Дело № 2-67/2020
55RS0026-01-2019-003360-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Беспятовой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Мироненко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 24 января 2020 года дело по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ сооружение (газопровод), расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 7 227 кв.м., с кадастровым номером № был принят на учет Управлением Росреестра по Омской области как бесхозяйный объект, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно сведений ЕГРН, правообладатель указанного выше объекта недвижимости не установлен. Для организации надлежащего обслуживания и эксплуатации газопровода, в соответствии с существующими правилами эксплуатации газопровода необходимо признание муниципальной собственности на газопровод. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявлял. Спор о праве собственности отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к АО «Омскгазстройэксплуатация» о признании права собственности на спорный газопровод. Решением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований отказано. Суды пришли к выводу о неверном способе защиты права, так как ни ответчиком, ни третьим лицом правопритязаний на спорное имущество не заявлено. Таким образом, спор о праве собственности отсутствует. Просит признать право муниципальной собственности – Администрации Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект – сооружение (газопровод), расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 7 227 кв.м., с кадастровым номером №.
Представитель заявителя Администрации Омского муниципального района Омской Степанов Е.С. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Омскгазстройэксплуатация» Третьяк И.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований Администрации по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительном отзыве на заявление, в которых указала, что спорный газопровод является незавершенным объектом строительства – опасным производственным объектом. Газопровод, на который заявитель просит признать право муниципальной собственности, является сооружением, в отношении которого обязательно наличие разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, разрешение на строительство, акт ввода газопровода в эксплуатацию заявитель не предоставил, что опровергает законность и ставит под сомнение безопасность строительства. В отсутствие разрешения на ввод газопровода в эксплуатацию, данное сооружение является объектом незавершенного строительства. В связи с чем, право муниципальной собственности может быть признано не на сооружение, а на объект незавершенного строительства. Признание права муниципальной собственности на газопровод нарушит права третьих лиц – правообладателей земельных участков. Земельные участки, в пределах которых расположен газопровод, имеют правообладателей, на права и обязанности которых может повлиять регистрация права собственности на газопровод, поскольку предполагает установление охранной зоны газопровода, налагающей ограничения (обременения) на использование земельного участка. В соответствии с разделом 2 Технического плана сооружения с кадастровым номером №, предоставленного заявителем, дата подготовки технического плана ДД.ММ.ГГГГ. К моменту составления технического плана газопровода истекли сроки поверки средств измерений, с помощью которых определялись координаты местоположения объекта. Таким образом, технический план является недопустимым доказательством. Линейный объект, на который заявитель просит признать право муниципальной собственности имеет значительную подземную часть, в то время как наземная – газопроводы-вводы к жилым домам. Однако при проведении кадастровых работ по изготовлению технического плана использовались только два типа средств измерений, принцип работы которых не позволяет установить координаты подземной трассы газопровода.
Представитель заинтересованного лица Администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, просил рассматривать дело в отсутствие представителя Администрации.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Омской области Махалов А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, направил отзыв на заявление, в котором указал, что в Едином банке данных объектов собственности <адрес> объект недвижимости - сооружение (газопровод), расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 7227 кв.м., с кадастровым номером 55:20:000000:6077, не значится. Просил рассматривать дело в отсутствие представителя Министерства.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ТУ Росимущества в <адрес>, третьи лица Мурашев А.А., Мозжерин А.Ю., Подчищайлов И.А. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Заявление подается по форме согласно приложению № к настоящему Порядку. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав (пункт 8 названного Порядка).
Согласно пункту 22 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано, если: собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, сооружение – газопровод, с кадастровым номером №, протяженностью 7227 м, расположенный по адресу: <адрес>, собственник не установлен, указанный объект недвижимости был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель муниципальное образование – Петровское сельское поселение Омского муниципального района Омской области.
В кадастровом деле, предоставленном филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Омской области», также содержатся сведения о постановке указанного газопровода на учет как бесхозяйного объекта.
По сведениям Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином банке данных объектов собственности Омской области отсутствует информация об указанном объекте недвижимости.
По сведениям ТУ Росимущества в Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества сведения об указанном объекте недвижимости отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у вышеуказанного объекта недвижимого имущества собственник отсутствует.
Согласно сведениям Администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, обслуживание газопровода с кадастровым номером № осуществляет АО «Омскгазстройэксплуатация».
В материалы дела представлен технический план сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером ООО «Азимут» ИАО в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанный технический план был представлен регистрирующему органу для осуществления кадастрового учета газопровода как бесхозяйного объекта.
Доводы представителя заинтересованного лица АО «Омскгазстройэксплуатация» о том, что к моменту составления технического плана газопровода истекли поверки средств измерений, с помощью которых определялись координаты местоположения объекта, а также о том, что кадастровым инженером не применялись средства измерения подземной части газопровода, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не являются основаниями для отказа в удовлетворении заявления Администрации Омского муниципального района Омской области.
Спорный газопровод был поставлен филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области на кадастровый учет, никаких нарушений при этом регистрирующим органом установлено не было, действия сотрудников кадастровой палаты по постановке объекта недвижимости на кадастровый учет, не оспаривались, незаконными признаны не были.
Более того, заявителем представлено письмо ООО «Азимут» из которого следует, что сотрудниками общества был выполнен контрольный выезд на сооружение – газопровод с кадастровым номером №, в ходе которого были осуществлены контрольные измерения поверенным геодезическим оборудованием.
Доводы АО «Омскгазстройэксплуатация» о том, что газопровод является незавершенным объектом строительства, также судом отклоняются, поскольку как было указано ранее, согласно сведениям ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет как сооружение, доказательств иного суду предоставлено не было.
Из материалов дела следует, что Администрация Омского муниципального района Омской области обращалась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к ТУ Росимущества, Министерству имущественных отношений <адрес>, Администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании права собственности на бесхозяйное имущество – газопровод с кадастровым номером №.
Решением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ) в удовлетворении исковых требований было отказано, поскольку ответчик и третьи лица не заявляли права на предмет спора, что свидетельствует об отсутствии правопритязаний на спорное имущество и спора о праве между участвующими в деле лицами, в связи с чем, судом было указано на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Постановлением Восьмого Арбитражного Апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ (постановление изготовлено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ) решение Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения.
В рамках рассмотрения настоящего дела заинтересованными лицами также прав на бесхозяйный объект недвижимого имущество заявлено не было.
Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со статьёй 293 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника, и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31 марта 1999 года, также предусмотрено, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района.
Поскольку в судебном заседании установлено, что бесхозяйная недвижимая вещь газопровод с кадастровым номером № принята на учет ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, состоит на учете более года, суд полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных Администрацией Омского муниципального района Омской области требований о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.
Руководствуясь статьями 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение с кадастровым номером №, наименование – Газопровод, назначение – Газопровод, протяженностью 7227 метров, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Беспятова
Решение в окончательной форме изготовлено 31 января 2020 года.