ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2896/2015 от 09.02.2016 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-304/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 февраля 2016 года город Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Коротыча А.В., при секретаре Коджаковой З.Р., с участием старшего помощника прокурора города Кисловодска Коротич Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ОАО «Горэлектросеть» по невручению письменных извещений под расписку, по не направлению уведомлений о планируемом введении полного либо частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае непогашения в полном объеме образовавшейся задолженности у потребления незаконными и запрещении осуществлять ограничение или приостановление коммунальной услуги по электроснабжению без предварительного вручения жителям многоквартирных домов города - курорта Кисловодска письменных извещений под расписку о приостановлении коммунальной услуги по электроснабжению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города курорта Кисловодска обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц по следующим основаниям.

Прокуратурой города Кисловодска проведена проверка по обращениям жителей многоквартирных домов города - курорта Кисловодска о незаконных действиях ОАО «Горэлектросеть» по не направлению уведомлений о планируемом введении полного либо частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае непогашения в полном объеме образовавшейся задолженности у потребителя. Установлено, что Ахмедьянова Р.И., проживает по адресу: <адрес>, Каунова М.А., проживает по адресу: <адрес>, Калина О.В., проживает по адресу: <адрес>, Гилевская Т.Д., проживает по адресу: <адрес>. Вышеуказанные многоквартирные жилые дома подключены к электроснабжению, поставку которого осуществляет ОАО «Горэлектросеть». Между Ахмедьяновой Р.И. (лицевой счет ), Кауновой М.А. (лицевой счет ), Калина О.В. (лицевой счет ), Гилевской Т.Д. (лицевой счет ) и ОАО «Горэлетросеть» заключен договор энергоснабжения граждан потребителей электрической энергии. Таким образом, вышеуказанные граждане являются потребителями коммунальной услуги по электроснабжению, а ОАО «Горэлетросеть» является поставщиком электроэнергии, за которую ОАО «Горэлетросеть» начисляет оплату и за которую вышеуказанные граждане производят оплату. В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в которые согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации входит плата за электроснабжение. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги установлена ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу положений п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Перерыв в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента (п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации). Перерыв в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускается в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (п. 3 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации). По смыслу приведенных норм прекращение и ограничение подачи электроэнергии может осуществляться поставщиком энергии либо по соглашению сторон, либо при отсутствии такого соглашения - в одностороннем порядке - при необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления об этом абонента. Причиной введения режима ограничения потребления электрической энергии в квартире, расположенной по адресу: <адрес> явилось отсутствие оплаты за электрическую энергию с мая 2012 года по июнь 2014 года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность за электрическую энергию, потребленную по индивидуальному прибору учета составляла <данные изъяты>, за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды составляла <данные изъяты>. Причиной введения режима ограничения потребления электрической энергии, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, явилось отсутствие оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды с декабря 2013 года по июнь 2015 года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность за электрическую энергию, потребленную по индивидуальному прибору учета составляла <данные изъяты>, задолженность за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, составила <данные изъяты>. Причиной введения режима ограничения потребления электрической энергии, в квартире, расположенной по адресу: <адрес> явилось отсутствие оплаты за электрическую энергию с января 2013 года по настоящее время. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды составляла <данные изъяты>. Причиной введения режима ограничения потребления электрической энергии, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, явилась неполная и несвоевременная оплата за электроэнергию. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность за электрическую энергию, потребленную по индивидуальному прибору учета составила <данные изъяты>, задолженность за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды составила <данные изъяты>. В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

В силу п. 118 Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

В соответствии с п. 119 Правил , если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения); при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку; при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Правила учета электрической энергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ настоящие Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.

Согласно подп. «б» п. 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств: б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

- неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

- возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

- выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

- невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

- подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении.

Разделом II Правил установлен порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.

Согласно пункту 19 Правил введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств осуществляется в следующем порядке: при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 2 расчетных периода вводится частичное ограничение режима потребления, если для этого имеется техническая возможность. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого частичного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении частичного ограничения режима потребления в случае непогашения им образовавшейся задолженности в определенный в уведомлении срок; при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 3 расчетных периода вводится полное ограничение режима потребления. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения полного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления в случае непогашения им в полном объеме образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 00 часов которого этот гражданин-потребитель должен ввести полное ограничение режима своего потребления; если задолженность не погашена в указанный в уведомлении о планируемом введении полного ограничения режима потребления срок и гражданин-потребитель не вводит полное ограничение режима своего потребления самостоятельно, то исполнитель (субисполнитель) вводит ограничение режима потребления такого гражданина-потребителя со своего центра питания, либо путем отсоединения энергопринимающих устройств гражданина-потребителя от электрической сети. Отказ потребителя от признания задолженности или указанного в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления.

Проверкой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ согласно реестру отправленных заказных писем ОАО «Горэлектросеть», ОАО «Горэлектросеть» на имя Гилевской Т.Д., проживающей по адресу: <адрес>, направило уведомление о погашении задолженности за коммунальные услуги. В связи с отсутствием оплаты задолженности за потребленную электрическую энергию, ДД.ММ.ГГГГ введен режим ограничения потребления электроэнергии квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, согласно реестру отправленных заказных писем ОАО «Горэлектросеть», ОАО «Горэлектросеть» на имя Калина О.В., проживающей по адресу: <адрес>, направило уведомление о погашении задолженности за коммунальные услуги. В связи с отсутствием оплаты задолженности за потребленную электрическую энергию, ДД.ММ.ГГГГ введен режим ограничения потребления электроэнергии квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ согласно реестру отправленных заказных писем ОАО «Горэлектросеть», ОАО «Горэлектросеть» на имя Кауновой М.А., проживающей по адресу: <адрес>, направило уведомление о погашении задолженности за коммунальные услуги. В связи с отсутствием оплаты задолженности за потребленную электрическую энергию, ДД.ММ.ГГГГ введен режим ограничения потребления электроэнергии квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ согласно реестру отправленных заказных писем ОАО «Горэлектросеть», ОАО «Горэлектросеть» на имя Ахмедьяновой Р.И., проживающей по адресу: <адрес>, направило уведомление о погашении задолженности за коммунальные услуги. В связи с отсутствием оплаты задолженности за потребленную электрическую энергию, ДД.ММ.ГГГГ введен режим ограничения потребления электроэнергии квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм действующего федерального законодательства ОАО «Горэлектросеть» письменные извещения под расписку предварительно за 3 суток о приостановлении коммунальной услуги по электроснабжению Ахмедьяновой Р.И., проживающей по адресу: <адрес>, Кауновой М.А., проживающей по адресу: <адрес>, Калина О.В., проживающей по адресу: <адрес>, Гилевской Т.Д., проживающей по адресу: <адрес>, не вручались.

Полное ограничение режима потребления электрической энергии у Ахмедьяновой Р.И., проживающей по адресу: <адрес>, Кауновой М.А., проживающей по адресу: <адрес>, Калина О.В., проживающей по адресу: <адрес>, Гилевской Т.Д., проживающей по адресу: <адрес>, произведено без обязательного уведомления ОАО «Горэлектросеть» о планируемом введении полного либо частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае непогашения в полном объеме образовавшейся задолженности у потребления. Аналогичные нарушения допущены ОАО «Горэлектросеть» и в отношении иных потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, проживающих в городе-курорте Кисловодске. Кроме того, сложившаяся незаконная практика в деятельности ОАО «Горэлектросеть» осуществляется в отношении иных лиц и в настоящее время, и будет продолжать осуществляться в будущем.

В судебном заседании старший помощник прокурора города курорта Кисловодска Коротич Н.В. исковое заявление поддержала, по основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представители ответчика Жуков А.С., Полуденнова О.А. и Черкисенко Е.Н. иск не признали и суду пояснили, что в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Ставропольского края «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Ставропольского края» от ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Горэлектросеть» является гарантирующим поставщиком электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей, к которым присоединены потребители, находящиеся на территории города Кисловодска, а также в населенных пунктах, входящих в состав города Кисловодска. В связи с чем, организация осуществляет поставку и продажу электрической энергии гражданам потребителям в городе Кисловодске на основании публичных договоров энергоснабжения. В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется продавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. По смыслу статьи 540 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. С гражданами, в интересах которых, прокуратурой города Кисловодска подано оспариваемое заявление, заключены договоры энергоснабжения, в рамках которых ОАО «Горэлектросеть» осуществляло поставку электроэнергии. Гилевская Т.Д., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., имеет задолженность по индивидуальному прибору учета <данные изъяты>, по ОДН на сумму <данные изъяты>. Каунова М.А., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. имеет задолженность по индивидуальному прибору учета <данные изъяты>, по ОДН на сумму <данные изъяты> копеек. Ахмедьянова Р.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. имеет задолженность по индивидуальному прибору учета <данные изъяты>, по ОДН на сумму <данные изъяты>. Калина О.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. имеет задолженность по ОДН <данные изъяты>. В связи с отсутствием оплаты, порядок действий по отключению данных абонентов был проведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Подпунктом «а» пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе. В соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии: при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 3 расчетных периода вводится полное ограничение режима потребления. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения полного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления в случае непогашения им в полном объеме образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 00 часов которого этот гражданин-потребитель должен ввести полное ограничение режима своего потребления.

Пунктом 119 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что Исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в порядке, предусмотренном в данном пункте, с уведомлением потребителя в срок за 3 дня (под расписку) о возможном введении режима ограничения потребления электрической энергии, на что ссылается прокуратура города, однако данный пункт начинается со слов: если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

ОАО «Горэлектросеть» является ресурсоснабжающей организацией, гарантирующим поставщиком электроэнергии и в своей деятельности, в первую очередь руководствуется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому при осуществлении процедуры введения режима ограничения организация руководствуется именно Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которые предусматривают направление уведомления о возможном введении режима ограничения потребления электрической энергии в срок не менее чем за 15 дней до предполагаемой даты введения.

Документами, подтверждающими надлежащее уведомление лица о возможном введении режима ограничения потребления электрической энергии, являются предупреждения, которые были своевременно (в срок не менее 15 дней) направлены указанным лицам в соответствии с пунктом 19 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и имеются в материалах дела.

Так как вопрос погашения задолженности потребителями не был урегулирован, им было введено полное ограничение режима электропотребления, в соответствии с подпунктом «в» пункта 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ : если задолженность не погашена в указанный в уведомлении о планируемом введении полного ограничения режима потребления срок и гражданин-потребитель не вводит полное ограничение режима своего потребления самостоятельно, то исполнитель (субисполнитель) вводит ограничение режима потребления такого гражданина-потребителя со своего центра питания либо путем отсоединения энергопринимающих устройств гражданина-потребителя от электрической сети. Пунктом 22 вышеуказанных Правил предусмотрено, что отказ потребителя от признания задолженности или указанного в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления. Потребители неоднократно предупреждались о необходимости оплаты текущих платежей и наличия задолженности за указанные выше услуги, что подтверждается уведомлением, но принятые меры результата не принесли. Просят в иске отказать.

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ст.ст.8, 12 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из отношений, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности и т.д. Одним из способов защиты гражданских прав является признание права, восстановление положения существовавшего до нарушенного права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения.

В соответствии со ст.ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном, заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований.

Пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесены установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

В соответствии со ст.ст. 210 ГК РФ и ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

В силу ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливаются в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованием законодательства.

Согласно частям 1 и 2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно части 2 указанной статьи размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Положениями ч.1 ст.158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Из анализа приведенных норм следует, что собственники помещений обязаны нести расходы по плате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расходы на содержание общего имущества в многоквартирных домах.

Из содержания ст.138 ЖК РФ следует, что порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, является обязательным для собственников жилых помещений и собственники жилья не могут отменить или изменить его.

Во исполнений требований ст.157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (с вступившими изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

Данные Правила регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями). Названные Правила, с сентября 2012 года, изменили порядок расчета платы за коммунальные услуги, требованиям которых установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (п. 40 Правил ). Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ в платежном документе, направляемом потребителю, отдельно выделена сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, распределяется между собственниками помещений многоквартирного дома пропорционально доле в праве на общее имущество (отношение площади помещения потребителя к общей площади помещений в многоквартирном доме).

Как следует из п. 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Согласно п. 117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

В силу п. 118 Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

В соответствии с п. 119 Правил , если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Ответчик считает, что при процедуре введения режима ограничения, необходимо руководствоваться Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которые предусматривают направление уведомления о возможном введении режима ограничения потребления электрической энергии в срок не менее чем за 15 дней до предполагаемой даты введения.

В судебном заседании установлено, что ответчиком по делу ОАО «Горэлектросеть» допускается процедура введения режима ограничения, вплоть до полного ограничения режима потребления электрической энергии, для собственников или нанимателей жилых помещений, имеющих задолженность по ОДН, в том случае, если между управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, либо жилищными кооперативами с ответчиком не заключены договора на поставку электрической энергии.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В силу ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В данном судебном заседании ответчиком не оспаривается тот факт, что электрическая энергия предоставляется напрямую абонентам (физическим лицам).

Пунктом 9 Правил установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме зависят от выбранного способа управления многоквартирным домом.

Таким образом, законодателем установлено, что исполнителем коммунальных услуг может являться как управляющая компания, ТСЖ или ЖСК, так и ресурсоснабжающая организация.

ОАО «Горэлектросеть» является ресурсоснабжающей организацией, которая предоставляет потребителям в многоквартирных домах коммунальные услуги в виде электрической энергии, следовательно, и процедура введения режима ограничения, вплоть до полного ограничения режима потребления электрической энергии, для собственников или нанимателей жилых помещений, имеющих задолженность по ОДН, в том случае, если между управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, либо жилищными кооперативами с ответчиком не заключены договора на поставку электрической энергии, должна соответствовать требованиям, предъявляемым как к исполнителю коммунальных услуг, предусмотренных п. 119 Правил , а именно при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Согласно положениям статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданско-правовых правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать действия ОАО «Горэлектросеть» ) по невручению письменных извещений под расписку предварительно за 3 суток о приостановлении коммунальной услуги по электроснабжению жителям многоквартирных домов города - курорта Кисловодска незаконными.

Признать действия ОАО «Горэлектросеть» по не направлению уведомлений о планируемом введении полного либо частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае непогашения в полном объеме образовавшейся задолженности у потребления незаконными.

Запретить ОАО «Горэлектросеть» осуществлять ограничение или приостановление коммунальной услуги по электроснабжению без предварительного вручения жителям многоквартирных домов города - курорта Кисловодска письменных извещений под расписку за 3 суток о приостановлении коммунальной услуги по электроснабжению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 февраля 2016 года.

Судья А.В. Коротыч