Гражданское дело № 2-2892/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 24 августа 2015 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
при секретаре Бондаревой Я.А.,
с участием помощника прокурора г. Красноярска Лейман А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «МРСК Сибири» о признании недействующим в части распоряжения администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-ж,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «МРСК Сибири» обратилось в суд с заявлением о признании противоречащей законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу абз. 6 п. 16 Приложения к распоряжению администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-ж «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию».
Требования заявитель мотивировал тем, что оспариваемым положением п. 16 административного регламента в качестве оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрено расположение испрашиваемого участка в границах двух и более территориальных зона. Поскольку каких-либо исключений в части использования участка под линейные объекты не предусмотрено, то указанная норма противоречит п. 4 ст. 36 ГрК РФ, ч. 6 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, а также нарушает права заявителя на формирование и оформление прав на земельные участки, расположенные под линейными объектами, принадлежащими заявителю.
В судебное заседание представитель заявителя ОАО «МРСК Сибири» Черный М.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно указал, что в просительной части требований содержится описка: предметом оспаривания является абз. 6 п. 16 Административного регламента.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Красноярска Бахарева Е.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), представитель заинтересованного лица ДМИЗО администрации г. Красноярска Змушко Н.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании требования не признали, в обоснование возражений указали, что в Административном регламенте отражено общее правило отказа в утверждении схемы земельного участка, что само по себе не противоречит положениям действовавшего законодательства; также полагают, что данные положения не препятствуют при рассмотрении обращений заявителей руководствоваться нормами вышестоящих правовых актов. В случае отказа заявителю, как владельцу линейных объектов, в оказании соответствующей административной услуги, он не лишен возможности защитить свои права в судебном порядке.
Изучив заявленные требования, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд находит, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным закона и иным нормативным правовым актам РФ, а также законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В судебном заседании установлено, что распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-ж утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию.
Данное распоряжение было опубликовано в издании «Городские новости», №, ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным Административным регламентом, являющимся приложением № к распоряжению администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№, определен порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию; предметом регулирования Административного регламента являются правоотношения, возникающие при обращении физических и юридических лиц по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Пунктом 16 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении услуги.
Согласно абз. 6 данного пункта в качестве такого основания указано расположение испрашиваемого земельного участка в границах двух и более территориальных зон.
Обращаясь с требованиями о признании указанного основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – не соответствующем требованиям законодательства, заявитель ссылается на нарушение его прав на формирование и представление земельных участков, расположенных под принадлежащими ему линейными объектами.
Дав оценку оспариваемым положениям Административного регламента, суд находит, что они как таковые не противоречат требованиям законодательства и не нарушают прав граждан и организаций в том смысле, в котором они подлежат применению в качестве общего правила отказа в представлении указанной муниципальной услуги.
Так, вопросы утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка отнесены законодательством к компетенции органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015) в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 11 ст. 39.15 ЗК РФ, вступившим в действие с 01.03.2015, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения.
Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ также предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требования принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Пунктом 4 ст. 30 ГрК РФ также предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Вместе с тем подпункт 3 пункта 4 ст. 36 ГрК РФ содержит исключение из данного правила, согласно которому действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
О допустимости размещения линейных объектов на территории нескольких территориальных зон свидетельствует и п. 6 ч. 2 ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, …если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов…
Пунктом 7 ст. 11.9 ЗК РФ, введенного в действие Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, также предусмотрено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из анализа указанных правовых положений следует, что в соответствии с общим правилом образуемый земельный участок должен принадлежать одной территориальной зоне. Вместе с тем в порядке исключения допускается формирование земельного участка, расположенного под линейными объектами и размещенного на территории нескольких территориальных зон.
Содержащееся же в абз. 6 п. 16 Административного регламента основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка представляет собой общее правило, закрепленное в указанных выше федеральных правовых актах.
Отсутствие же в абзаце 6 ссылки на исключение в отношении линейных объектов не влечет безусловно несоответствие общего правила действующему законодательству.
Содержащиеся в Административном регламенте правовые положения допускают возможность применения при оказании муниципальной услуги положений вышестоящих правовых актов.
Доводы же заявителя о незаконности отказа органом местного самоуправления в оказании услуги со ссылкой на оспариваемые положения Административного регламента, несостоятельны, так как свидетельствуют о наличии спора о правоприменении, подлежащего разрешению в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, оснований для признания абз. 6 п. 16 Приложения к распоряжению администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-ж «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию» в том смысле, в котором они подлежат применению в качестве общего правила отказа в представлении муниципальной услуги по формированию земельного участка, противоречащим требованиям законодательства – не имеется, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ОАО «МРСК Сибири» о признании абз. 6 п. 16 Приложения к распоряжению администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию» противоречащим требованиям законодательства – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева