ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2893/2016 от 12.10.2016 Нефтекамского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-2893/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2016 года г.Нефтекамск РБ

Нефтекамский городской суд в составе: председательствующего судьи Л.Р. Ахтямовой, с участием прокурора А.М. Мадишина, при секретаре Л.Ф. Саитгалиной, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя администрации ГО г. НефтекамскФИО1, действующей на основании доверенности № от 08 октября 2015 года, гражданское дело по иску администрации городского округа г.Нефтекамск РБ к ФИО2 об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение и выселении,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа г.Нефтекамск РБ обратилась в суд с иском к ФИО2 об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение и выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 является собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора передачи квартиры в собственность от 11 июля 2013 года № . Заключением межведомственной комиссии от 14 декабря 2006 года № многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации городского округа г.Нефтекамск №4363 от 15 ноября 2013 года «Об определении перечня домов, признанных аварийными и подлежащими сносу» жилой дом по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Постановлением Правительства РБ от 28 марта 2014 года №136 «Об адресных программах РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» многоквартирный дом <адрес> включен в адресную Программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы.

В иске указано, что в целях реализации адресной программы 24 июня 2016 года администрацией городского округа г.Нефтекамск РБ в адрес ответчика направлено уведомление с предложением в срок до 06 июля 2016 года обратиться в жилищный отдел администрации ГО г. Нефтекамск и оформить документы для переселения в благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. Ответчик согласие на переселение в предложенное администрацией городского округа г.Нефтекамск РБ благоустроенное жилое помещение не выразила. Администрацией направлялось ответчику требование осуществить до 18 сентября 2015 года снос жилого дома по адресу: <адрес>. Однако в установленный срок снос указанного жилого дома не осуществлен. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: РБ, <адрес>, итоговая величина возмещения за изымаемый земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости составляет <данные изъяты> рублей.

Истец просит изъять путем выкупа у ФИО2 в собственность муниципального образования городского округа г.Нефтекамск РБ, принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, распложенное по адресу: <адрес>, с выплатой вышеуказанной стоимости, а также приходящийся на её долю земельный участок, прекращении права собственности ответчика на указанное жилое помещение, приходящийся на её долю земельный участок, и её выселении из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным основаниям. Пояснила, что в указанную в первоначальном исковом заявлении сумму входят расходы ответчика, связанные с переездом в другое жилое помещение, съемом другого жилья. Так, стоимость аварийного жилья, принадлежащего на праве собственности ФИО2, истцом определена в размере <данные изъяты>., стоимость земельного участка определена в размере <данные изъяты> руб., стоимость расходов по съему жилья в течение двух месяцев определена в размере <данные изъяты> руб., стоимость расходов услуг грузчика определена в размере 200 руб./час, стоимость аренды автомобиля для перевоза вещей определена в размере 300 руб./час. Таким образом, затраты по переезду ответчика определены в размере <данные изъяты> руб., расходы услуг риэлтора по поиску жилья определены в размере <данные изъяты> руб., необходимая к уплате госпошлина определена в размере <данные изъяты> руб., расходы по составлению договора по пользованию жильем определены в размере <данные изъяты> руб.

Также пояснила, что информация о необходимости переселения во вновь возведенное жилое помещение, а также о необходимости освобождения ветхого жилья, его сноса доводилась до ответчика в установленных законом форме и порядке. Последняя от переезда в возведенное в рамках адресной программы жилье отказалась, от получения денежной суммы, определенной в порядке выкупа, также отказалась, в связи с чем администрация ГО г. Нефтекамск была вынуждена обратиться в суд с данным исковым заявлением. Также пояснила, что доведение до собственников предложения по сносу ветхого жилья является обязательным условием для дальнейшего обращения администрации в суд с данным исковым заявлением, в связи с чем, несмотря на то, что ветхое жилье представляет собой многоквартирный жилой дом, собственнику было предложено снести принадлежащую ей на праве собственности квартиру.

Также пояснила, что жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения. Вопрос о предоставлении другого жилого помещения в данном случае не решается.

Считает, что предоставленное ФИО2 вновь возведенное жилье соответствует минимальным требованиям.

Считает, что оценка объекта недвижимости, расходов и предполагаемых убытков произведена в соответствии с законом об оценочной деятельности, существующими в данной местности ценами.

Ответчик ФИО2, будучи надлежаще извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления и вручения телеграммы, в судебное заседание не явилась.

Заслушав объяснения, заключение прокурора, полагавшего, что иск администрации ГО г. Нефтекамск является необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, иск администрации городского округа г.Нефтекамск РБ следует признать не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Действительно в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Истец в обоснование своей позиции ссылается на п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что заключением межведомственной комиссии жилой дом, в котором расположена квартира, принадлежащая на праве собственности ФИО2, признан аварийным и подлежащим сносу. Также установлено, чтопостановлением администрации ГО г. Нефтекамск от 15 ноября 2013 года № 4363 «Об определении перечня домов, признанных аварийными и подлежащими сносу» жилой дом, в котором расположена квартира ответчика, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года № 136 «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» жилой дом, в котором расположена квартира ответчика по первоначальному иску, включен в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы.

В целях реализации адресной программы и в соответствии с требованиями жилищного законодательства администрацией ГО г. Нефтекамск в адрес ответчика направлено уведомление с предложением в установленный срок оформить документы для переселения в двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>

Истцом определена стоимость ветхого жилья, предложенная ответчику как выкупная стоимость. Так, выкупная цена ветхого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ответчику ФИО2, определена истцом в размере <данные изъяты> руб.

Как указано выше, материалами гражданского дела подтверждается, что Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года № 136 «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» жилой дом, в котором расположена квартира ответчика, включен в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы. В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как указано выше, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года № 136 «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» жилой дом, в котором расположена квартира ответчика по первоначальному иску, включен в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы. В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Следовательно, по смыслу вышеприведенной нормы закона собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Доказательства того, что собственником аварийного жилья ФИО2 избран способ защиты своего права в виде согласия на получение в порядке выкупа аварийного жилья и земельного участка денежной компенсации, истцом не представлены.

Кроме того, по гражданским делам, рассмотренным Арбитражным судом Республики Башкортостан, а также Нефтекамским городским судом установлено, что возведенные в рамках муниципального контракта жилые дома не соответствуют строительной и противопожарной безопасности. В ходе проведения строительных экспертиз (в том числе судебных), а также обследования типовых домов специалистами-строителями выявлены устранимые и неустранимые недостатки, в связи с чем, в том числе и ответчик отказалась переселяться в возведенную для неё квартиру. Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что как застройщик (до принятия домов на баланс администрацией ГО г. Нефтекамск), так впоследствии и администрация ГО г. Нефтекамск привлекались к административной ответственности в связи с наличием многочисленных нарушений противопожарных норм и правил, в том числе и в жилом доме, в котором расположена предоставляемая ответчику квартира. Довод представителя администрации ГО г. Нефтекамск об отсутствии доказательств непригодности к проживанию жилого помещения в предлагаемом ответчику доме не может быть принят судом во внимание, поскольку в рамках другого гражданского дела было достоверно установлено, что все возведенные дома являются типовыми, то есть построены из одного и того же строительного материала и одним и тем же способом, а факт наличия многочисленных нарушении правил пожарной безопасности именно в доме, в котором располагается предлагаемая ФИО2 квартира, подтвержден, в частности, административным решением Нефтекамского городского суда от 13 мая 2016 года, вступившим в законную силу, которым была оставлена без удовлетворения жалоба администрации ГО г. Нефтекамск на постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.

Также в ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что 30 июня 2016 года в Арбитражный Суд Республики Башкортостан поступило исковое заявление администрации ГО г. Нефтекамск к ООО «ПКФ Завод КМД» о расторжении муниципального контракта № 53/13 от 03 сентября 2013 года, на основании которого возведен, в том числе, жилой дом, в котором расположена квартира, предназначенная для ответчика по первоначальному иску. В обоснование искового заявления указано на несоответствие возведенного в рамках муниципального контракта жилья требованиям закона и невозможности проживания в нем. В исковом заявлении администрации ГО г. Нефтекамск ставится вопрос о взыскании с ООО «ПКФ «Завод КМД» денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. Данное исковое заявление принято к производству Арбитражного Суда РБ, по нему проведена подготовка, назначено судебное заседание.

Следует признать, что сам факт обращения администрации ГО г. Нефтекамск с данным исковым заявлением свидетельствует о признании истцом факта несоответствия предоставляемого ответчику по первоначальному иску жилья установленным нормам и правилам и невозможности использования жилого помещения по прямому назначению.

Кроме того, в ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что жилой дом <адрес> РБ расположен в непосредственной близости от железнодорожного переезда, в связи с чем решением Арбитражного Суда РБ от 11 марта 2015 года было предписано разработать и выполнить мероприятия по понижению уровня шума и вибрации в помещении здания вышеуказанного жилого дома. Доказательства выполнения таких работ истцом не представлены.

При таких обстоятельствах следует признать, что именно непригодность для проживания вновь возведенного в рамках социальной программы жилья и явилась поводом к отказу в переселении в него ответчика и, как следствие, обращению администрации с иском об изъятии жилого помещения путем выкупа с прекращением права собственности на аварийное жилье и выселение из него.

В данном случае следует признать, что основной задачей адресной социальной программы, во исполнение которой был заключен муниципальный контракт на возведение жилья для ответчика, было переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Данная программа ставила целью финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, создание условий для переселения граждан, а не их выселение с выплатой выкупной стоимости аварийного жилья. Следовательно, процедура реализации адресной программы также предусматривала возведение жилых помещений с целью переселения соответствующей категории граждан.

Согласно п. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона),

В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В силу ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Следовательно, отказ граждан от переселения в жилые помещения, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не может влечь за собой решение вопроса освобождения аварийного жилья с целью изъятия земельного участка исключительно путем изъятия жилого помещения путем выкупа.

Более того, в ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что ответчик ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не проживает, с 18 августа 2016 года зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, где ей вручена направленная судом телеграмма. Следовательно и по этому основанию требование о выселении ответчика из указанного в исковом заявлении жилого помещения удовлетворено быть не может.

При совокупности таких обстоятельств оснований для удовлетворения иска об изъятии жилого помещения с уплатой выкупной цены не имеется, поскольку при сложившихся обстоятельствах, а именно при отсутствии у собственника аварийного или ветхого жилья желания получать сумму, соответствующую стоимости ветхого жилья, администрация ГО г. Нефтекамск обязана обеспечить их другими пригодными для проживания жилыми помещениями.

Поскольку требования администрации ГО г. Нефтекамск о прекращении права собственности в отношении указанного жилого помещения и выселении собственника являются производными от основного, признанного судом несостоятельным, то они также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации городского округа г.Нефтекамск РБ к ФИО2 об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, выселении отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления в окончательной форме через Нефтекамский городской суд.

Мотивированное решение составлено в 09.00 часов 17 октября 2016 года.

Решение в законную силу не вступило

Судья: Л.Р. Ахтямова