УИД 21RS0024-01-2022-003566-19
№2-2894/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 октября 2022 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Горшковой Н.И., при секретаре судебного заседания Козяковой А.Н., с участием истца - Песоцкого И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Песоцкого Игоря Олеговича к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании недействительным решения конкурсной комиссии на замещение должности государственной гражданской службы об отказе в приеме на федеральную государственную службу, возложении обязанности заключить служебный контракт о прохождении федеральной государственной службы,
установил:
Песоцкий И.О. обратился в суд с иском к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее Росалкогольрегулирование) о признании недействительным решения конкурсной комиссии по результатам конкурса на замещение должности государственной гражданской службы об отказе в приеме на федеральную государственную гражданскую службу, возложении обязанности заключить служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы на должность ведущего консультанта отдела судебной работы Управления проектной деятельности и судебной работы.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Росалкогольрегулирования в связи с проведением конкурса в центральном аппарате Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на должность <данные изъяты> были направлены соответствующее заявлением с требуемым пакетом документов для участия в данном конкурсе. Согласно поступившему ему извещению он был допущен для участия в конкурсе с уведомлением о проведении конкурса ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес> После участия в конкурсе истец был уведомлен письмом Росалкогольрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в назначении его на должность <данные изъяты> без приведения причин отказа. ДД.ММ.ГГГГ им в адрес руководителя Росалкогольрегулирования направлено обращение на предмет дачи объяснений причин отказа в назначении на указанную вакантную должность в течение семи дней со дня получения им этого обращения. В полученном ДД.ММ.ГГГГ ответе в нарушение п. 3 ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» отсутствовал ответ на поставленный в обращении от ДД.ММ.ГГГГ вопрос, содержалась лишь информация, не относящаяся к существу его обращения. Истец полагает, что в нарушение ст. 64 ТК РФ Росалкогольрегулирование фактически отказалась от представления объяснений причин отказа в назначении на указанную вакантную должность в письменной форме в предложенный срок, тем самым необоснованно отказало истцу в назначении на эту должность. Как полагает истец, у ответчика не имелось оснований для отказа в приеме его на федеральную государственную службу на должность <данные изъяты>, поскольку он изначально соответствовал всем предъявляемым к кандидатам на эту вакантную должность требованиям.
Истец Песоцкий И.О. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду.
Ответчик Росалкогольрегулирование, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечив явку своего представителя в судебное заседание, представило письменный отзыв относительно исковых требований Песоцкого И.О., в котором просило в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело без участия представителя федеральной службы.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендента на замещение должности гражданской службы, и соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Порядок и условия проведения конкурса определены Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (далее – Положение о конкурсе).
На основании пункта 5 Положения о конкурсе право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
На основании пункта 6 Положения о конкурсе конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения вакантной должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.
Проведение второго этапа конкурса регламентировано пунктом 12 Положения о конкурсе, согласно которому после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, решение о дате, месте и времени его (второго этапа конкурса) проведения принимается представителем нанимателя не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе.
Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа (пункты 16, 17 Положения о конкурсе).
В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями пунктов 17.1 и 17.2 настоящего Положения о конкурсе независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе (пункт 19 Положения о конкурсе).
В соответствии с пунктом 20 Положения о конкурсе, заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем
присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих
должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием
простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.
Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является
основанием для назначения гражданина, допущенного к участию в конкурсе, на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении (пункт
21 Положения о конкурсе).
На основании п. 11 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от ДД.ММ.ГГГГ№ объявлен конкурс на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Росалкогольрегулирования и ДД.ММ.ГГГГ информация о проведении конкурса и сведения о конкурсной должности были опубликованы на федеральном портале государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», а также на официальном сайте Росалкогольрегулирования <данные изъяты>
Период приема документы от кандидатов определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден состав конкурсной комиссии по проведению конкурса па замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Росалкогольрегулирования.
Согласно приложению к указанному приказу конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Росалкогольрегулирования состоит из 12 человек.
В целях соблюдения требований пункта 17 Положения о конкурсе, части 8 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ в состав комиссии включены четыре независимых эксперта и председатель Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, что составило 0,42% от общего числа членов конкурсной комиссии (12 человек).
ДД.ММ.ГГГГ в Росалкогольрегулирование поступило заявление Песоцкого И.О. об участии в конкурсе на замещение вакантной должности <данные изъяты> Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка с приложением пакета требуемых документов.
ДД.ММ.ГГГГ при прохождении тестового задания Песоцкий И.О. правильно ответил на 72,5 % вопросов, что соответствует 1 баллу в соответствии Методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по регулировании алкогольного рынка, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 24.09.2018 № 305 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и Порядка и сроков работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка».
По результатам индивидуального собеседования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, Песоцкий И.О. получил средний балл 2,73.
Таким образом, итоговый балл Песоцкого И.О. по результатам двух методов оценки (тестирование и индивидуальное собеседование) составил 3,73 при максимальном балле в 15 баллов.
Комиссией по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Росалкогольрегулирования в составе 11 человек в ходе голосования по определению победителя конкурса на должность <данные изъяты> Росалкогольрегулирования единогласно отказано в замещении вышеуказанной должности Песоцкому И.О., победитель на данную должность из кандидатов не определен.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Песоцкий И.О. был уведомлен о том, что он не признан победителем и ему отказано в назначении на должность <данные изъяты>.
В силу ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Работодатель имеет право, в том числе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами (ст. 22 ТК РФ).
Как указывает истец, в связи с отсутствием причин отказа в приеме его на работу в поступившем уведомлении им ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка направлено обращение о даче письменного объяснения причин отказа в назначении истца на указанную вакантную должность в течение семи дней со дня получения данного обращения, ответ на которое ему не был дан.
Из представленных суду стороной ответчика документов следует, что заказное письмо Песоцкого И.О. от ДД.ММ.ГГГГ (почтовый идентификатор: №), поступившее ДД.ММ.ГГГГ в Росалкогольрегулирование, просьбу о даче письменного объяснения причин отказа в назначении его на вакантную должность не содержало, включало лишь в себя информацию поддержки Правительством Российской Федерации «парламентского законопроекта о гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов» и утверждении Правительством Российской Федерации «комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года».
По основанию, что текст обращения не позволял определить суть заявления, Песоцкому И.О. ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, что ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ не может быть дан согласно части 4.1 статьи 11 Закона № 59-ФЗ.
Согласно разъяснениям, данным в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.
Кроме того, из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность, выполнять конкретную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а сам трудовой договор является добровольным соглашением сторон.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком не допущено какой-либо дискриминации в отношении истца, нарушений при подборе кандидатуры, нарушения его трудовых прав.
Суд учитывает, что по результатам тестирования истец ответил правильно на 72,5% вопросов, что соответствует 1 баллу (из максимальных 5) в соответствии с Методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по регулировании алкогольного рынка, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 24.09.2018 № 305.
Согласно п.23 упомянутой Методики проведения конкурса принятие решения конкурсной комиссии об определении победителя конкурса без проведения очного индивидуального собеседования конкурсной комиссии с кандидатом не допускается.
Индивидуальное собеседование проводится в форме свободной беседы с кандидатом по теме его будущей профессиональной служебной деятельности, в ходе которой члены конкурсной комиссии задают кандидату вопросы. Итоговая оценка выставляется по 10-балльной оценке по следующим критериям: уровень знаний и умений, необходимый для исполнения должностных обязанностей в соответствующих области и виде профессиональной служебной деятельности; аналитические способности, логичность мышления; навыки аргументированного отстаивания собственной точки зрения (п.22 Методики).
По результатам индивидуального собеседования на должность Песоцкому И.О. конкурсной комиссией был выставлен бал в 2,73, являющийся средним.
Общий балл, набранный Песоцким И.О. о ходе прохождения конкурса, составил 3,73. Максимальный балл составляет 15 баллов.
Нарушений при формировании состава конкурсной комиссии для проведения конкурса, в котором участвовал истец, не установлено.
Таким образом, организация проведения конкурса была обеспечена в соответствии с требованиями законодательства и суду не представлены доказательства каких-либо нарушений порядка проведения конкурса, которые бы поставили истца в худшее положение в сравнении с другими участниками конкурса и привели бы к утверждению победителем конкурса иное лицо, не имеющее на это законных оснований. Прием на государственную службу и заключение служебного контракта является исключительной компетенцией представителя нанимателя, осуществляющего полномочия нанимателя от имени субъекта Российской Федерации, который в целях эффективной деятельности и рационального управления самостоятельно принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение государственных гражданских служащих) и заключает служебные контракты с конкретным лицом с учетом его квалификационных, профессиональных и личностных качеств, а действующее законодательство не содержит норм, обязывающих государство обеспечить занятие гражданином конкретной должности, равно как заполнять вакантные должности немедленно по мере их возникновения
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Песоцкого И.О. о признании недействительным решения конкурсной комиссии и возложении обязанности заключить с ним служебный контракт о прохождении федеральной государственной службы на должность <данные изъяты>, в связи с чем в удовлетворении иска следует откзаать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Песоцкого Игоря Олеговича к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании недействительным решения конкурсной комиссии Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по результатам конкурса на замещение должности государственной гражданской службы об отказе в приеме на федеральную государственную службу на должность <данные изъяты>, возложении обязанности заключить служебный контракт о прохождении федеральной государственной службы на должность <данные изъяты> отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Н.И. Горшкова
Мотивированное решение составлено 11 октября 2022 года
Решение11.10.2022