ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2895/2021 от 24.01.2022 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куреновой А.В.,

при помощнике судьи Мутигуллиной Н.М.,

в отсутствие сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-308/2022 по исковому заявлению Здрилюк Натальи Николаевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании частично незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Истец в обоснование иска указал, что является неработающим пенсионером по старости с 20.04.2009. С 24.08.2021 по 13.11.2021 ездила на отдых в г. Москву. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно составила 19 053,80 рублей. По приезду обратилась в ОПФР по Иркутской области с заявлением об оплате стоимости проезда. Однако проезд был оплачен частично в размере 3 443,80 рублей, в остальной части было отказано, поскольку в проездных документах по маршруту Красноярск – Москва, Москва- Красноярск отсутствует обязательный реквизит - наименование и (или) код класса бронирования. Просит признать решение Управления установления социальный выплат ОПФР по Иркутской области № 048-21-002-4414-4557 от 01.12.2021 в части отказа в компенсации проезда по маршруту Красноярск – Москва, Москва- Красноярск незаконным; взыскать с ОПФР по ИО компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Красноярск – Москва, Москва – Красноярск в размере 15 610 рублей.

В судебное заседание истец Здрилюк Н.Н. не явилась. О времени, дне и месте судебного заседания надлежаще извещена. Согласно просительной части искового заявления, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Макарова Ю.А., действующая на основании доверенности от 01.06.2021 № НК-09/4097, действительной по 31.12.2022, в судебное заседание не явилась. О времени, дне и месте судебного заседания надлежаще извещена. Согласно письменным возражениям, с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в них, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исследовав и оценив с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом (ст. 19). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту (ст. 39). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст. 45).

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам. Гарантии и компенсации являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию по старости за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 4 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1).

Согласно статье 34 Закона от 19.02.1993 № 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 34 Закона от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее – Правила).

Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1).

В силу пунктов 2 и 3 Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем определенного минимального уровня затрат на проезд транспортом в перечисленных в нем случаях, а именно: железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом – в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом – в каюте IV-V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом – в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом – в автобусе общего типа, а при отсутствии – в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР", город Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки – на русском и английских языках.

Кроме того, согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Из Информационного сообщения УФНС РФ по Иркутской области от 17.05.2010 «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от 26.05.1997 № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ», а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 № 03-03-06/1/11).

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Здрилюк Н.Н. является неработающим пенсионером – получателем страховой пенсии по старости с 20.04.2009, постоянно проживающим в г. Усть-Илимске, местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что подтверждается представленными копией паспорта, копией трудовой книжки и копией пенсионного удостоверения на имя истца, и ответчиком не оспаривается.

Таким образом, Здрилюк Н.Н. имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года.

Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

Как следует из письменного заявления, Здрилюк Н.Н. обратилась 22.11.2021 в ОПФР по Иркутской области с заявлением о компенсации проезда к месту проведения отдыха и обратно в размере 19 053,80 рублей по маршруту г. Братск – Красноярск (ж/д билет, стоимостью 1895 рублей, Красноряск – Москва (авиабилет, стоимостью 7 655 рублей), Москва –Красноярск (авиабилет, стоимостью 7 955 рублей), Красноярск – Усть-Илимск (ж/д билет, стоимостью 2 021,30 рубль).

Стоимость проезда составила 19 526,30 рублей.

Решением Управления установления социальных выплат ОПФР по Иркутской области № 048-21-002-4414-4557 от 01.12.2021 предоставлена компенсация стоимости проезда в размере 3 443,80 рубля. К выплате не приняты проездные документы по маршруту Красноярск – Москва, Москва – Красноярск, поскольку в них отсутствует обязательный реквизит – наименование и /или код класса бронирования.

Аналогичные основания для отказа в частичной компенсации приведены в уведомлении о принятом решении № 048-21-002-4414-4557 от 01.12.2021.

Из представленных возражений следует, что ответчик компенсировал стоимость проезда по маршруту Падунские Пороги - Красноярск (ж/д, 1 579,20 рублей), Красноярск – Усть-Илимск (ж/д, 1 864,60 рубля).

Суд не может согласиться с решением ответчика об отказе в выплате компенсации расходов по представленным проездным документам, поскольку факт пребывания истца в месте отдыха подтвержден проездными документами.

Согласно маршрут - квитанции электронного билета № 2982432095681 от 04.08.2021, оформленного компанией – авиаперевозчиком ПАО ЮТэйр, стоимость проезда пассажира Здрилюк Натальи Николаевны 25.08.2021 по маршруту Красноярск – Москва составила 7 655 рублей (тариф 6 470 рублей, топливный сбор 1 185 рублей, НДСА 695,01 рублей).

Согласно маршрут – квитанции электронного билета № 2982433222085 от 26.10.2021, оформленного компанией – авиаперевозчиком ПАО ЮТэйр, стоимость проезда пассажира Здрилюк Натальи Николаевны 08.11.2021 по маршруту Москва – Красноярск составила 7 955 рублей (тариф 6 770 рублей, топливный сбор, аэропортовый сбор, таксы 1 185 рублей, НДСА 723,18 рубля).

Истцом представлены суду посадочные билеты в подтверждение факта осуществления перелета по указанным маршрутам.

В соответствии с пунктами 100, 101 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82, перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле. Дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги.

Согласно Разъяснениям Министерства труда и социальной защиты РФ № 118н от 18.03.2016 о применении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

Из вышеуказанных положений следует, что правовых оснований для компенсации стоимости дополнительных услуг в виде сервисных сборов отсутствуют.

При определении размера компенсации стоимости проезда к месту отдыха по маршруту Красноярск – Москва, Москва - Красноярск суд принимает представленные платежные документы, в которых указана фактическая стоимость перелета эконом-классом без включения дополнительных сервисных сборов в размере 15 610 рублей.

При этом суд не усматривает оснований согласиться с доводами ответчика о том, что в электронных проездных документах отсутствует указание на код класса бронирования, поскольку реализация права Здрилюк Н.Н. на компенсацию стоимости проезда не может быть поставлена в зависимость от соблюдения перевозчиками правил оформления проездных документов.

Отсутствие в авиабилете обязательного реквизита (кода класса бронирования) не исключает отнесение проездных документов к доказательствам, подтверждающим расходы истца по проезду к месту отдыха и обратно, что в силу статьи 56 ГПК РФ является юридически значимым обстоятельством по делу.

Согласно Приказу Минтруда России от 18.03.2016 N 118н «Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176», возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении.

Таким образом, отказ пенсионного органа в выплате Здрилюк Н.Н. компенсации расходов на проезд к месту отдыха по маршруту Красноярск – Москва, Москва – Красноярск является незаконным, поскольку нормативные положения, содержащиеся в пунктах 3, 10 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения пенсионерам фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно лишь потому, что проездные документы оформлены неправильно. В противном случае не достигалась бы цель введения такой компенсации в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решения ГУ – ОПФР по Иркутской области № 048-21-002-4414-4557 от 01.12.2021 об отказе в выплате истцу компенсации расходов к месту отдыха и обратно и о необходимости взыскания в пользу истца 15 610 рублей в счет понесенных расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Здрилюк Натальи Николаевны удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области № 048-21-002-4414-4557 от 01.12.2021 в части отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в пользу Здрилюк Натальи Николаевны компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 15 610 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий судья А.В. Куренова

Мотивированное решение изготовлено 24.01.2022