ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2896/2013 от 21.10.2013 Лефортовского районного суда (Город Москва)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2013 года.

Лефортовский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Целищева А.А.

При секретаре Зацарининой М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центральной акцизной таможни к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени и по встречному иску ФИО1 к Центральной акцизной таможне о признании прав на освобождение от таможенных платежей

У С Т А Н О В И Л:

Центральная акцизная таможня обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени

В обосновании своих исковых требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на Донской таможенный пост (далее - таможенный пост) ФИО1 была подана пассажирская таможенная декларация, по которой задекларировано для личного пользования транспортное средство- автомобиль марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №.

Одновременно, ответчиком на таможенный пост, было подано заявление об освобождении ввезенного им транспортного средства – автомобиля марки <данные изъяты>, VTN № от уплаты ввозной таможенной пошлины на основании ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики от 02.06.1993 «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев» (далее - Соглашение от 02.06.1993).

При этом,- отмечает взыскатель,- в качестве документов, подтверждающих право на льготу по уплате таможенных платежей в отношении ввезенного автомобиля, ФИО1 представлены:

- копия удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию от ДД.ММ.ГГГГ №;

- копия гражданского паспорта №;

- копия свидетельство о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ №;

- копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.

Согласно п. 1 ст. 360 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) - таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера (далее - ТПО).

Положениями абз. 3 п. 1 ст. 360 ТК ТС предусмотрено, что заполнение таможенного приходного ордера и начисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производит должностное лицо таможенного органа.

В соответствии со ст. 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ стороны обеспечивают на взаимной основе освобождение от таможенных пошлин переселенцев и членов их семей и ограничений на ввоз и вывоз вещей, мебели и другого движимого имущества, но не более 3 единиц или комплектов предметов каждого наименования и одно транспортное средство индивидуального пользования.

Руководствуясь вышеуказанными нормами ТК ТС, Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Донского таможенного поста в отношении транспортного средства, задекларированного ФИО1 для личного пользования, по пассажирской таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ ответчику было предоставлено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

При этом, по таможенному приходному ордеру № должностными лицами таможенного поста были начислены НДС, акциз, таможенные сборы за совершение таможенных операций.

Вместе с тем,- поясняет заявитель,- порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, регулируется положениями главы 49 ТК ТС, главы 45 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).

По п. 2 ст. 360 ТК ТС - таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими липами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК ТС.

П. 3 ст. 360 ТК ТС гласит, что единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.

В силу п. 2 ст. 12 Соглашения таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 к Соглашению в размерах, предусмотренных данным приложением, за исключением случая, когда иным международным договором государств – членов таможенного союза этим государствам предоставлено право устанавливать иные единые ставки таможенных пошлин, налогов.

В силу п. 12 приложения № 5 Соглашения определены единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, ввозимых физическим лицом для личного пользования. Так, в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которых составляет более 1 800 куб.см, но не превышает 2 300 куб.см, применяется единая ставка в размере 4,8 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 2 Соглашения таможенные пошлины, налоги, взимаемые единой ставке, представляют собой общую сумму таможенных пошлин, налогов, исчисленную в отношении перемещаемых физическим лицом товаров для личного пользования, без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги.

Следовательно,- по мнению истца,- в рассматриваемом случае отсутствовали основания для выделения из единой ставки таможенных пошлин, налогов, установленной п. 12 приложения 5 к Соглашению, размера таможенной пошлины и налогов.

Положениями ст. 10 Соглашения от 02.06.1993 предусмотрено освобождение переселенцев и членов их семей от уплаты таможенных пошлин, в том числе, в отношении транспортного средства индивидуального пользования.

Ч. 1 ст. 24 Федерального закона 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определено, что если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.

Частью 2 ст. 164 Федерального закона закреплено, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

По результатам проведенного в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ведомственного контроля, решением Центральной акцизной таможни от ДД.ММ.ГГГГ № было постановлено, что решение Донского таможенного поста о предоставлении льготы по освобождению от уплаты ввозной таможенной пошлины не соответствует требованиям таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Ч. 2 ст. 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» определено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных -предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 ст. 154 данного Федерального закона.

По ч. 3 ст. 150 Федерального закона до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей.

Согласно п.п. 1 ч. 5 ст. 150 Федерального закона принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Ч. 1 ст. 151 Федерального закона установлено, что пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

По ч. 3 ст. 150 Федерального закона в адрес ФИО1, как лица, ответственного за уплату таможенных платежей, было направлено требование об уплате таможенных платежей в связи с ввозом транспортного средства- автомобиля марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN № от ДД.ММ.ГГГГ № 10009000/36, в соответствии с которым, ему было предложено погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей, пеней в сумме 370 042, 63 руб. с указанием срока погашения задолженности (20 календарных дней с даты получения).

В силу ч. 16 ст. 152 Федерального закона требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) может быть подано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования.

Если указанные лица уклоняются от получения данного требования, оно направляется по почте заказным письмом.

Требование уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

Однако,- заключает взыскатель,- указанное требование об уплате таможенных платежей и пени ФИО1 до настоящего времени не исполнено.

Таким образом,- на взгляд заявителя,- взысканию подлежит сумма таможенных платежей в размере 311 973,89 руб., а также пени за просрочку уплаты таможенных платежей в размере 76 085 руб. 24 коп.

При таких обстоятельствах истец, уточнив свои исковые требования, просит суд взыскать с ФИО1 в его пользу задолженность по уплате таможенных платежей и пеней в размере 388 059, 13 руб.

Ответчик- ФИО1 исковые требования не признал в полном объеме предъявив встречный иск в котором отметил, что Решением Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы (далее -ЦАТ) от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения таможенного органа о предоставлении льготы по освобождению от уплаты ввозной таможенной пошлины» (далее - «Решение ЦАТ») признано не соответствующим таможенному законодательству таможенного союза и законодательству Российской Федерации и отменено Решение Донского таможенного поста о предоставлении ему льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении транспортного средства, задекларированного по пассажирской таможенной декларации от 24.03.2011, формализованное в ТПО № 10009050/240311/ВБ-6567393 (далее - «Решение таможенного поста»).

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ на Донской таможенный пост им была подана пассажирская таможенная декларация, по которой задекларировано для личного пользования транспортное средство- автомобиль марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №.

Одновременно, им на таможенный пост, было подано заявление об освобождении ввезённого указанного транспортного средства от уплаты ввозной таможенной пошлины на основании ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики от 02.06.1993 «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев» (далее - «Соглашение от 02.06.1993») с приложением всех необходимых документов, в том числе подтверждающих статус переселенца.

Руководствуясь действующим законодательством, должностными лицами Донского таможенного поста в отношении указанного выше транспортного средства, задекларированного им для личного пользования, было предоставлено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, при этом в надлежащем порядке были начислены НДС, акциз, таможенные сборы за совершение таможенных операций.

«Решением ЦАТ» признано несоответствующим действующему законодательству и отменено упомянутое «Решение таможенного поста», в связи с чем «Решение ЦАТ», - считает ответчик,- нарушает его права и свободы, а также не соответствует закону.

Так,- излагает ФИО1,- в соответствии с ч. 1 ст. 10 Соглашения от 02.06.1993 года- стороны обеспечивают на взаимной основе освобождение от таможенных пошлин переселенцев и членов их семей и ограничений на ввоз и вывоз вещей, мебели и другого движимого имущества, но не более 3 единиц или комплектов предметов каждого наименования, и одно транспортное средство индивидуального пользования.

По ст. 1 «Протокола между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики о порядке реализации статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года» (Подписан в г. Москве 18.07.2003)- положения частей 1, 2 и 3 статьи 10 Соглашения от 02.06.1993 имеют прямое действие.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2006 № 226-ФЗ «О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года» ратифицирован «Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года», подписанный в городе Риге 21.09.2005 года, продлевающий действие Соглашения от 02.06.1993 года на неопределённый срок (ст. 1 Протокола).

«Решение ЦАТ», - на взгляд истца по встречному иску,- не выделяет каким-либо образом оснований для признания несоответствующим действующему законодательству и отмены Решения таможенного поста, однако в нём содержатся ссылки на действующее таможенное законодательство, в частности на Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (далее - «ТК ТС»).

Между тем, согласно подп. 2 п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из: международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе.

По п. 2 ст. 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно- тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств -членов таможенного союза.

Кроме того, льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства из иностранных государств, установлены пунктами 8, 12 и 24 приложения 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 (Соглашение от 18.06.2010).

В соответствии с п. 24 приложения 3 Соглашения от 18.06.2010 с освобождением от уплаты таможенных платежей перемещаются через таможенную границу автомобиль и прицеп, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство-член таможенного союза на постоянное место жительства.

Из Решения ЦАТ, - полагает ФИО1,- можно усмотреть, что в соответствии с действующим таможенным законодательством Соглашение от 02.06 1993 и аналогичные ему международные договоры не подлежат применению, а также, что переселенцы не имеют прав на льготы по уплате ввозных таможенных пошлин в рассматриваемом случае.

Однако, это не соответствует действительности и противоречит действующему законодательству.

Таким образом, - заключает ФИО1,- поскольку он имеет право на освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, основания лишать его этого права отсутствуют; его статус переселенца, а так же ввоз единственного транспортного средства подтверждается документами:

> Удостоверением переселенца из Латвийской Республики в Российскую федерацию № БЛ 000135;

> Таможенным приходным ордером № ВБ 6567393 то просит суд признать за ним право на освобождение от таможенных пошлин, как переселенца, на одно транспортное средство индивидуального пользования - автомобиль марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №.

Ответчик по встречному иску- представитель Центральной акцизной таможни- встречные исковые требования не признал указывая, что порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, регулируется положениями главы 49 ТК ТС, главы 45 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).

Согласно п. 2 ст. 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК ТС.

По п. 1 ст. 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

П. 2 ст. 77 ТК ТС предусмотрено, что для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящим пунктом.

Таможенные пошлины, налоги подразделяются на:

Единые ставки таможенных пошлин, налогов;

Совокупный таможенный платеж, таможенная пошлина; НДС; акциз и сбор за таможенное декларирование

Расчет таможенных пошлин, налогов по единой ставке таможенных пошлин, налогов, которые ФИО1 должен уплатить:

1968 (объем двигателя) х 4,8 единая ставка таможенной пошлины = 9 446,40 евро

9446,40 евро х 40,0642 (1 евро курс) = 378 462,45888 (таможенные платежи, подлежащие уплате)

378 462,45888 - 66 488,57 (уплаченные таможенные платежи) = 311 973,89 рублей

(1000 рублей не считается, так как это таможенный сбор)

В силу 3 ст. 360 ТК ТС единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.

Согласно п. 2 ст. 12 Соглашения таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 к Соглашению в размерах, предусмотренных данным приложением.

В соответствии с п. 12 приложения № 5 Соглашения определены единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, ввозимых физическим лицом для личного пользования.

Так, в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которых составляет более 1 800 куб.см, но не превышает 2 300 куб.см, применяется единая ставка в размере 4,8 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 2 Соглашения таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единой ставке, представляют собой общую сумму таможенных пошлин, налогов, исчисленную в отношении перемещаемых физическим лицом товаров для личного пользования, без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги.

Положениями ст. 10 Соглашения от 02.06.1993 предусмотрено освобождение переселенцев и членов их семей от уплаты таможенных пошлин, в том числе, в отношении транспортного средства индивидуального пользования.

Согласно п. 4. ст. 3 ТК ТС при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно- тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств -членов таможенного союза.

Согласно п. 2 ст. 322 Федерального закона, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в области таможенного дела, чем те, которые предусмотрены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза или прекращения (в том числе денонсации) либо приостановления действия международного договора.

Таким образом, полагает представитель Центральной акцизной таможни»- в данном случае применению подлежат нормативно- правовые акты таможенного законодательства Таможенного союза, а исходя из пп. 6 п. 1 ст. 2 Соглашения не представляется возможным выделить из единой ставки таможенных пошлин, налогов, установленной п. 12 приложения 5 Соглашения, таможенную пошлину, льгота по уплате которой установлена ст. 10 Соглашения от 02.06.1993.

Относительно ссылки ФИО1 на п. 24. Приложения № 3 Соглашения в соответствии с которым лицу, переселяющемуся в государство-член Таможенного союза, предоставляется льгота по уплате ввозных таможенных пошлин, - представитель ответчика по встречному иску пояснил, что в соответствии с п. 24 Приложения № 3 Соглашения к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей относятся, в том числе, автомобили и прицепы, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член таможенного союза на постоянное местожительства. Данное освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется в отношении не более одного автомобиля и одного прицепа при одновременном выполнении следующих условий:

- их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза;

- такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Согласно положениям пп. 2 п. 1 ст. 2 Соглашения дата прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза - дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

Положениями п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что документом, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, а также на их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство. Следовательно, моментом прибытия на постоянное место жительства является дата получения вида на жительство в Российской Федерации.

Таким образом, основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном декларировании автомобиля являются документы, подтверждающие соблюдение условий, установленных п. 24 Приложения 3 Соглашения. Соответствующие документы представляются одновременно с пассажирской таможенной декларацией в месте таможенного декларирования, где принимается решение о предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин, налогов.

Однако на момент декларирования спорного товара ФИО1 документами, подтверждающими в соответствии с п. 24 Приложения № 3 Соглашения льготу по уплате таможенных платежей не располагал, что подтверждается документами, представленными при декларировании, а после получения вида на жительство - обратился с письмом от ДД.ММ.ГГГГ в ЦАТ о возможности возврата уплаченных денежных средств, в связи с получением вида на жительство.

Поэтому,- по мнению представителя Центральной акцизной таможни, - льгота по уплате таможенных пошлин и налогов на основании п. 24 Приложения № 3 Соглашения ФИО1 не может быть предоставлена.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив собранные доказательства, суд находит, что первоначальный иск необоснован и удовлетворению не подлежит и напротив, встречный иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ на Донской таможенный пост (далее - таможенный пост) ФИО1 была подана пассажирская таможенная декларация, по которой задекларировано для личного пользования транспортное средство- автомобиль марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №.

Одновременно, ответчиком по первоначальному иску, на таможенный пост было подано заявление об освобождении ввезенного им транспортного средства – автомобиля марки <данные изъяты>, VTN № от уплаты ввозной таможенной пошлины на основании ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев» (далее - Соглашение от 02.06.1993).

При этом, в качестве документов, подтверждающих право на льготу по уплате таможенных платежей в отношении ввезенного автомобиля, ФИО1 представлены:

- копия удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию от ДД.ММ.ГГГГ №;

- копия гражданского паспорта №;

- копия свидетельство о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ №;

- копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.

Согласно п. 1 ст. 360 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) - таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера (далее - ТПО).

Положениями абз. 3 п. 1 ст. 360 ТК ТС предусмотрено, что заполнение таможенного приходного ордера и начисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производит должностное лицо таможенного органа.

В соответствии со ст. 10 Соглашения от 02.06.1993 года стороны обеспечивают на взаимной основе освобождение от таможенных пошлин переселенцев и членов их семей и ограничений на ввоз и вывоз вещей, мебели и другого движимого имущества, но не более 3 единиц или комплектов предметов каждого наименования и одно транспортное средство индивидуального пользования.

Руководствуясь действующим законодательством, должностными лицами Донского таможенного поста в отношении указанного выше транспортного средства, задекларированного ФИО1 для личного пользования, было предоставлено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, при этом в надлежащем порядке были начислены НДС, акциз, таможенные сборы за совершение таможенных операций.

Между тем, Решением Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы (далее -ЦАТ) от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения таможенного органа о предоставлении льготы по освобождению от уплаты ввозной таможенной пошлины» (далее - «Решение ЦАТ») признано не соответствующим таможенному законодательству таможенного союза и законодательству Российской Федерации и отменено вышеуказанное Решение Донского таможенного поста о предоставлении ФИО1 льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении транспортного средства, задекларированного по пассажирской таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, формализованное в ТПО № (далее - «Решение таможенного поста»), в связи с чем, заявлены рассматриваемые первоначальные требования.

Вместе с тем, суд не находит оснований к удовлетворению первоначального иска Центральной акцизной таможни к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Соглашения от 02.06.1993 года- стороны обеспечивают на взаимной основе освобождение от таможенных пошлин переселенцев и членов их семей и ограничений на ввоз и вывоз вещей, мебели и другого движимого имущества, но не более 3 единиц или комплектов предметов каждого наименования, и одно транспортное средство индивидуального пользования.

По ст. 1 «Протокола между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики о порядке реализации статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года» (Подписан в г. Москве 18.07.2003) положения частей 1, 2 и 3 статьи 10 Соглашения от 02.06.1993 имеют прямое действие.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2006 № 226-ФЗ «О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года» ратифицирован «Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года», подписанный в городе Риге 21.09.2005, продлевающий действие Соглашения от 02.06.1993 года на неопределённый срок (ст. 1 Протокола).

Решение Центральной Акцизной Таможни не выделяет каким-либо образом оснований для признания несоответствующим действующему законодательству и отмены Решения таможенного поста, однако в нём содержатся ссылки на действующее таможенное законодательство, в частности на Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (далее - «ТК ТС»).

Между тем, согласно подп. 2 п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из: международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе.

По п. 2 ст. 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно- тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств -членов таможенного союза.

Также по п. 2 ст. 322 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в области таможенного дела, чем те, которые предусмотрены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза или прекращения (в том числе денонсации) либо приостановления действия международного договора.

Кроме того, льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства из иностранных государств, установлены пунктами 8, 12 и 24 приложения 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 (Соглашение от 18.06.2010).

В соответствии с п. 24 приложения 3 Соглашения от 18.06.2010 с освобождением от уплаты таможенных платежей перемещаются через таможенную границу автомобиль и прицеп, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство-член таможенного союза на постоянное место жительства.

Суд соглашается с мнением ФИО1 о том, что из Решения ЦАТ можно усмотреть, что в соответствии с действующим таможенным законодательством Соглашение от 02.06 1993 и аналогичные ему международные договоры не подлежат применению, а также, что переселенцы не имеют прав на льготы по уплате ввозных таможенных пошлин в рассматриваемом случае.

Однако, это не соответствует действительности и противоречит действующему законодательству.

Таким образом, поскольку ФИО1 имеет право на освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, основания лишать его этого права отсутствуют; его статус переселенца, а так же ввоз единственного транспортного средства подтверждается документами:

> Удостоверением переселенца из Латвийской Республики в Российскую федерацию №;

> Таможенным приходным ордером № - суд приходит к выводу об отказе в иске ЦАТ к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени; признании за ФИО1 право на освобождение от таможенных пошлин, как переселенца, на одно транспортное средство индивидуального пользования - автомобиль марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №.

Исходя из изложенного и на основании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики от ДД.ММ.ГГГГ « О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев», ФЗ « О таможенном регулировании в РФ», руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Центральной акцизной таможне в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени отказать.

Признать за ФИО1 право на освобождение от таможенных пошлин, как переселенца, на одно транспортное средство индивидуального пользования - автомобиль марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение одного месяца.

Судья: (Целищев А.А.)