ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2891/2016 от 09.12.2016 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело №2-2891/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Ковров 09 декабря 2016 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Королева А.Н.,

при секретаре Алехиной Т.Н.,

с участием прокурора Назаровой Ю.В.,

представителя департамента здравоохранения администрации Владимирской области Кузина И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад комбинированного вида <№> «<данные изъяты><адрес> о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений законодательства в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Ковровский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском, с учетом уточнений, принятых судом <дата>., к муниципальному бюджетному дошкольному образовательное учреждение детский сад комбинированного вида <№> «<данные изъяты>» <адрес> (далее– МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>») о возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений законодательства, а именно: оснастить медицинский кабинет МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>» необходимым медицинским оборудованием и инвентарем в соответствии с Приказом Минздрава России от 05.11.2013 года №822н.

В обоснование иска прокурор указал, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав несовершеннолетних, образовании, здравоохранении, в ходе которой выявлены нарушения в МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>». В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований, в МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>» <адрес> отсутствует необходимое медицинское оборудование и инвентарь, а именно: бактерицидный облучатель воздуха, стетофонендоскоп, холодильник, аппарат Рота с таблицей Сивцева-Орловой, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», аппарат искусственной вентиляции легких Амбу, носилки, травматологическая укладка, стол медицинский, стул, толик манипуляционный, персональный компьютер, принтер, сейф для хранения медикаментов, шкаф для хранения медицинской документации, кушетка, ширма медицинская, шкаф медицинский дл хранения лекарственных средств, комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни.

По фактам выявленных нарушений заместителем прокурора в адрес заведующего МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>» <дата> внесено представление об устранении выявленных нарушений. В городскую прокуратуру <дата>. поступил ответ на вышеуказанное представление, согласно которому нарушения не устранены, медицинский блок дошкольного образовательного учреждения не оснащен, необходимое медицинское оборудование не приобретено, в связи с отсутствием финансирования.

В судебном заседании прокурор Назарова Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>» <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ранее предоставлял отзыв на исковое заявление, в котором указал на несогласие с иском, поскольку согласно ч.3 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. №1373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Детский сад <№> «<данные изъяты>» <адрес> не осуществляет медицинскую деятельность. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях,, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленными органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации. Следовательно, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом определять образовательные организации, первую медико-санитарную помощь обучающимся которых будут оказывать в медицинских организациях. В настоящее время первичная медико-санитарная помощь воспитанникам МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>» оказывается работниками ГБУЗ ВО «<адрес> больница». У ГБУЗ ВО «<данные изъяты>» отсутствует лицензия на оказание первичной медико-санитарной помощи в помещении МБДОУ детский сад <№><данные изъяты>

Представитель третьего лица - администрации <адрес> по доверенности Лупандина А.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее с заявленными требованиями не согласилась, указав, что в соответствии с ч.6 «Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. В силу ч.10 Порядка в случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации. МБОУ детский сад <№> «<данные изъяты> не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, в здании детского сада отсутствует медицинское отделение. Кроме того, учреждение намерено заключить договор на оказание медицинской помощи несовершеннолетним медицинской организацией в здании этой организации.

Представитель третьего лица ГБУЗ ВО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ранее в судебном заседании пояснил, что медицинский кабинет в образовательном учреждении необходим. Для оказания медицинской помощи необходимо получить лицензию, а для ее получения необходимо, чтобы помещение для оказания медицинской помощи соответствовало санитарно-эпидемиологическим нормам, которое подтверждается заключением Роспотребнадзора. В соответствии с Приказом Минздрава России от 05.11.2013г. № 822н организация должна иметь необходимое оборудование и инвентарь, кроме того, должен иметься договор на ремонт этого оборудования, сертификаты на приборы, сертификаты на поверку приборов, а также необходимо наличие медработника с соответствующим образованием. ГБУЗ ВО «<данные изъяты>» выделяет сотрудника для оказания медицинской помощи в образовательном учреждении.

Представитель третьего лица департамента здравоохранения администрации Владимирской области Кузин И.С. требования прокурора поддержал в полном объеме по тем же основаниям.

Департамент образования администрации Владимирской области ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившегося представителя ответчика, и третьих лиц, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд.

С учетом согласия истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №1373-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 41 названного закона организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Частью 1 статьи 91 Закона установлено, что образовательная деятельность, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Приказом Минздрава России от 05 ноября 2013 года N 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

В соответствии с пунктом 4 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Согласно п. 11 Приказа помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).

Установлено, что в нарушение указанных требований, в МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>» <адрес> отсутствует необходимое медицинское оборудование и инвентарь, а именно: бактерицидный облучатель воздуха, стетофонендоскоп, холодильник, аппарат Рота с таблицей Сивцева-Орловой, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», аппарат искусственной вентиляции легких Амбу, носилки, травматологическая укладка, стол медицинский, стул, толик манипуляционный, персональный компьютер, принтер, сейф для хранения медикаментов, шкаф для хранения медицинской документации, кушетка, ширма медицинская, шкаф медицинский дл хранения лекарственных средств, комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни.

По фактам выявленных нарушений заместителем прокурора в адрес заведующего МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>» <дата> внесено представление об устранении выявленных нарушений. В городскую прокуратуру 20.05.2016г. поступил ответ на вышеуказанное представление, согласно которому нарушения не устранены, медицинский блок дошкольного образовательного учреждения не оснащен, необходимое медицинское оборудование не приобретено, в связи с отсутствием финансирования.

Согласно п.п. <№> Устава, утвержденного распоряжением администрации Ковровского района от <дата><№>-р, МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты> - юридическое лицо, функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления – администрация <адрес>.

Пунктами <№> Устава МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>» <адрес> закреплено, что по типу образовательного учреждения детский сад является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, основными задачами которого являются образовательная деятельность на основании лицензии и организация охраны здоровья воспитанников (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в Учреждении осуществляется самим учреждением.

В соответствии с п<№> Устава источниками формирования финансовых ресурсов МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты><адрес> являются: - регулярные и единовременные поступления от Учредителя; - добровольные имущественные взносы и пожертвования; - выручка от реализации товаров, работ, услуг; - доходы, получаемые от собственности Учреждения; - другие не запрещенные законом поступления.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, осуществляется на из районного бюджета в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальной услуги в соответствии с муниципальным заданием, и субсидии на иные цели, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (п.п. <№> Устава).

В силу ст.210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей <№> Устава муниципального образования Ковровский район утвержденного решением Совета народных депутатов Ковровского района от 26.11.2008 N 56 закреплено, что администрация является исполнительно-распорядительным органом Ковровского района.

К полномочиям администрации Ковровского района, в соответствии со ст. <№> Устава относится, в том числе формирование и исполнение местного бюджета, создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

В нарушение указанных требований законов, Устава Ковровского района и устава учреждения, до настоящего времени в детском саду не устранены указанные нарушения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников учреждения.

В связи с этим суд полагает требования Ковровского городского прокурора к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад <№> «<данные изъяты><адрес> подлежащими удовлетворению.

В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно п.19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Поскольку ответчик МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты><адрес>» является бюджетной организацией, финансируемой за счет средств бюджета Ковровского района, в который поступают средства от уплаты государственной пошлины, поэтому суд считает возможным не взыскивать государственную пошлину.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ковровского городского прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад <№> «<данные изъяты>» <адрес> в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений законодательства, а именно: оснастить медицинский кабинет МБДОУ детский сад <№> «<данные изъяты>» <адрес> необходимым медицинским оборудованием и инвентарем в соответствии с Приказом Минздрава России от 05.11.2013 года №822н.

Ответчиком может быть подано в Ковровский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней после получения копии решения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца и истечения срока для подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения либо после принятия судом определения об отказе ответчику в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.

Председательствующий А.Н. Королев