ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2891/2021 от 13.07.2021 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-2891/2021

91RS0002-01-2021-004837-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.07.2021 года г. Симферополь

Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Крапко В.В.,

при секретаре – Гурском Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (третьи лица: ГУ-ОПФ РФ по РК, Министерство труда и социальной защиты населения РК) о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определённые действия,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (далее – Управление), в котором просила о признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на распоряжение таковым.

В обоснование иска указала, что обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами государственного сертификата на материнский капитал, представив все необходимые документы. Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении заявления по тем основаниям, что ребенок, в связи с рождением которого возникло право на выплату, не является вторым. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку ею были представлены все необходимые сведения. Истец считает, что в связи со смертью её первого ребенка, рожденный ею третий ребенок является вторым в семье, что свидетельствует о возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки.

В судебное заседание, лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще.

От истца поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие, с предоставлением для обозрение оригиналов документов.

Представитель ответчика предоставила возражения по существу спора.

Представитель третьего лица - ГУ-ОПФ РФ по РК, предоставила возражения по существу спора.

С учетом разъясненного предмета доказывания, а также права на предоставления дополнительных доказательств, указанных в определении суда, заблаговременно полученном сторонами и отсутствия иных ходатайств, суд приходит к выводу о необходимости рассмотрения дела по имеющимся в материалах доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО3 является гражданкой Российской Федерации.

Истец приходилась матерью ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Также истец приходится матерью ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В соответствии с решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Истец обратился к ответчику с заявлением о распоряжении средствами государственного сертификата на материнский капитал.

Своим решением от ДД.ММ.ГГГГ Управление отказало истцу в распоряжении средствами государственного сертификата на материнский капитал. В обоснование решения ответчик сослался на пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (по тем основаниям, что ребенок, в связи с рождением которого возникло право на выплату, не является вторым).

В указанной категории дел, именно на ответчике лежит бремя доказывания правомерности принятого решения, ограничивающего социальные права истца.

Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи. Так, в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон) для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 7 Закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.

При наличии сертификата на материнский капитал в установленных случаях можно получать ежемесячную денежную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (ч. 2, 4 ст. 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 418-ФЗ; п. 5 ч. 3 ст. 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 2 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ лицо, получившее государственные сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

В соответствии с п. 1, 2, 4, 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется гражданину, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Пунктом 13 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, установлено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в отношении второго ребенка подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Гражданин вправе обратиться с заявлением о распоряжении и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, а также за получением результатов предоставления такой услуги способами, указанными в пункте 45 настоящего Административного регламента, в любой территориальный орган ПФР, многофункциональный центр в пределах территории Российской Федерации по выбору гражданина независимо от его места жительства, места пребывания, места фактического проживания (Постановление Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 364п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 56265).

Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Указанное законоположение направлено на дополнительное социальное обеспечение семей с двумя детьми.

Истцу было отказано в реализации своих право на получение дополнительного социального обеспечения в виду того, что ребенок, рожденный в 2020 году, является третьим в семье, с учетом ранее умершего ребенка истца.

При этом, действующее правовое регулирование также направлено на создание дополнительного социального обеспечения для семей с тремя детьми.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014 «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим в <адрес>» при установлении права на ежемесячную денежную выплату не учитываются умершие дети (ребенок).

При обращении в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым истцу указано, что право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014, у неё отсутствует, поскольку в семье проживают двое детей.

С учетом изложенного, истцом обоснованно поставлено поставлены под сомнения действия компетентных органов, согласно которым, при определении права на получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ Управлением ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. учитывается как третий ребенок, тогда как при разрешении вопроса о получении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014 умершие дети не учитываются.

Указанные обстоятельства привели к невозможности реализации права истцом на дополнительное социальное обеспечение по формальным основаниям при фактических обстоятельствах допустимости и приемлемости её притязаний.

Как следует из приведенных норм Федерального закона и подзаконного акта, правовым и значимым основанием для предоставления услуги по распоряжению средствами материнского капитала является факт рождения второго ребенка, получение соответствующего сертификата и подача соответствующего заявления.

Установлено, что истец обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами государственного сертификата на материнский капитал, представив все необходимые сведения, ребенок, являлся к моменту его рождения вторым в семье.

Как усматривается из решения Пенсионного фонда истцу было отказано в распоряжении средствами сертификата в силу пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Вместе с тем, указанные в пояснениях ответчика причины отказа в виде того, что ребенок, в связи с рождением которого возникло право на выплату, не является вторым, не соответствуют установленным судебным рассмотрением обстоятельствам дела.

К тому же, в материалы дела не представлен мотивированный отказ (имеется лишь указание на пункт 2 части 2 статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ с указанием на предоставление недостоверных сведений) тем самым не ясно, какие именно недостоверные сведения были представлены истицей в Пенсионный фонд. Указание в последующем в возражениях и ответах действительных причин отказа не освобождает ответчика от обязанности мотивирования выносимых им решений, влекущих ограничение социальных прав лица.

По общему правилу, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Учитывая изложенное, оспариваемый стороной истца отказ по указанным в нем основаниям следует признать незаконным.

Что касается требований истца относительно возложения обязанности по назначению ежемесячной выплаты, таковые, с учетом дискреционных полномочий по проверке и разрешению соответствующих заявлений, подлежат удовлетворению путем возложения на ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым обязанности разрешения вопроса о назначении ФИО3, ежемесячной выплаты семьям, имеющим детей, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 418-ФЗ, в связи с рождением ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с учетом мотивов принятого решения.

Без отмены состоявшегося решения Управления невозможна реализация социальных прав заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-

решил:

Иск ФИО3 к ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым обязанность разрешить вопрос о назначении ФИО3, ежемесячной выплаты семьям, имеющим детей, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 418-ФЗ, в связи с рождением ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в порядке распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Крапко В.В.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.