Дело № 2-2894/2023; УИД: 42RS0005-01-2023-003651-68
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Заводский районный суд города Кемерово
в составе: председательствующего- судьи Бобрышевой Н.В.
при секретаре- Сидельникове М.Ю.
с участием помощника прокурора Центрального района города Кемерово- Золотаревой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
24 августа 2023 года
гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Истец прокурор Центрального района города Кемерово обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (далее- НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса») о понуждении к совершению действий.
Исковые требования обосновывает тем, что прокуратурой Центрального района города Кемерово проведена проверка по обращению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу непроведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: адрес в рамках исполнения региональной программы капитального ремонта.
Органами прокуратуры в ходе проверки установлено, что в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области-Кузбасса на 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 декабря 2013 года № 672, многоквартирный дом по адрес в адрес включен в перечень домов для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Срок проведения капитального ремонта кровли общего имущества многоквартирного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» капитальный ремонт кровли общего имущества в данном многоквартирном доме не выполнен.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
С ДД.ММ.ГГГГ взносы на капитальный ремонт производятся региональному оператору, который осуществляет аккумуляцию указанных средств, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
ДД.ММ.ГГГГ Законом Кемеровской области от 23 декабря 2013 года № 141-ОЗ «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах» и Приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 22 октября 2013 года № 75 создана НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» в целях осуществления деятельности в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Кемеровской области.
НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» обязан был обеспечить проведение капитального ремонта в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако на протяжении длительного времени меры по обеспечению капитального ремонта кровли многоквартирного дома по адресу: адрес не приняты, чем нарушаются права собственников жилых помещений, поскольку капитальный ремонт до настоящего времени не обеспечен.
При этом установить всех граждан, проживающих в данном многоквартирном доме, в частности собственников жилых помещений в отсутствие информации о принятии наследства после смерти отдельных собственников невозможно, в связи с чем, имеются законные основания для обращения с исковым заявлением в суд о защите жилищных прав граждан.
На основании изложенного, прокурор Центрального района города Кемерово просил обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт кровли общего имущества многоквартирного дома по адресу: адрес.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Кемерово Золотарева Е.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, пояснила по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представитель в судебное заседание не явился, согласно возражениям на иск, считает, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку у прокурора отсутствуют основания на обращение в суд в защиту прав и законных интересов как неопределенного круга лиц, так и конкретных граждан.
Выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
Аналогичные положения содержатся в статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, которымисоздается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора
Частью 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с п. 2 ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
- в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
- обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
- привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
- контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27 мая 2013 года № 208 создана НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области».
Согласно Постановлению Правительства Кемеровской области- Кузбасса от 13 мая 2020 года № 275 «О переименовании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», установлении основных целей его деятельности и внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 мая 2013 года № 208 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» переименован в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», установлено, что основной целью деятельности данной организации является формирование средств и имущества для обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, а также реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014-2043 годы.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 декабря 2013 года № 672 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 подано обращение прокурору Кемеровской области-Кузбасса о нарушении законодательства НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» при проведении капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес. Согласно обращению указанный дом включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия местного значения. Согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области, ремонт данного дома был запланирован на 2017 год. На общедомовом собрании собственников жилого помещения было принято решение о проведении ремонта фасада, однако ремонтные работы на дату обращения не выполнены (л.д. 10, 11).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Центрального района города Кемерово ходе проверки по обращению ФИО3 направлено требование генеральному директору НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области-Кузбасса» о предоставлении информации по вопросу проведения капитального ремонта в многоквартирном жилом доме по адресу: адрес, с подтверждающими документами (л.д. 13).
Согласно п. 2.2 протокола № заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о переносе срока капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по адресам: адрес, ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 20, 21).
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, направлено предложение регионального оператора о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме через Администрацию Кемеровского городского округа (л.д. 16, 17).
Согласно приложению к Постановлению администрации города Кемерово от 12 июля 2021 года № 1988 о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с региональной программой капитального ремонта, принято решение о проведении в 2022 года капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: адрес, в виде работ по разработке научно-проектной документации на капитальный ремонт крыши (л.д. 18, 19).
Согласно сообщению НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» от ДД.ММ.ГГГГ при объявлении ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, аукционов в электронной форме в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 615, в целях определения подрядной организации на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: адрес, аукционы не состоялись, в связи с отсутствием заявок от подрядных организаций. Указано, что ДД.ММ.ГГГГ Фондом повторно объявлен аукцион в электронной форме для определения подрядной организации. Дата проведения электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ. В случае признания аукциона состоявшимся, подрядная организация приступит к выполнению работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, после подписания договора, если аукцион не состоится, он будет объявлен заново (л.д. 14, 15).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Центрального района в адрес НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в котором требовал безотлагательно рассмотреть представление; принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, а также причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении ответственных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок в письменной форме (л.д. 23-25).
В ходе рассмотрения представления заместителя прокурора Центрального района города Кемерово и.о. генерального директора НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» доводы, изложенные в представлении о непроведении Фондом в 2022 году капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес, нашли свое подтверждение, однако региональным оператором осуществляются все действия, направленные на реализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома Кемеровской области-Кузбасса, в том числе и в отношении вышеуказанного многоквартирного дома. По результатам рассмотрения вопроса о привлечении работников Фонда к дисциплинарной ответственности принято решение не применять мер дисциплинарного взыскания (л.д. 26-29).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Центрального района города Кемерово ходе проверки по обращению ФИО3 направлено требование генеральному директору НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области-Кузбасса» о предоставлении информации по вопросу проведения капитального ремонта в многоквартирном жилом доме по адресу: адрес, с подтверждающими документами (л.д. 30).
Согласно сообщению НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» от ДД.ММ.ГГГГ при объявлении ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, аукционов в электронной форме в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 615, в целях определения подрядной организации на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: адрес, аукционы не состоялись, в связи с отсутствием заявок от подрядных организаций. Указано, что ДД.ММ.ГГГГ Фондом повторно был объявлен аукцион в электронной форме для определения подрядной организации. Однако ДД.ММ.ГГГГ аукцион был признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок от подрядных организаций (л.д. 32).
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ,протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ электронные аукционы на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов по адресу: адрес, признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок (л.д. 54-71).
Отклоняя доводы стороны ответчика о том, что у истца отсутствуют правовые основания для обращения в суд в защиту прав и законных интересов как неопределенного круга лиц, так и конкретных граждан, суд исходит из следующего.
Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Так как основанием для обращения прокурора в суд с иском к ответчику послужил выявленный им факт необходимости проведения капитального ремонта кровли общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, поскольку ответчик обязан был обеспечить проведение капитального ремонта в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако на протяжении длительного времени меры по обеспечению капитального ремонта по указанному адресу не приняты, что нарушает права собственников жилых помещений на благоприятные и безопасные условия проживания, при этом установить всех граждан, проживающих в указанных домах, в частности, собственников жилых помещений и иных лиц (например, наследников, арендаторов и пр.) невозможно.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что капитальный ремонт кровли общего имущества многоквартирного дома по адресу: адрес не выполнен, а учитывая, что на ответчике лежит обязанность принятия мер по проведению капитального ремонта кровли общего имущества, что, является основанием для удовлетворения требований истца о понуждении ответчика к совершению данных действий.
При определении сроков исполнения решения суда суд исходит из необходимости соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также значимости объекта.
На основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разумности срока, необходимого для устранения выявленных нарушений, соответствия характера нарушений и реальной возможности их устранения, необходимо установить срок для исполнения решения суда ответчиками- в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, суд отмечает, что в случае наличия объективных причин, подтвержденных соответствующими доказательствами, указанный срок может быть скорректирован на стадии исполнения решения на основании ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина- в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, учитывая, что исковые требования нематериального характера, не подлежащего оценке, удовлетворены в полном объеме, с ответчика в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в соответствие со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Центрального района города Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт кровли общего имущества многоквартирного дома по адресу: адрес.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) государственную пошлину в бюджет в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Заводский районный суд города Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2023 года.
Председательствующий: Н.В. Бобрышева