Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2012 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области о понуждении к включению в список молодых семей-претендентов на поучение социальной выплаты в 2012 году с учетом даты подачи заявления и выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 гг.» в 2012 году,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратились в суд с названным заявлением, указав, что в Дата постановлением главы города Заречного от Дата Номер они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. №675. В Дата они приобрели квартиру с помощью ипотечного кредита (кредитный договор Номер от Дата ). Действовавшая на тот момент редакция подпрограммы позволяла направлять социальную выплату на погашение основного долга по жилищному кредиту. На Дата подпрограмма 2002-2010 прекратила своё действие и начала действовать новая подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» 2011-2015г., утверждённая постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050. Новые правила подпрограммы не предусматривали использование социальной выплаты на погашение основного долга по жилищному кредиту. Их семья не получив свидетельства на право получения социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» 2002-2010 г. не имела возможности продолжать участие в подпрограмме, так как, имея в собственности жилое помещение общей площадью Данные изъяты не соответствовали условиям ст. 51 ЖК РФ в части учётной нормы общей площади на одного проживающего в жилом помещении, а так же утратили платёжеспособность, взяв ипотечный кредит. 14 июля 2011 года постановлением Правительства РФ №575 были внесены изменения в подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей» 2011-2015г., которые возобновили возможность погасить основной долг по ипотеке, взятой до Дата После официального опубликования постановления Правительства №575 они обратились с заявлением в администрацию ЗАТО г. Заречный с целью участия в новой подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» 2011-2015г., и постановлением главы администрации г. Заречного от Дата Номер их семья была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» 2011-2015г. федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г. Списки участников формировались согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер с учётом даты признания молодой семьи нуждаемости в жилом помещении. Таким образом, у них появилось право получить социальную выплату в Дата , но к тому времени, когда они восстанавливались в подпрограмме Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области были созданы и утверждены списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат на 2011 год. Разработчиком подпрограммы, которым является Министерство регионального развития Российской Федерации, были созданы условия, которые не позволили участникам подпрограммы с ипотечными кредитами получить социальную выплату в 2011 году для погашения основного долга по кредитам. Не имея возможности получить выплату в 2011 году, у них оставалась надежда на следующий 2012 год. Учитывая, что Дата их очередь на получение социальной выплаты была под Номер , а свидетельств было выдано в г. Заречном Номер их право на выплату нарушено. В Дата постановлением Правительства РФ ОТ 06.10.2011 Г. №825 подпрограмма вновь была дополнена изменениями, в частности касающимися возраста участников подпрограммы. До настоящего времени социальная выплата ими не получена. Дата они просили Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области известить о положении их семьи в списках молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В ответе на наш запрос Минздравсоцразвития Пензенской области поясняет, что в соответствии с п.п. «а» п.6 приложения Номер их семья не может быть включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей)) 2011-2015г., утверждённая постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, в связи с достижением ФИО1 36-летнего возраста. Они считают, что вновь нарушено их право на получение выплаты, так как в момент подачи заявления и признания их участниками подпрограммы п.п. «а» п.6 правил предоставления молодым семьям социальной выплаты не были дополнены поправками, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. №825. Считают, в связи с тем, что право на получение социальной выплаты фактически у них возникло Дата , и оно нарушено в Дата , право на получение социальной выплаты по подпрограмме 2011 года, должно быть восстановлено 2012 году, несмотря на достижение ими 36-летнего возраста.
Просят суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области включить их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году в соответствии с пунктом 23 приложения Номер к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы с учётом первичной даты подачи заявления, обязать администрацию ЗАТО г.Заречный Пензенской области выдать им свидетельство на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 гг.» в 2012 году.
В судебном заседании ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, поддержали исковые требования, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что основания для удовлетворения иска не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области ФИО5 в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, принятие решения оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 и ФИО2 с Дата состоят в зарегистрированном браке, от которого имеют дочь ФИО3, Дата года рождения.
На основании постановления ЗАТО г. Заречный Пензенской области Номер от Дата , ФИО1 и члены его семьи: ФИО2, ФИО3, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. ФИО2 и члены его семьи включены в число участников целевой муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей ЗАТО г. Заречный Пензенской области на 2006-2010 годы».
В сообщении ЗАТО администрации г. Заречный от Дата , направленной на имя ФИО1, указывается, что решением Собрания представителей г. Заречного от Дата внесено изменение в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от Дата Номер «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Заречном Пензенской области», согласно которому учетная норма в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях увеличена с 10 до 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Данное решение вступило в силу Дата . В связи с этим, после Дата , в случае приобретения жилого помещения с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), с целью получения социальной выплаты на погашение основной суммы долга и оплату процентов по этим ипотечным кредитам или займам, в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в ЗАТО г. Заречный Пензенской области на 2006-2010 годы», необходимо учесть, что общая площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не более 12 кв.м на каждого члена молодой семьи.
Полагая, что сможет самостоятельно выбрать и приобрести жилье, в том числе и с помощью кредита на приобретение недвижимости, а в последствии, когда подойдет его очередь, получить полагающуюся ему и членам его семьи субсидию на приобретение жилья в рамках указанной выше подпрограммы «Жилище» на 2006 – 2010 годы, тем более, что условиями вышеуказанной подпрограммы предусматривалась возможность использования социальной выплаты на погашение суммы долга и процентов по жилищному кредиту, ФИО1 Дата заключил кредитный договор Номер с ОАО С на приобретение квартиры, общей площадью Данные изъяты, расположенной по Адрес на срок до Дата .
Дата Управлением Росреестра по Пензенской области семье П-ных выданы свидетельства о государственной регистрации права, где указывается, что ФИО1 принадлежит 1/3 доли, ФИО3 1/3 доли, ФИО2 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру Адрес .
Однако, как следует из имеющихся в материалах дела документов, семья П-ных соответствующей социальной выплаты в 2009 и последующих годах не получила.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (с последующими изменениями) (далее - Правила) был утвержден порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы на 2002 - 2010 годы.
Согласно п. 21 Правил орган местного самоуправления ежегодно до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует и направляет в орган исполнительной власти Пензенской области список молодых семей - участников подпрограммы на 2002 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
В соответствии с п. 23 Правил орган исполнительной власти Пензенской области в пределах лимитов средств, предусмотренных в бюджете Пензенской области и в бюджетах муниципальных образований Пензенской области на реализацию подпрограммы на 2002 - 2010 годы на планируемый год, утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы на 2002 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Пунктом 26 Правил установлено, что после проведения государственным заказчиком (Министерством регионального развития Пензенской области) конкурсных процедур по отбору для участия в подпрограмме на 2002 - 2010 годы субъектов РФ в планируемом году, утверждения распределения субсидий, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию подпрограммы на 2002 - 2010 годы в планируемом году, орган исполнительной власти Пензенской области с учетом указанных средств утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы на 2002 - 2010 годы в планируемом году.
Согласно механизму реализации указанной подпрограммы социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) имелось.
Однако право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, закрепленное соответствующей нормой, прекратило свое действие с 1 января 2011года и было введено только 26.07.2011г Постановление Правительства РФ от 14.07.2011 N 575 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Кроме того, срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы истек –31.12.2010 г.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее – подпрограмма) с 01.01.2011г. введена в действие новая подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы. Правила предоставления в рамках новой подпрограммы молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлены в Приложение N 3 к федеральной подпрограмме (далее - Новые правила). Новая подпрограмма не предусматривает выполнение обязательств по ранее действующим подпрограммам.
Пунктом 9 Новых правил регламентировано, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Участие в подпрограмме является добровольным
Пунктами п. 15,15.1 Новых правил установлен перечень документов, подача которых необходима для участия в подпрограмме.
Соответственно, Дата истцы повторно обратились к главе администрации города Заречного Пензенской области с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В сообщении МУ «Правовое управление» на имя начальника отдела учета и распределения жилья Г.Н., указывается, что заявителем (семье П-ных) представлен договор жилищного кредитования под поручительство. Считает, что в данном случае отсутствие в договоре термина «ипотечный», предусмотренного постановлением, не позволяет включить заявителей а программу.
Постановлением администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области Номер от Дата , ФИО1 и членам его семьи: ФИО2, ФИО3, отказано в признании участниками подпрограммы, как представившим не все документы, предусмотренные подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Решением Зареченского городского суда Пензенской области от Дата , признано незаконным постановление и.о. главы администрации г. Заречного Номер от Дата «Об отказе в признании семьи ФИО1, участницей подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы».
В соответствии с указанным решением администрацию г. Заречного Пензенской области обязали включить ФИО1, ФИО2, ФИО3, Дата рождения в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами учетного дела, обозреваемого в судебном заседании, о также материалами гражданского дела.
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ семья находятся под защитой государства.
Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках которой действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В соответствии с п. 6. новых Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в жилом помещении; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21.03.2011г. N 78 был утвержден Порядок признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой в соответствии с условиями реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы социальной выплаты. Указанный приказ вступил в силу 11.04.2011 г.
Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о включении в состав участников подпрограммы и соответствующие документы, по установленному перечню перечень.
Согласно п. 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Как установлено в судебном заседании, семья П-ных до окончания срока действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, участниками которой она признана, социальную выплату не получила, хотя право семьи на получение возникло, с подачей повторного заявления на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, семья П-ных обратилась в администрацию ЗАТО г.Заречный Дата , то есть до окончания формирования списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году.
Из письма Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер следует, что в связи с исполнением ФИО1 Дата 36 лет, руководствуясь подпунктом а пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (с последующими изменениями), семья П-ных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер исключена из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в Пензенской области, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер . Соответственно, в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме по Пензенской области в 2012 году Ваша семья не включена.
Обращаясь в суд с иском истцы ссылаются на то, что в 2012 году их семья не может быть включена в список участников действующей подпрограммы, в связи с достижением ФИО1 36-летнего возраста.
Анализируя нормы действующего законодательства и обстоятельства дела суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворения, поскольку на момент подачи заявления в администрацию ЗАТО г. Заречного Пензенской области, их семья соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» действующей в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы и имела право на получение соответствующей социальной выплаты, в связи с этим, достижение ФИО1 Дата возраста 36 лет не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития включить ФИО1, ФИО2, ФИО3 в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с учетом первичной даты подачи заявления.
Обязать администрацию ЗАТО г.Заречный Пензенской области выдать ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, свидетельство на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 гг.» в 2012 году.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца.
Судья