Дело № 2-374/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2020 года г.Тверь
Заволжский районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Никифоровой А.Ю.,
при помощнике судьи Грабовой М.С.
с участием представителя истца администрации города Твери и третьего лица Департамента ЖКХ и строительства администрации города Твери Филипповой Е.В.
представителей ответчика Гром Н.В. и Лечко А.И.
представителя третьего лица ООО «Тверская генерация» Логинова Д.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Экология и строительство» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить замечания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Твери обратилась в суд с иском к ООО «Экология и строительство» о признании незаконным бездействия по не представлению документов о готовности жилого фонда к отопительному периоду, понуждении представить документы о готовности жилого фонда к отопительному периоду.
Свои требования мотивировали тем, что ответчик, являющийся потребителем тепловой энергии, не представил в департамент ЖКХ и строительства администрации г.Твери документы для проведения оценки состояния готовности жилищного фонда к отопительному периоду 2019-2020 годов, чем нарушены права жителей г.Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению.
Протокольным определением от 31.01.2020 года к производству суда принято уточненное исковое заявление с требованиями признать незаконным бездействие ответчика по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности ООО «Экология и строительство» к отопительному периоду 2019-2020 годов от 30.08.2019 года, и обязать ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Экология и строительство» к отопительному периоду и представить в департамент ЖКХ и строительства график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД.
В судебном заседании представитель истца администрации г.Твери администрации города Твери и третьего лица Департамента ЖКХ и строительства администрации города Твери Филиппова Е.В. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме, по доводам изложенным в исковом заявлении с учетом их уточнений.
Представители ответчика ООО «Экология и строительство» в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, указав на то, что обществом были предоставлены в Департамент ЖКХ и строительства администрации города Твери все предусмотренные действующим законодательством документы, в том числе график реструктуризации и акт сверки задолженности. ООО «Тверская генерация» согласовала график реструктуризации. В случае наличия задолженности по потребляемой услуги у управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией и наличия спора по сумме задолженности, данный спор между двумя хозяйствующими субъектами может быть разрешен в судебном порядке. Однако со стороны ООО «Тверская генерация» каких- либо претензий не имеется, график считается автоматически согласованным, в связи с чем управляющая компания производит в соответствии с графиком погашение задолженности. Сам факт того, что в графике реструктуризации отсутствует печать и подпись уполномоченного лица ООО «Тверская генерация» не свидетельствует о не согласовании графика реструктуризации. Как- либо воздействовать на ООО «Тверская генерация» и заставить предоставить Акт о согласовании графика реструктуризации управляющая компания не может в виду отсутствия полномочий. При этом представитель третьего лица ООО «Тверская генерация» не оспаривает факт того, что график реструктуризации задолженности считается согласованным и не имеется спора по ненадлежащему исполнению договора. Таким образом, требование администрации, указанное в исковом заявлении, о признании действий незаконными управляющей компании, и предоставление согласованного графика реструктуризации заложенности нельзя признать законным, поскольку исковое заявление не касается не исполнения законов ООО «Экология и строительство», а касается отношений двух хозяйствующих субъектов по поводу задолженности за потребленный энергоресурс.
Представитель третьего лица ООО «Тверская генерация» Логинов Д.В. оставил разрешения требований администрации на усмотрение суда, дополнительно пояснив, что между ООО «Тверская генерация» и ООО «Экология и строительство» заключен договор на поставку ресурсов, а в виду наличия задолженности между сторонами составлен акт сверки и согласован график реструктуризации задолженности. То обстоятельство, что предоставленный в администрацию города Твери график реструктуризации задолженности не подписан ООО «Тверская генерация» не свидетельствует о несогласовании между двумя хозяйствующими субъектами графика реструктуризации задолженности, поскольку доказательствами согласования графика служит отсутствие претензии со стороны ООО «Тверской генерации». В настоящее время ООО «Экология и строительство» производит погашение задолженности в соответствии с представленным графиком реструктуризации задолженности.
Представитель третьего лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательствами, выслушав представителя истца и третьего лица Филиппову Е.В., представителей ответчика Гром Н.В. и Лечко А.И., представителя третьего лица ООО «Тверская генерация» Логинова Д.В, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 161 ч. 1, 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст.ст. 2, 17 ч. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя. По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг (п. 3 Правил). Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил).
Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (п. 33 «а» Правил). Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (п. 121 Правил).
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (п. 1 Правил).
Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2 Правил).
К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (п. 3 Правил).
При проверке комиссиями проверяется выполнение требований по готовности. В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (п. 6 Правил).
Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду (п. 9 Правил).
Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение замечаний к выполнению требований по готовности. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (п. 12 Правил).
В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению; выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; работоспособность защиты систем теплопотребления; наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; плотность оборудования тепловых пунктов; наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов; отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель; наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок; проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к Правилам (п. 16 Правил).
Постановлением администрации г.Твери от 29 апреля 2019 г. № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2019-2020 годов» предписано управляющим компаниям, расположенным на территории г.Твери, проводить подготовку жилищного фонда к осенне-зимнему периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115; в срок до 6 сентября 2019 г. представить в комиссию при администрации г.Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к отопительному периоду 2019-2020 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии паспорта готовности домов к эксплуатации в зимних условиях по форме, установленной Приложением 9 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда; в срок до 6 сентября 2019 г. представить в департамент ЖКХ и строительства администрации г.Твери оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, с предоставлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, и выписку из реестра лицензии, выданную Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. Срок предоставления документов может быть продлен до 15 сентября 2019 г. с учетом этапов гидравлических испытаний, утвержденных сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей г.Твери на 2019 год (п. 6).
В целях оценки готовности муниципального образования города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов департаменту ЖКХ и строительства администрации г.Твери предписано в течение 5 рабочих дней со дня получения от потребителей (управляющих компаний) документов, указанных в пункте 6.3 Постановления, осуществлять их проверку; при наличии замечаний обеспечить подписание акта проверки готовности к отопительному периоду с приложением перечня замечаний с указанием сроков их устранения; организовать до 15 сентября 2019 г. выдачу паспорта готовности к отопительному периоду и (или) акта проверки готовности к отопительному периоду потребителям тепловой энергии, представившим в установленный постановлением срок пакет документов, определенный пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103; в случае устранения замечаний, указанных в перечне к акту проверки готовности к отопительному периоду, после 15 сентября 2019 г. составляется повторный акт проверки готовности к отопительному периоду с выводом о готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду, без выдачи паспорта готовности к отопительному периоду (п. 9).
Приказом департамента ЖКХ и строительства администрации г.Твери от 24 июня 2019 г. № 78-ОД утверждена Программа проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии г.Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов. Приложением 3 к Программе установлен Перечень документов, предъявляемых для оценки готовности потребителей тепловой энергии г.Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов.
В судебном заседании установлено, что ООО «Экология и строительство» осуществляет управление многоквартирными домами в г.Твери по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
ООО «Экология и строительство» являясь потребителем тепловой энергии, приобретающим тепловую энергию (мощность), теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, в нарушение требований действующего законодательства не представило в департамент ЖКХ и строительства администрации г.Твери, установленный приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 № 103, Приложением 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии г.Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов перечень документов для проведения оценки состояния готовности жилищного фонда к отопительному периоду 2019-2020 годов; не выполнение возложенных на управляющую организацию обязанностей создает ситуацию, при которой нарушаются права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению в отопительный период 2019-2020 годов.
ООО «Экология и строительство» несет ответственность за нарушение Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013г. № 103.
Из представленного в материалы дела акта о проверки готовности ООО «Экология и строительство» к отопительному периоду 2019 – 2020 годов от 30.08.2019 следует, что в ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия установила, что основные требования по подготовке обществом не выполнены, в связи с чем сделан вывод о неготовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду.
Из перечня замечаний предъявленных ООО «Экология и строительство» по оценке готовности к отопительному периоду 2019 – 2020 годов (приложения к акту от 30.08.2019) следует, что отсутствует график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии (п. 1 замечаний). Установлен срок исправления замечаний до 10.09.2019 года.
При этом сторонами не оспаривается, что в установленный срок замечания исправлены не были.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Под реструктуризацией долга следует понимать любое изменение первоначальных договоренностей кредитора и должника в связи с затруднительностью погашения долга прежним способом. Цель реструктуризации - получить исполнение обязательств иным способом, отличным от установленного договором.
При этом следует учитывать, что стороны свободны как в выборе условий соглашения о реструктуризации имеющейся задолженности, так и имеют возможность согласиться либо не согласиться с условиями, предложенными каждой из сторон.
Кроме того, необходимо учитывать, что заключение соглашения о реструктуризации долга является правом, а не обязанностью кредитора.
Заявляя требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению график реструктуризации задолженности согласованный с поставщиком тепловой энергии истец, по сути просит обязать ответчика совершить действия, которые не могут быть выполнены только волеизъявлением должника.
Возложение на ответчика такой обязанности может привести к нарушению свободы в заключении договора, в частности принятия условий кредитора невыгодных для должника или с которыми, при иных обстоятельствах он мог бы не согласиться.
Так же суд учитывает, что заявляя требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности, согласованного с поставщиком тепловой энергии, истец исходит, в числе прочего, из положений подп. 14 п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103) в соответствии с которым, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду подлежит проверке отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
При этом данные положения Правил не определяют порядок установления факта наличия задолженности за тепловую энергию, а так же порядок погашения такой задолженности, а устанавливает обязательные требования, выполнение которых подлежит проверке уполномоченным органом в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному сезону.
Судом также принято во внимание, что Администрацией г. Твери не оспаривалось предоставление ответчиком согласованного поставщиком тепловой энергии, однако указано на отсутствие в графике подписи представителя ООО «Тверской генерации».
В ходе судебного разбирательства представитель ООО «Тверская генерация» указала на то, что между ООО «Тверская генерация» и ООО «Экология и строительство» график реструктуризации задолженности был согласован, который также предоставлен ответчиком в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери. Также пояснил, что по сложившейся между двумя хозяйствующими субъектами практики, после направления управляющей компании графика реструктуризации подписанной управляющей компанией и отсутствия каких-либо замечаний со стороны ООО «Тверская генерация», направление управляющей компании подписанного стороной ООО «Тверская генерация» графика реструктуризации не требуется. Администрация г. Твери и Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери не обращались в ООО «Тверская генерация» с запросом о предоставлении подписанного обществом графика реструктуризации.
При наличии установленных обстоятельств исковые требования о признании незаконным бездействия по не представлению документов о готовности жилого фонда к отопительному периоду и обязании представить документы о готовности жилого фонда к отопительному периоду не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь положениями ст.ст. 198 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью «Экология и строительство» о признании незаконными бездействий по устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 30.08.2019 года, обязании в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности к отопительному периоду и представитель в Департамент ЖКХ и строительства график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения № 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020, утвержденной Приказом Департамента ЖКХ и строительств от 24.06.2019 № 78-ОД– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня изготовления в окончательном виде.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 марта 2020 года
Председательствующий: А.Ю.Никифорова