г. г.Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Трусовой Н.В.,
при секретаре Табаричевой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области к ФИО1 о возмещении вреда,
у с т а н о в и л:
Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного животному миру в сумме 157313 руб. В обоснование иска указал, что приговором Угличского районного суда Ярославской области от 21.08.2020г. ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Ответчик, являясь должностным лицом, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов государства, совершенные с причинением тяжких последствий. В период с 01.06.2017г. по 04.05.2018г. ФИО1, находясь на территории Угличского муниципального района Ярославской области, являясь должностным лицом-директором ГКУ ЯО «Угличское лесничество», расположенного по адресу: <адрес>, действуя из иной личной заинтересованности, выраженной в оказании неправомерного содействия неустановленным в ходе следствия лицам, осуществляющим лесозаготовительную деятельность на территории Угличского муниципального района Ярославской области, вопреки требованиям ч.ч.1,6 ст.103 Лесного кодекса РФ, п.п. 2,7 Приказа Минприроды России от 16.072007 №181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», запрещающего осуществление деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, ст.24 ФЗ от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», запрещающего любую деятельность на территориях государственных природных заказников, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, и пунктов 15.2.3, 16.4.2 Положения го государственном природном заказнике «Верхне-Волжский», утвержденного постановлением Правительства ЯО от 03.10.2014г. № 977-п, действующих на тот момент с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства ЯО от 16.05.2017 № 403-п, исключающих возможность проведения после 16.05.2017г. выборочных и сплошных рубок в особо охранных частях государственного заказника «Верхне-Волжский», в частности, в заповедных лесных участках кварталов 55, 58, в местах глухариных токов в квартале № 84(выдел 6) Покровского участкового лесничества, и зная об этом, в нарушение пункта 16.4.3Положения о необходимости согласования вопроса о возможности проведения выборочных и сплошных рубок (в том числе рубок, осуществляемых в целях предупреждения лесных пожаров) с Департаментом охраны окружающей среды и природопользования ЯО, в нарушение п. 2.4 Устава об осуществлении охраны лесов от незаконных рубок, об осуществлении государственного контроля и надзора на землях лесного фонда, т.е. явно выходя за пределы своих полномочий, осознавая и желая это, предвидя наступление общественно-опасных последствий своих действий в виде существенного причинения вреда охотничьим ресурсам и лесным насаждениям, незаконно, умышленно дал указание подчиненным работникам ГКУ ЯО «Угличское лесничество» подготовить разрешительные документы на предоставление лесных насаждений в заповедных участках кварталов 55, 58, в местах глухариных токов в квартале № 84 (выдел 6) Покровского участкового лесничества, расположенных в особо охранных частях государственного заказника «Верхне-Волжский», входящего в состав территории Угличского муниципального района ЯО, относящихся к категории лесов государственного лесного фонда Российской Федерации, по заявлениям граждан на заготовку древесины в интересах неустановленных следствием лиц.
В результате незаконных действий ФИО1, неправомерно заключившего договоры с гражданами и предоставившего по актам приема-передачи лесных насаждений незаконное право на заготовку древесины, неустановленными лицами после вышеуказанных действий, в период временис 01.02.2018г. по 09.08.2018г. на основании незаконно полученного права на осуществление лесозаготовительной деятельности на особо охранных частях государственного заказника» «Верхне-Волжский» в заповедных лесных участках и местах глухариных токов, относящихся к категории лесов государственного лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, осуществлена незаконная рубка древесины, а также причинен материальный вред охотничьим ресурсам в квартале № 55 (выделы 1,5) Покровского участкового лесничества в размере 120004,4 руб., в квартале № 58(выдел 6) Покровского участкового лесничества в размере 28470,01 руб., в квартале №84 (выдел 6) Покровского участкового лесничества в размере 8838,94руб. Итого государству в лице Департамента причинен материальный вред на общую сумму 157313,35 руб., в связи с чем существенно нарушены охраняемые законом интересы государства в виде незаконной рубки, а также привело к нарушению среды обитания объектов животного мира, ухудшению их кормовой базы, смещению части животных на прилежащие территории, уменьшению биоразнообразия заказника, повреждению мест гнездования, гибели отдельных объектов животного и растительного мира, гибели или повреждению ценных реликтовых или эндемичных видов древесных, кустарниковых и травянистых растений, а также хорошо сохранившихся аборигенных коренных лесных экологических систем и иных уникальных лесных формаций, что влечет для государства причинение тяжких последствий.
Расчет ущерба от уничтожения охотничьего ресурса (лося) производится согласно Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948.
Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда или временно покинули территорию обитания, что повлекло сокращение численности на данной территории и снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.
При расчете размера вреда, причиненного нарушением среды обитания охотничьих ресурсов, учитывались территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения среды их обитания; численность и плотность охотничьих ресурсов; допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов и период воздействия.
При расчете фактической численности охотничьих ресурсов использована численность охотничьих ресурсов в госзаказнике «Верхне-Волжский» по состоянию на 01.04.2018г., предоставляемая в Департамент ежегодно до 1 апреля в соответствии с приказом Минприроды России от 06.09.2010 г. № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных», пригодная площадь для обитания вида, определенная схемой внутрихозяйственного охотустройства.
В отношении видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи, и для которых не установлен норматив допустимого изъятия, при расчете суммарного вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, в качестве норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов используются показатели: для зверей - 30%, для птиц - 50%. В представленных ранее расчетах, из-за технической ошибки использовались нормативы изъятия, выраженные в процентах.
В отношении видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом добычи, и для которых установлен норматив допустимого изъятия, при расчете суммарного вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, использованы нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденные Приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях».
Период воздействия определялся как 30 лет, т.к. для приведения среды обитания охотничьих ресурсов в первоначальное состояние необходимо не менее 30 лет.
Кроме того, применен пересчетный коэффициент - 5, так как уничтожение среды обитания произошло на территории особо охраняемой природной территории -государственного природного заказника «Верхне-Волжский».
Представитель истца Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что при рассмотрении уголовного дела в отношении ФИО1 гражданский иск не заявлялся. Расчет суммы иска осуществлен на дату совершения преступления и соответствует рассчитанной сумме материального ущерба охотничьим ресурсам в размере 157313,35 руб., установленной вступившим в законную силу приговором суда. Расчет ущерба осуществлен по формуле, приведенной в Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948. При расчете фактической численности охотничьих ресурсов- различных животных и птиц брались данные единого государственного реестра животных, который является общедоступным. Сведения реестра формируются на основании маршрутного учета животных, которые проводятся ежегодно.
Ответчик ФИО1 исковые требования не признал. Указал, что виновным себя в причинении ущерба охотничьим ресурсам не признает, т.к. с приговором суда, которым он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст.286 УК РФ он не согласен. Кроме того, считает, что истцом не доказано, что охотничьим ресурсам в результате лесозаготовительной деятельности в природном заказнике был причинен какой-либо ущерб. Истцом не определено какому воздействию подверглась территория, а также площадь указанной территории. Учетные работы по определению видового состава охотничьих ресурсов, их численности и плотности на каждой территории воздействия проведены не были. Также истцом не представлено доказательств того, что рубка леса, а не добыча охотничьих ресурсов, влечет уменьшение численности животного мира. Департаментом не представлено доказательства снижения численности животного мира на указанных в иске выделах. Доводы об ухудшении кормовой базы животных, смещении части животных на прилежащие территории, уменьшения биоразнообразия заказника, повреждения мест гнездования, гибели отдельных видов животных и растений ничем не подтверждены. Также указывает, что вокруг кварталов, где была проведена рубка леса, располагаются иных кварталы, где имеются глухариные тока. Поэтому ни животные, ни птицы не могли исчезнуть из этих мест, их количество не сократилось. Считает, что истец должен был посчитать сколько животных и птиц имелось до вырубки леса на конкретных территориях вырубки, и сколько их стало после вырубки. Применяемую истцом методику подсчета ущерба считает неправильной.
Изучив доводы искового заявления, выслушав ответчика ФИО1, исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела № 1-79/2020,суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с ч.1,3 ст. 77 "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно ст. 56 ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Установлено, что приговором Угличского районного суда Ярославской области от 21.08.2020г. ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Ответчик, являясь должностным лицом, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов государства, совершенные с причинением тяжких последствий. В период с 01.06.2017г. по 04.05.2018г. ФИО1, находясь на территории Угличского муниципального района Ярославской области, являясь должностным лицом-директором ГКУ ЯО «Угличское лесничество», расположенного по адресу: <адрес>, действуя из иной личной заинтересованности, выраженной в оказании неправомерного содействия неустановленным в ходе следствия лицам, осуществляющим лесозаготовительную деятельность на территории Угличского муниципального района Ярославской области, вопреки требованиям ч.ч.1,6 ст.103 Лесного кодекса РФ, п.п. 2,7 Приказа Минприроды России от 16.072007 №181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», запрещающего осуществление деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, ст.24 ФЗ от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», запрещающего любую деятельность на территориях государственных природных заказников, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, и пунктов 15.2.3, 16.4.2 Положения о государственном природном заказнике «Верхне-Волжский», утвержденного постановлением Правительства ЯО от 03.10.2014г. № 977-п, действующих на тот момент с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства ЯО от 16.05.2017 № 403-п, исключающих возможность проведения после 16.05.2017г. выборочных и сплошных рубок в особо охранных частях государственного заказника «Верхне-Волжский», в частности, в заповедных лесных участках кварталов 55, 58, в местах глухариных токов в квартале № 84(выдел 6) Покровского участкового лесничества, и зная об этом, в нарушение пункта 16.4.3Положения о необходимости согласования вопроса о возможности проведения выборочных и сплошных рубок (в том числе рубок, осуществляемых в целях предупреждения лесных пожаров) с Департаментом охраны окружающей среды и природопользования ЯО, в нарушение п. 2.4 Устава об осуществлении охраны лесов от незаконных рубок, об осуществлении государственного контроля и надзора на землях лесного фонда, т.е. явно выходя за пределы своих полномочий, осознавая и желая это, предвидя наступление общественно-опасных последствий своих действий в виде существенного причинения вреда охотничьим ресурсам и лесным насаждениям, незаконно, умышленно дал указание подчиненным работникам ГКУ ЯО «Угличское лесничество» подготовить разрешительные документы на предоставление лесных насаждений в заповедных участках кварталов 55, 58, в местах глухариных токов в квартале № 84 (выдел 6) Покровского участкового лесничества, расположенных в особо охранных частях государственного заказника «Верхне-Волжский», входящего в состав территории Угличского муниципального района ЯО, относящихся к категории лесов государственного лесного фонда Российской Федерации, по заявлениям граждан на заготовку древесины в интересах неустановленных следствием лиц.
В результате незаконных действий ФИО1, неправомерно заключившего договоры с гражданами и предоставившего по актам приема-передачи лесных насаждений незаконное право на заготовку древесины, неустановленными лицами после вышеуказанных действий, в период времени с 01.02.2018по 09.08.2018 на основании незаконно полученного права на осуществление лесозаготовительной деятельности на особо охранных частях государственного заказника «Верхне-Волжский» в заповедных лесных участках и местах глухариных токов, относящихся к категории лесов государственного лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, осуществлена незаконная рубка древесины, а также причинен материальных вред охотничьим ресурсам в квартале № 55 (выделы 1,5) Покровского участкового лесничества в размере 120004,4 руб., в квартале № 58(выдел 6) Покровского участкового лесничества в размере 28470,01 руб., в квартале №84 (выдел 6) Покровского участкового лесничества в размере 8838,94руб. Итого государству в лице Департамента причинен материальный вред на общую сумму 157313,35 руб., в связи с чем существенно нарушены охраняемые законом интересы государства в виде незаконной рубки, а также привело к нарушению среды обитания объектов животного мира, ухудшению их кормовой базы, смещению части животных на прилежащие территории, уменьшению биоразнообразия заказника, повреждению мест гнездования, гибели отдельных объектов животного и растительного мира, гибели или повреждению ценных реликтовых или эндемичных видов древесных, кустарниковых и травянистых растений, а также хорошо сохранившихся аборигенных коренных лесных экологических систем и иных уникальных лесных формаций, что влечет для государства причинение тяжких последствий.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 22.10.2020г. приговор в отношении ФИО1 оставлен без изменения.
Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, указанный выше приговор суда в отношении ФИО3 имеет преюдициальное значение и обязателен для суда в части установления факта совершения незаконных действий по предоставлению права на незаконную заготовку древесины и совершения указанных действий ФИО1
В соответствии с пунктами 6 и 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. ( п.13 постановления Пленума Верховного суда 30.11.2017 N 49 № )
Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).( п.14)
В данном случае расчет размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам осуществлен Департаментом на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948.
Данная Методика применяется, в частности, для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.
Поскольку для расчета размера ущерба охотничьим ресурсам имеется соответствующая методика и таксы, то суд не разделяет позицию ответчика о том, что определение истцом ущерба по указанной методике некорректно и должно осуществляться исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков.
Размер вреда, причиненного нарушением среды обитания охотничьих ресурсов, произведен истцом на основании п.6 Методики по формуле, предусмотренной данным пунктом. При расчете размера вреда, учитывалась территория, в границах которой нанесен вред охотничьи ресурсам вследствии нарушения среды их обитания, численностъ и плотность охотничьих ресурсов, допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов и период воздействия.
При расчете фактической численности охотничьих ресурсов истцом была использована численность охотничьих ресурсов в госзаказнике «Верхне-Волжский» по состоянию на 01.04.2018г., которая предоставляется в Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ежегодно до 01 апреля в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 06.09.2010 N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, действовавшего в период причинения ущерба.
В отношении видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи, и для которых не установлен норматив допустимого изъятия, при расчете суммарного вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, в качестве норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов используются показатели: для зверей - 30%, для птиц - 50%.
В отношении видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом добычи, и для которых установлен норматив допустимого изъятия, при расчете суммарного вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, использованы нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденные Приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях», который действовал в период спорных правоотношений.
Период воздействия определялся истцом как 30 лет, т.к. для приведения среды обитания охотничьих ресурсов в первоначальное состояние необходимо не менее 30 лет.
Кроме того, применен пересчетный коэффициент 5, так как уничтожение среды обитания произошло на территории особо охраняемой природной территории.
По каждому выделу лесных кварталов истцом представлен подробный расчет размера причиненного вреда, с которым суд соглашается. Ответчиком собственного расчета причиненного ущерба представлено не было.
Не может суд согласиться и с доводами ответчика о том, что вырубка леса не влияет на численность и местообитание таких птиц, как глухарей, поскольку они не гнездятся на деревьях.
Согласно экспертного заключения по результатам оценки экологического ущерба лесных экосистемам от вырубки лесных насаждений, имеющегося в материалах уголовного дела в отношении ФИО1, рубки соснового с включением елового (в квартале 84) древостоя на землях лесного фонда государственного природного зоологического заказника «Верхнее-Волжский» в границах кварталов 55, 58 и 84 Покровского участкового лесничества осуществлены с нарушениями Положения о заказнике «Верхнее-Волжский» и законодательства РФ. Есть все основания считать, что в кварталах 55, 58 и 84 Покровского участкового лесничества имела место подмена способа рубки с выборочной на сплошную. Нанесен невосполнимый ущерб целостности лесной экосистеме, сопровождающийся значительными изменениями лесорастительных условий вырубки, возрастанием уязвимости древесных растений, прилегающих к вырубкам участков к инвазиям микробных и грибных инфекций состава, возникающих после рубок лесов (смена пород). Восстановление леса на вырубках через березовый древостой (в лучшем случае) потребует не менее 80-100 лет в случае самовосстановления. Кроме того, имеет место потеря разных групп живых организмов (растений, животных, грибов, лишайников), среди которых потенциально могли оказаться и «краснокнижные» виды, виды ценотически связанные с сосной. Антропогенное изменение местообитания глухаря, сопровождающееся изменением структуры лесных насаждений и сокращением площади сосновых лесов, осуществление рубки в период токования глухарей приведет к сокращению численности глухаря в границах Покровского участкового лесничества и к откочевке его в другие места.
При таких обстоятельствах, исковые требования Департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4346,26 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ущерб в сумме 157313 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4346,26 руб.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Трусова