Дело (номер обезличен)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Шевченко Л.Н.,
при секретаре Михайловой А.А.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3, представителя третьего лица ООО «Газсервис» ФИО4, представителя Управления Роспотребнадзора по Белгородской области ФИО5,
в отсутствие истца ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» о признании действий незаконными, аннулировании начисленной задолженности, учету результатов поверки прибора учета газа, признании незаконным требования о необходимости повторной поверки прибора учета газа или его замены, взыскании ущерба, компенсации морального вреда и судебных расходов,
установил:
ФИО6 является абонентом услуг по газоснабжению, оказываемых ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», по адресу: (адрес обезличен)
07.07.2017 года ФИО6 произвел поверку прибора учета газа в ООО «Газсервис», который направил копию свидетельства о поверке в ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» для оперативной регистрации факта поверки.
ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» отказался принимать результаты поверки, проведенной ООО «Газсервис» и в ежемесячной квитанции на оплату выставил требование о погашении долга за потребленный природный газ в связи с перерасчетом потребления газа по нормативам с июля 2017 года.
Истцу ответчиком было направлено требование о проведении повторной поверки счетчика газа или о его замене со ссылкой на выявленные в работе ООО «Газсервис» нарушения нормативно-правовых актов при проведении поверок, а именно, проведение поверок без снятия прибора учета газа. При этом было указано, что в случае отказа в выполнении предложенных действий, расчет объема газа с момента окончания предыдущей поверки будет производиться в соответствии с нормативами потребления.
18.10.2017 года ФИО6 приобрел новый прибор учета стоимостью 5200 рублей, который был установлен 30.10.2017 года (стоимость работы составила 667 рублей).
Дело инициировано иском ФИО6 Истец просил признать незаконными действия ответчика по начислению на его лицевой счет (номер обезличен) задолженности за природный газ в связи с непринятием результатов поверки счетчика газа ООО «Газсервис» от 04.07.2017 года; возложить обязанность на ответчика аннулировать начисленную задолженность; обязать ответчика учитывать результаты поверки прибора учета газа (ВК-G6Т заводской (номер обезличен)) от 04.07.2017 года, проведенную ООО «Газсервис»; признать незаконными требования ответчика от 13.09.2017 года (номер обезличен) о необходимости повторной поверки счетчика газа или замены счетчика газа на новый; взыскать с ответчика денежные средства в счет возмещения ущерба: 5200 рублей - стоимость приобретенного прибора учета газа, 667 рублей - стоимость работ по замене счетчика газа, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что действия и требование ответчика незаконны, нарушают его прав и законных интересов, создание в результате таких действий угрозы начисления платы за газ, исходя из нормативов потребления, которые существенно превышают плату за газ исходя из показаний приборов учета.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.
Представитель ответчика ООО "Газпром Межрегионгаз Белгород" иск не признала, просила суд отказать истцу в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что ответчик добровольно отказался от начисления задолженности истцу по нормативам потребления, но на истце, как потребителе лежит обязанность обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета для проведения поверки, обеспечивать его надлежащее техническое состояние, нарушение порядка и сроков проведения поверки истцом и третьим лицом - ООО "Газсервис", к которому и должны быть предъявлены требования, поскольку выданное им истцу свидетельство и протокол о поверке не могут быть приняты ООО "Газпром Межрегионгаз Белгород" в качестве документов, подтверждающих исправность прибора учета газа. Полагала, что действия ответчика законны.
Представитель третьего лица ООО «Газсервис» полагал, что иск подлежит удовлетворению, поскольку у ответчика отсутствует право давать заключения как о законности действий аккредитованной организации, так и по оформлению выдаваемых ею документов, поскольку оценка свидетельства о поверке на соответствие нормативно-правовым актам осуществляется метрологической экспертизой технологической документации и осуществляется только аккредитованными компаниями.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Белгородской области полагала, что иск подлежит удовлетворению, так как права потребителя ФИО7 явно нарушены.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, оценив их в совокупности, суд признает исковые требования обоснованными в части и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом (абзац третий статьи 2). К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Пунктом 1 ст. 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее Правила). Данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Указанные Правила являются обязательными как при заключении, так и при исполнении договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Согласно подпункту "в" пункта 21 указанных Правил, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.
В соответствии с положениями ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Неисполнение потребителем условий договора в части поверки газового счетчика влечет за собой последствия, установленные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "в" пункта 25 Правил, согласно которым по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из пункта 2 Правил поставки газа населению следует, что под поверкой приборов учета газа понимается совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 13, положениями ст. 19 Федерального Закона от 26.06.2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" поверку средств измерения осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относится, в частности, поверка средств измерений. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с положениями ч. 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации.
Частью 4 статьи 13 Закона от 26.06.2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке.
Требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке определены Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным Приказом Минпромторга России от 2 июля 2015 года N 1815.
Факт выдачи свидетельства о поверке организацией, прошедшей государственную аккредитацию на техническую компетентность в области поверки средств измерений, является подтверждением соответствия технических характеристик прибора действующим стандартам и пригодности его к применению.
Таким образом, по смыслу и содержанию вышеуказанных норм права стороны должны надлежащим образом соблюдать условия договора поставки газа.
В соответствии с условиями договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан потребитель газа обязан до истечения срока межповерочного интервала провести поверку газового счетчика и в подтверждение исправности газового счетчика представить энергоснабжающей организации надлежащим образом оформленное свидетельство о поверке прибора учета газа, выданное организацией, прошедшей государственную аккредитацию на техническую компетентность в области поверки средств измерений, а энергоснабжающая организация должна принять от потребителя указанное свидетельство в подтверждение факта соответствия технических характеристик газового счетчика действующим стандартам и пригодности его к применению для целей дальнейшего начисления платы за потребленный газ исходя из показаний прибора учета. С момента предоставления потребителем надлежащим образом оформленного аккредитованной организацией в области обеспечения единства измерений свидетельства о поверке в энергоснабжающую организацию его обязанность по договору поставки газа в части поверки газового счетчика считается исполненной, а у энергоснабжающей организации отсутствуют основания считать газовый счетчик неисправным и рассчитывать плату за потребленный газ исходя из нормативов потребления.
Истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт исполнения им обязательств по поверке принадлежащего ему газового счетчика в установленные по договору оказания услуг с аккредитованной организацией ООО "Газсервис". Данные обстоятельства подтверждаются договором об оказании услуг и свидетельством о поверке, выданными истцу ООО "Газсервис".Указанное свидетельство, а также проставленные на них знаки поверки соответствуют требованиям, предъявляемым к нему Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным Приказом Минпромторга России от 2 июля 2015 года N 1815.
Приказом Федеральной службы по аккредитации и аттестатом подтверждается, что ООО "Газсервис" является аккредитованной организацией в области обеспечения единства измерений, на момент поверки счетчика, принадлежащего истцу, деятельность его не была приостановлена..
Из представленных суду квитанций следует, что после принятия ответчиком у истца свидетельства о поверке газового счетчика начисление платы за потребленный газ истцу производилось исходя из норматива. Впоследствии сведения о наличии задолженности ликвидированы.
При условии, что истцом исполнены обязательства по договору по поверке газового счетчика, у ответчика отсутствовали правовые основания обязывать его пройти повторную поверку прибора учета или произвести его замену на новый, а в случае неисполнения требований производить в дальнейшем начисление платы за потребленный газ исходя из нормативов потребления.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не может считаться исполнившей свои обязанности по поверке газового счетчика, поскольку при проведении поверки его прибора учета ООО "Газсервис" были применены ненадлежащие методики измерений и приборы, не основаны на законе.
Наличие аккредитации у третьего лица в области обеспечения единства измерений освобождает истца, как потребителя, от обязанности требовать у него сведения о том, по какой методике и с использованием какого прибора осуществляется поверка прибора учета газа. Ответчик, при предоставлении надлежащих свидетельств о поверке, выданных уполномоченной организацией, обязан принять в эксплуатацию прибор учета и производить начисления в соответствии с его показаниями. Иные действия незаконны и нарушают права истца как потребителя.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемые действия ответчика в отношении истца незаконны.
Поскольку требования истца фактически направлены на пресечение действий ответчика, препятствующих эксплуатации прошедшего поверку газового счетчика, что в конечном итоге влечет за собой увеличение платы за потребляемый газ, доводы ответчика ООО "Газпром Межрегионгаз Белгород" о том, что общество не является надлежащим ответчиком по делу, и что требования истцом должны быть предъявлены к ООО "Газсервис", не обоснованы.
В соответствии со ст.15 ГК РФ расходы истца на приобретение нового прибора учета газа и расходов на его замену являются убытками истца и подлежат возмещению ответчиком в общей сумме 5867 рублей.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, который оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (статья 1101 ГК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"). Определяя размер компенсации морального вреда, суд должен в полной мере учитывать предусмотренные статьей 1101 ГК РФ требования разумности и справедливости, позволяющие, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего. Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания. С учетом изложенного, суд полагает разумным и справедливым размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца определить в размере 5 000 рублей
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закон РФ N 2300-1, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 5433 рубля 50 копеек.
На основании ст. 100 ГПК РФ, при отсутствии возражений со стороны ответчика относительно размера судебных расходов, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг ФИО2 в размере 20000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 1, 3 ч. 1 ст. 333.19 и п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска не материального характера, в размере 1829 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО6 к ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» о признании действий незаконными, аннулировании начисленной задолженности, учету результатов поверки прибора учета газа, признании незаконным требования о необходимости повторной поверки прибора учета газа или его замены, взыскании ущерба, компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» по начислению на лицевой счет (номер обезличен) задолженности за природный газ в связи с непринятием результатов поверки счетчика газа ООО «Газсервис» от 04.07.2017 года; признать незаконными требования ответчика от 13.09.2017 года (номер обезличен) о необходимости ФИО6 повторной поверки счетчика газа или замены счетчика газа на новый.
Взыскать с ответчика денежные средства в счет возмещения ущерба: 5200 рублей - стоимость приобретенного прибора учета газа, 667 рублей - стоимость работ по замене счетчика газа, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 5433 рубля 50 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей, а всего 36300 рублей 50 копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части ФИО6 отказать.
Взыскать с ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в бюджет муниципального района «Белгородский район» государственную пошлину в размере 1 829 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Л.Н. Шевченко
Решение суд принято в окончательной форме (информация скрыта)