ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2893/2022 от 26.07.2022 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№2-2893/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«26» июля 2022 года

г. Ростов-на-Дону

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.,

при секретаре судебного заседания Шелковской А.А.,

с участием:

старшего помощника Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области Насонова И.Л., действующего на основании удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РО к ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области об обязании оборудовать отряд хозяйственного обслуживания комнатой быта,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области обратился в суд с иском к ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области об обязании оборудовать отряд хозяйственного обслуживания комнатой быта в обоснование требований ссылаясь на то, что Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области проведена проверка соблюдения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области требований уголовно-исполнительного законодательства.

Согласно Устава Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Межобластная туберкулезная больница № 19», утвержденного приказом Министерства юстиции от 04.02.2011 № 59 (далее - Устав), МОТБ-19 является юридическим лицом - учреждением уголовно-исполнительной системы, обеспечивает надлежащие условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляет выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, а также эксплуатацию и техническое обслуживание имущества учреждения.

В соответствии с п. 2.1 Устава учреждение исполняет функции исправительного учреждения в отношении находящихся в нем осужденных.

В силу п.п. 2.5.1, 2.5.2 Устава для достижения целей, указанных в п.п. 2.1 учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных, их материально-бытовое обеспечение.

Пунктом 32.3.4 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр (далее - Свод правил) предусмотрено оборудование отряда хозяйственного обслуживания лечебно-профилактического учреждения необходимым набором помещений с установленной площадью.

В соответствии с приложением № 2 к утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2006 № 512 номенклатуре норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - приказ ФСИН России от 27.07.2006 № 512), учреждения исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы обеспечиваются мебелью инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с установленными нормами.

Проведенной Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения области проверкой установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ, п. 32.3.4 Свода правил и главы 1 приложения 2 к приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 отряд хозяйственного обслуживания не оборудован комнатой быта из расчета 0,2 кв. м на одного осужденного, но не менее 10 кв. м с 2 столами для глажения, шкафом хозяйственным, тумбочкой, табуретами, 2 полками настенными для электробритв, 2 зеркалами настенными, вешалкой на 3 - 5 крючков и помещением для сушки одежды и обуви из расчета 0,15 кв. м на одного осужденного, но не менее 5 кв. м с двумя стеллажами для сушки обуви и одежды.

Таким образом, администрацией МОТБ-19 не обеспечены в полном объеме права осужденных к лишению свободы на надлежащие материально-бытовое обеспечение, тем самым ответчик не соблюдает требования уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения прав осужденных на материально-бытовое обеспечение.

Несмотря на внесенное начальнику МОТБ-19 представление нарушения требований федерального законодательства в установленные сроки не устранены.

В связи с изложенным выше, И.о. Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области просил суд обязать ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:

- в соответствии с требованиями ст. 99 УИК РФ, п. 32.3.4. Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр и главы 1 приложения 2 к Нормам обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512, оборудовать отряд хозяйственного обслуживания комнатой быта из расчета 0,2 кв. м на одного осужденного, но не менее 10 кв. м с 2 столами для глажения, шкафом хозяйственным, тумбочкой, табуретами, 2 полками настенными для электробритв, 2 зеркалами настенными, вешалкой на 3 - 5 крючков и помещением для сушки одежды и обуви из расчета 0,15 кв. м на одного осужденного, но не менее 5 кв. м с двумя стеллажами для сушки обуви и одежды.

В судебном заседании старший помощник прокурора поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами настоящего дела, поэтому суд слушает дело в отсутствие представителя ответчика ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области, согласно Уставу, является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняет функции исправительного учреждения в отношении находящихся в учреждении осужденных и обеспечивает защиту прав и законных интересов осужденных, правопорядка и законности в учреждении.

В соответствии с п. 2.1 Устава МОТБ-19, предметом и целями деятельности учреждения является, в том числе, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно Устава Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Межобластная туберкулезная больница № 19», утвержденного приказом Министерства юстиции от 04.02.2011 № 59 (далее - Устав), МОТБ-19 является юридическим лицом - учреждением уголовно-исполнительной системы, обеспечивает надлежащие условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляет выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, а также эксплуатацию и техническое обслуживание имущества учреждения.

В соответствии с п. 2.1 Устава учреждение исполняет функции исправительного учреждения в отношении находящихся в нем осужденных.

В силу п.п. 2.5.1, 2.5.2 Устава для достижения целей, указанных в п.п. 2.1 учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных, их материально-бытовое обеспечение.

В соответствии со ст. 15, 90 и 115 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской федерации, законы. Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории страны. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Условия содержания в Российской Федерации в местах лишения свободы неоднократно становились предметом рассмотрения в Европейском Суде по Правам Человека, который в своих постановлениях указывает, что причины нарушения прав лиц, лишенных свободы, на достойные условия содержания, не имеют существенного значения для Европейского Суда, так как на государстве-ответчике лежит обязанность организовывать свою пенитенциарную систему таким образом, чтобы обеспечивать уважение достоинства заключенных, независимо от финансовых и материально-технических трудностей

Статья 99 УИК РФ регламентирует право осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение в период отбывания наказания.

В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудников в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2014№ 18-КГПР14-6 указано, что на основании ст. 13 Закона Российской Федерации

от 21.07.2018 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, является ФСИН России.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области проведена проверка соблюдения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области требований уголовно-исполнительного законодательства.

Проведенной Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения области проверкой установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ, п. 32.3.4 Свода правил и главы 1 приложения 2 к приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 отряд хозяйственного обслуживания не оборудован комнатой быта из расчета 0,2 кв. м на одного осужденного, но не менее 10 кв. м с 2 столами для глажения, шкафом хозяйственным, тумбочкой, табуретами, 2 полками настенными для электробритв, 2 зеркалами настенными, вешалкой на 3 - 5 крючков и помещением для сушки одежды и обуви из расчета 0,15 кв. м на одного осужденного, но не менее 5 кв. м с двумя стеллажами для сушки обуви и одежды.

Пунктом 32.3.4 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр (далее - Свод правил) предусмотрено оборудование отряда хозяйственного обслуживания лечебно-профилактического учреждения необходимым набором помещений с установленной площадью.

В соответствии с приложением № 2 к утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2006 № 512 номенклатуре норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - приказ ФСИН России от 27.07.2006 № 512), учреждения исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы обеспечиваются мебелью инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с установленными нормами.

Несмотря на внесенное начальнику МОТБ-19 представление нарушения требований федерального законодательства в установленные сроки не устранены.

Таким образом, администрацией МОТБ-19 не обеспечены в полном объеме права осужденных к лишению свободы на надлежащие материально-бытовое обеспечение, тем самым ответчик не соблюдает требования уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения прав осужденных на материально-бытовое обеспечение.

В статье 4 УИК РФ законодатель установил право федеральных органов исполнительной власти принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 утверждено положение о Федеральной службе исполнения наказаний (далее - Положение). Согласно п.п. 1 и 4 Положения, Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) подведомственна Минюсту России и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России и Положением.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и учреждения, исполняющие наказание, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, учреждения, в том числе расположенные на территории Ростовской области, обязаны в своей деятельности руководствоваться требованиями правовых актов, указанных государственных органов.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. На основании ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ст. 2 ГК РФ определено, что неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - осужденных, количество и состав которых постоянно меняется, в связи с чем, исковые требования подаются в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

Согласно Уставу МОТБ-19 является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Российская Федерация.

В соответствии со статьями 123.22 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Таким образом, обеспечение соблюдения законодательства при содержании в учреждении осужденных требующих финансовых затрат должно быть произведено за счёт средств ФКЛПУ МОТБ-19.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, сопоставив их с доводами сторон, суд приходит к выводу о том что, не соблюдение ответчиком требований уголовно-исполнительного законодательства нарушает права осужденных к лишению свободы на надлежащие материально-бытовое обеспечение.

Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом установленных по делу обстоятельства, дав оценку доказательствам, представленным в материалы дела, и с учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:

- в соответствии с требованиями ст. 99 УИК РФ, п. 32.3.4. Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр и главы 1 приложения 2 к Нормам обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512, оборудовать отряд хозяйственного обслуживания комнатой быта из расчета 0,2 кв. м на одного осужденного, но не менее 10 кв. м с 2 столами для глажения, шкафом хозяйственным, тумбочкой, табуретами, 2 полками настенными для электробритв, 2 зеркалами настенными, вешалкой на 3 - 5 крючков и помещением для сушки одежды и обуви из расчета 0,15 кв. м на одного осужденного, но не менее 5 кв. м с двумя стеллажами для сушки обуви и одежды.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2022 года.