ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2896/20 от 06.11.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2019-005413-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 ноября 2020 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Шенбергер Л.В.,

с участием: истца ФИО1, ее представителя ФИО2, действующего на основании доверенности от 23.10.2019 года; представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности № 11 от 20.03.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-2896/20 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска об определении выкупной стоимости изымаемого жилого помещения,

установил:

Истец ФИО1 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд к ответчику Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска об определении выкупной стоимости изымаемого жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения – двухкомнатной квартиры № 5, площадью 42,6 кв.м, в жилом доме № 113 по ул.Мира в г.Ханты-Мансийске, в котором зарегистрирована, проживает и имеет статус неработающего пенсионера. Распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от 24.03.2016 года № 69-р многоквартирный жилой дом № 113 по ул.Мира в г.Ханты-Мансийске признан аварийным и подлежащим сносу. В октябре 2019 года представителем Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска истцу вручено уведомление от 12.09.2019 года с приложением копии Постановления Администрации города Ханты-Мансийска от 07.06.2019 года № 669 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд», согласно которому земельный участок с кадастровым номером 86:12:0101062:71, площадью 1716 кв.м, расположенный по адресу: <...>, а также жилые помещения, расположенные в указанном доме, подлежат изъятию для муниципальных нужд. Истцу предложено подписать Соглашение об изъятии недвижимости, по условиям которого он должен передать в муниципальную собственность квартиру за денежное возмещение в размере 2 350 000 рублей. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого, поскольку подлежащее изъятию для муниципальных нужд жилое помещение истца является единственным для нее жильем, прибрести в собственность другое жилое помещение за предложенную выкупную цену она возможности не имеет, так как рыночная стоимость аналогичного жилья в г.Ханты-Мансийске превышает предложенную ответчиком сумму. В Отчете об оценке ИП ФИО4 по муниципальному контракту по состоянию на 30.07.2019 года (без осмотра оцениваемой квартиры) указанная рыночная стоимость квартиры значительно занижена и определена по состоянию на июль 2019 года. В целях установления действительной (рыночной) стоимости своего жилого помещения истец самостоятельно организовала проведение оценки. Согласно отчету независимого оценщика ФИО5 рыночная стоимость жилого помещения истца составляет 2 832 000 рубля, по состоянию на апрель 2020 года. Разница между предложенной ответчиком суммой денежного возмещения и рыночной стоимостью жилого помещения истца составляет 482 000 рубля. Ответчик отказался в принятии указанной суммы в зачет при заключении договора мены жилыми помещениями, сославшись на отчет ИП ФИО4 В связи с чем, истец просит обязать Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска предоставить в собственность ФИО1 благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат, общей площадью не менее 42,6 кв.м, на условиях заключения договора мены жилыми помещениями, с зачетом стоимости изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения – <...> принадлежащего истцу на праве собственности, в размере рыночной стоимости 2 832 000 рубля, в связи с изъятием указанного жилого помещения для муниципальных нужд. Взыскать с Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска в пользу ФИО1 расходы, связанные с переездом и оформлением права собственности на представленное жилое помещение в размере 10 190 рублей; расходы по оплате государственной пошлины в размере 8020 рублей.

В последствие истец уточнила исковые требования. Просит определить выкупную стоимость изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения (квартиры) № 5 в доме № 113 по ул. Мира в г.Ханты-Мансийске, принадлежащей ФИО1 в размере 2 828 000 рублей и расходы, связанные с переездом в размере 13 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 020 рублей, расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 12 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении иска с учетом уточненных требований.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя, полагает, требования законны, обоснованы, подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Департамента муниципальной собственности Администрации г.Ханты-Мансийска ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленного иска.

Суд, заслушав истца ФИО1, её представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, ФИО1, является собственником жилого помещения – квартиры, общей площадью 42,3 кв.м., расположенной по адресу: <...> (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости).

Распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от 24.03.2016 года № 69-р многоквартирный жилой дом №113 по улице Мира в городе Ханты-Мансийске признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании постановления Администрации города Ханты-Мансийска от 07.06.2019 года № 669, в связи с признанием многоквартирного дома № 113 по улице Мира в городе Ханты-Мансийске аварийным и подлежащим сносу, на основании распоряжения Администрации города Ханты-Мансийска от 24.03.2016 № 69-р, решено изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 86:12:0101062:71, площадью 1716 кв.м, расположенный по адресу: <...>; жилые помещения, в том числе № 5 в доме № 113 по улице Мира в городе Ханты-Мансийске.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Ответчиком осуществлена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости - квартиры №5 в доме 113 по ул.Мира г.Ханты-Мансийска.

Рыночная стоимость <...> определена ответчиком на основании отчета ИП ФИО4 № 18/300/30.07.19/011300 «Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости» жилого помещения (квартира) № 5 по адресу: <...>. Составляет 2 350 000 рублей, в том числе доля в праве на земельный участок под многоквартирным домом 431 000 рублей, рыночная стоимость доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме 196 000 рублей.

Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Администрацией города Ханты-Мансийска принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений. Соглашения о выкупной цене жилого помещения между сторонами не достигнуто.

Пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В силу требований статьи 13 Федерального закона 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом.

По смыслу приведенных положений отчет об оценке изымаемых для государственных нужд объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленный оценщиком по заказу органа исполнительной власти, может быть оспорен собственником таких объектов в судебном порядке. При этом истец должен доказать, что такой отчет подготовлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности, а величина оценки является недостоверной.

Не согласившись с оценкой стоимости квартиры, истец самостоятельно обратился к независимому оценщику, для определения рыночной стоимости изымаемого жилого помещения.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости двухкомнатной квартиры, общей площадью 42,6 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: ХМАО-Югра, <...>, по состоянию на 03.04.2020 года, выполненному ИП ФИО5, рыночная стоимость объекта оценки составила 2 832 000 рублей, в том числе доля в праве на земельный участок под многоквартирным домом – 397 000 рублей; доля в праве на общее имущество в многоквартирном доле – 219 000 рублей. Расходы на переезд по территории города Ханты-Мансийска 8 190 рублей; затраты на оформление права собственности на жилое помещение 2 000 рублей.

Учитывая, что обстоятельством, имеющим значение для дела, является рыночная стоимость изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения (квартиры) № 5 в доме № 113 по ул.Мира в г.Ханты-Мансийске, для выяснения возникших при рассмотрении дела вопросов и устранения противоречий, имеющихся в материалах дела, требуются специальные познания, суд посчитал необходимым назначить по делу экспертизу.

31 августа 2020 года на основании определения Ханты-Мансийского районного суда по данному гражданскому делу назначена судебная товароведческая экспертиза, производство которой поручено экспертам Индивидуальному предпринимателю ФИО6

Согласно заключению эксперта № 140-10-20 от 09.10.2020 года на дату 09.10.2020 года, выполненному ИП ФИО6, рыночная стоимость принадлежащей ФИО1 квартиры, общей площадью 42,6 кв.м, с кадастровым номером 86:12:0000000:4788, расположенной по адресу: <...> для целей выкупа в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд округленно составляет: 2 828 000 рублей, в том числе: доля права на земельный участок под многоквартирным домом 397 000 рублей; доля в праве на общее имущество в многоквартирном доме 218 000 рублей. Убытки, причиненные собственнику жилого помещения по изъятию жилого помещения, составили 13 000 рублей.

Не доверять указанному экспертному заключению у суда не имеется оснований, поскольку экспертиза проведена экспертом, имеющим соответствующее образование, стаж экспертной работы, предупрежденным об уголовной ответственности, выводы эксперта мотивированы, обоснованы, подтверждены другими материалами дела.

При этом, экспертное заключение ИП ФИО6 содержит подробное описание параметров объекта оценки, приведены источники информации, проведен сравнительный анализ подобных объектов недвижимости в регионе, в связи с чем, у суда нет оснований ставить под сомнение выводы, изложенные в заключении.

Суд принимает в качестве достоверного доказательства данное экспертное заключение, поскольку оно выполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства лицом, правомочным и компетентным в указанной сфере деятельности. Выводы эксперта являются последовательными.

В данном случае материалы дела не содержат сведений, позволяющих сомневаться в правильности и обоснованности проведенного независимого экспертного исследования, которое соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки, поэтому судом принято решение по существу спора с учетом выводов данной судебной экспертизы.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 4 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств исковые требования об определении выкупной стоимости изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения (квартиры) № 5 в доме № 113 по ул. Мира в г.Ханты-Мансийске, принадлежащей ФИО1 в размере 2 828 000 рублей и расходы, подлежат удовлетворению.

В силу положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

Принимая во внимание положения статей 94, 95, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что определением Ханты-Мансийского районного суда расходы за проведение оценочной экспертизы были возложены на истца и ответчика в равных долях, данное требование ответчиком не выполнено, расходы за проведение экспертизы не оплачены, суд полагает необходимым взыскать расходы на проведение экспертизы с Департамента муниципальной собственности Администрации г.Ханты-Мансийска в пользу ИП ФИО6 в размере 12 000 рублей.

Суд считает, что в силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные расходы являются необходимыми и относятся к судебным издержкам и подлежат возмещению.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО1 денежные средства в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в сумме 8020 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска об определении выкупной стоимости изымаемого жилого помещения, удовлетворить.

Определить выкупную стоимость изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения (квартиры) № 5 в доме № 113 по ул. Мира в г.Ханты-Мансийске, принадлежащей ФИО1 в размере 2 828 000 рублей и расходы, связанные с переездом в размере 13 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 020 рублей.

Взыскать с Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО6 расходы за проведение судебной оченочной экспертизы в размере 12 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 11 ноября 2020 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Г.А.Клименко