Дело № 2-2892/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2014 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Ветровой С.В., при секретаре Ковуневе А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала «ФКП Росреестра» по Костромской области о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась с исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала «ФКП Росреестра» по Костромской области о приостановлении кадастрового учета. Свои требованиям мотивировали тем, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1380 кв.м., категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения огородничества, расположенного по адресу: <адрес>», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области <дата>, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации №.<дата> ФИО1 обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области с заявлением № об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на вид: для ведения дачного хозяйства. Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от <дата>№ кадастровый учет по ее заявлению был приостановлен на основании п.4 ч.2 ст. 26 ФЗ РФ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с непредставлением необходимого для кадастрового учета документа - постановления органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования. Полагает состоявшееся решение органа кадастрового учета незаконным и нарушающим мои права и законные интересы, в силу следующего. В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения в действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 256 ч. 1 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии с подл. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Исходя из действующего земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности вид разрешенного использования земельных участков представляет собой определенный вид деятельности, осуществление которого на земельном участке не противоречит градостроительному регламенту. В силу п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты являются составной частью Правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со ст. 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ. Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья. Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4). В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1,6 ст. 36, ч. 5 ст.37). Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешённого использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закреплённого подл. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Действующим законодательством, в частности, ч. 1 ст. 78 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» предусмотрено право граждан на использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства. В соответствии с действующим Градостроительным кодексом РФ (п. 9 ст. 35) после принятия Правил землепользования и застройки для земель сельскохозяйственного использования (в том числе в составе земель сельскохозяйственного назначения) установлены 2 зоны использования: - зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);- зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.Как сказано выше, на зоны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения действие градостроительных регламентов не распространяется, и правовое регулирование использования сельскохозяйственных угодий, в том числе вопросы изменения вида разрешенного использования, будут регулироваться отдельными нормативными правовыми актами, которые в настоящее время еще не приняты. То есть, с момента утверждения Правил землепользования и застройки и до момента принятия соответствующего нормативного акта, регламентирующего порядок использования сельскохозяйственных угодий, изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий (независимо от их отнесения к особо ценным угодьям) будет невозможно. Таким образом, не вся с/х земля не подпадает под действие градостроительного кодекса, а только сельскохозяйственные угодия в составе земель сельскохозяйственного назначения. В отношении иных земель сельскохозяйственного назначения, относящихся ко второй из обозначенных выше зон, применяется общий порядок изменения вида разрешенного использования. Спорный земельный участок не относится к землям сельскохозяйственных угодий ни по характеру, ни по возможности его использования. Земельный участок ФИО1 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения огородничества. Согласно Генеральному плану Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области спорный земельный участок, входит в состав земель дачного некоммерческого объединения «ВЕСНА», расположенных в границах земель дачных, садоводческих и огороднических объединений граждан, что также подтверждается письмом Главы Минского сельского поселения от <дата>№.Таким образом, поскольку спорный земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, и вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», согласно документам территориального планирования, отнесен к основным видам разрешенного использования земельного участка в границах территориальной зоны, то изменение вида разрешенного использования на использование «для ведения дачного хозяйства» может быть произведено по инициативе правообладателя участка без каких-либо дополнительных согласований и разрешений. В соответствии с ч. 4 ст. 37 ГК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. При обращении в орган кадастрового учета в декларации заявителя должен быть указан тот вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом.
Представители ФИО1 по доверенность ФИО2, ФИО3 поддержали доводы заявления по изложенным в нем основаниям в полном объеме, полагали решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области незаконным.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области по доверенности ФИО4 требования не признал, пояснил, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» привлекается по делу в качестве заинтересованного лица. Интересы юридического лица на территории Костромской области представляет филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области (далее - Филиал). В предварительном заседании от <дата> выяснилось, что в своем заявлении представитель заявителя ФИО1 указала несуществующий земельный участок с кадастровым номером № Несмотря на то, что представитель истца ФИО3 уточнила, что данный номер указан ошибочно, в письменном виде уточнение первоначально заявленных требований в адрес заинтересованного лица так и не поступили. Исходя из полученных пояснений, в предварительном заседании, от представителя истца ФИО3, Филиал с доводами, изложенными в представленном заявлении истца не согласен, заявленные требования не признает, по существу заявленных требований полагает необходимым сообщить следующее. В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221- ФЗ).В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ - сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 31 Порядка ведения ГКН - сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Федеральным законом № 221-ФЗ оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. В силу статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета. Пунктом 4 части 2 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Из материалов учетного дела № следует, что <дата> в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений объекта недвижимости обратилась не лично ФИО1, как указано в заявлении об обжаловании решения о приостановлении кадастрового учета, а ФИО3, действующая по доверенности от <дата>№ серия 44 АА. При этом к заявлению был приложен единственный документ - ДОВЕРЕННОСТЬ. Иных документов к заявлению приложено не было, в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие приложенных к заявлению (от <дата>), а также каких-либо иных документов так же не имеется. Таким образом, ФИО3, действующая по доверенности в интересах ФИО1, при обращении в орган кадастрового учета не приложила необходимых для учета изменений объекта недвижимости ФИО1 документов, указав при этом в заявлении на соответствие «с прилагаемыми документами», тем самым вынудила орган кадастрового учета принять вполне законное и обоснованное решение о приостановлении осуществления кадастрового учета. При проверке вышеуказанных документов <дата> было выявлено, что имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №, в связи с тем, что документы, необходимые для государственного кадастрового учета изменений, заявителем не представлены. Т.е. основания (документально подтвержденные) для совершения органом кадастрового учета необходимых кадастровых действий, в силу закона, на момент обращения, отсутствовали. В целях реализации Федерального закона № 221-ФЗ, а так же соблюдения законных прав и интересов заявителя, Филиал в соответствии с представленными полномочиями осуществил запрос в порядке межведомственного взаимодействия в администрацию Минского сельского поселения о возможном получении необходимых подтверждений (документов), в связи с обращением в орган кадастрового учета с заявлением № от <дата> представителя истца. Таким образом, Филиал в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона № 221-ФЗ запросил в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения, в связи с возникшими правоотношениями между органом кадастрового учета и заявителем. Соответственно, <дата> на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ органом кадастрового учета было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета №.Кроме того, в вышеуказанном решении заявителю было разъяснено и рекомендовано совершить определенные действия, т.к. Филиал не обладает необходимыми полномочиями по изменению вида разрешенного использования.В связи с тем, что данный спор разрешается в судебном порядке, данный факт - изменение вида разрешенного использования, должен быть подтвержден документально уполномоченным на то органом (обладающим соответствующими полномочиями по изменению вида разрешенного использования).
ФИО5, глава администрации Минского сельского поселения, привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица в судебном заседании решение данного вопроса оставила на усмотрение суда. В тоже время пояснила, что в соответствии с Генеральным планом Минского сельского поселения Костромского муниципального района, территория ДНТ «Весна» находится на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для размещения дачных, садоводческих и огороднических объединений граждан. Земельный участок ФИО1 с кадастровым номером №, площадью 1380кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование6для ведения огородничества, в составе дачного некоммерческого товарищества «Весна», градостроительному зонированию согласно «Правил землепользования и застройки Минского сельского поселения № от <дата>, не подвергался. Порядок принятия решения об измени вида разрешенного использования земельных участков, на которые действия градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время законодательно не урегулирован.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 10 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" регламентировано, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Так, пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, установлено, что сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
В силу ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи (ч.1). Осуществление кадастрового учета приостанавливается в том числе в случае, если: не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п. 4 ч. 2 ).
При этом, согласно ч. 4 ст. 26 Закона о кадастре, решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
В силу частей 1 и 4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как следует из материалов дела, <дата> филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области № приостановлено осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости по заявлению № от <дата> на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»: не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Земельный участок с кадастровым номером № внесен в государственный кадастр объектов недвижимости по местоположению: <адрес>), земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения огородничества.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано за ФИО1 <дата>, что следует из свидетельства о государственной регистрации права Управления Росреестра по <адрес>: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения огородничества, общая площадь 1380 кв.м., адрес объекта: <адрес>.
Первоначально указанный земельный участок в составе земель площадью 40 га пашни на основании постановления Главы Минской сельской администрации от <дата>№ передан в постоянное бессрочное пользование огородническому некоммерческому товариществу «Весна», зарегистрировано право постоянного (бессрочного пользования) товарищества в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство серии № от <дата>.
Как следует из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, от <дата>, зарегистрировано Дачное некоммерческое товарищество «Весна» за единым регистрационным номером №
Как следует из пояснений сторон и третьих лиц и не оспаривается сторонами и третьими лицами по делу, данное юридическое лицо создано на базе некоммерческого товарищества «Весна», в состав которого входят собственники земельных участков ранее входящих в состав данного товарищества.
<дата> ФИО6 посредством представителя в орган кадастрового учета подано заявление регистрационный номер № с просьбой осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в Реестре содержатся сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Как следует из Генерального плана Минского сельского поселения, земельный участок, находящийся в собственности ФИО6 находится на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенные для дачных, садоводческих и огороднических объединений граждан.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Суд полагает, что довод заявителя о том, что право выбора вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований принадлежит собственнику земельного участка, не основан на законе.
В силу пунктов 6, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункта 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Исходя из того, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен, то следует руководствовать положениями Земельного кодекса Российской Федерации и законами регулирующие спорные правоотношения.
Исходя из разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2013 года», до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Таким образом, у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания для регистрации учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Приостановление кадастрового учета в связи с не предоставлением документов, необходимых для регистрации учета изменений, рекомендации обратиться в органы местного самоуправления для получения документа об изменении вида разрешенного использования соотносится со ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости.
При этом органом кадастрового учета в порядке межведомственного взаимодействия соответствующий акт органа местного самоуправления запрошен в администрации Минского сельского поселения, из ответа уполномоченного органа следует, что документов об изменении вида разрешенного использования на земельный участок не имеется.
Таким образом, суд полагает, что решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области принято в пределах компетенции уполномоченного органа в соответствии с требованиями законодательства, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета, обязании устранить допущенные нарушения - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через суд вынесший решение в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде.
Судья С.В. Ветрова