Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2021 года г. Нижний Новгород
Приокский районный суд города Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Столяровой Т.С.,
при секретаре Николаенкове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурор района, действующего в интересах Р***С.С, к алминистрация района, администрация города об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма,
УСТАНОВИЛ
прокурор района, действующий в интересах Р***С.С, обратился в суд с иском к алминистрация района, администрация города об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма. В обоснование иска указал, что прокурор района по обращению Р***С.С, проведена проверка соблюдения жилищных прав детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Проведенной проверкой установлено, что Р***С.С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на первичный учет в управлении образования алминистрация района. Распоряжением и.о. заместителя главы алминистрация района от ДД.ММ.ГГГГ№-р Р***С.С, включен в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Г.Н.Новгород, в связи с тем, что Р***С.С, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения, собственником жилого помещения. На данный момент Р***С.С, на основании предоставления жилого помещения родственником Т***И.Б. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. У Р***С.С, отсутствует зарегистрированное право на объекты недвижимого имущество. Р***С.С, по достижению 18-ти летнего возраста с 2017 года по настоящее время жилым помещением не обеспечена.
Неисполнение администрация города возложенной законом обязанности повлекло нарушение права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Р***С.С, на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По результатам проведенной прокуратурой района по обращению Р***С.С, проверки на основании ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес главы администрация города в 2020 году внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено и признано обоснованным, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
В дальнейшем Р***С.С, вновь обратился в прокурор района с просьбой защитить его права обеспечения права на жилище, в т.ч. путем обращения в суд с исковым заявлением. Основывая свои требования на ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1,3,4 ст. 15.6-1, ч. 1 ст. 15.6-2 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-З «О жилищной политике в <адрес>», просит суд обязать алминистрация района, администрация города предоставить Р***С.С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее 30 кв.м.
Помощник прокурор района Короткова И.К. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Р***С.С, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрация города в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, против удовлетворения исковых требований возражал, по доводам, указанным в возражениях (л.д. 38-40).
Представитель ответчика алминистрация района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица мин.сцц. политики в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, против удовлетворения исковых требований возражал, по доводам, указанным в возражениях (л.д. 51-55).
Представитель третьего лица департамент образования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
По смыслу 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В соответствии со ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Закон создает равные условия для лиц, участвовавших в процессе, предоставив им право самим определить объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и реализовать их по своему усмотрению.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Таким образом, неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является их волеизъявлением, свидетельствующим о добровольном отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном заседании, и не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу и не является нарушением их процессуальных прав.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области", от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
На основании п.6 ч.1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия): 6) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 18.09.2013 №116 утверждено положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании город Нижний Новгород (далее - Положение), которое регулирует вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда города Нижнего Новгорода для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 1.3 Положения специализированные жилые помещения по договору найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования город Нижний Новгород, формируемый в соответствии с правовыми актами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Список детей-сирот).
В соответствии с п. 3.5 Положения вопрос предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается городской комиссией по вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании город Нижний Новгород (далее - Комиссия), состав и порядок работы которой определяется правовым актом администрации города Нижнего Новгорода.
Согласно п. 3.6 Положения решение о предоставлении специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений принимается администрацией города Нижнего Новгорода с учетом предложений Комиссии.
В силу пункта 3.7 Положения специализированное жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормам предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30,0 кв. м).
Судом установлено, что распоряжением исполняющего обязанности заместителя главы администрация города, главы алминистрация района от ДД.ММ.ГГГГ№-р несовершеннолетний Р***С.С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования г. Нижний Новгород (л.д. 20).
По обращению Р***С.С, в органы прокуратуры в связи с необеспеченностью жилым помещением по указанным основаниям была инициирована прокурорская проверка, по результатам которой прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
С момента включения истца в список на получение жилья у администрация города возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, при этом вопреки доводам ответчиков ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных нормативно-правовых актов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Таким образом, учитывая, что истец, включенный в список, достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, на ответчика - администрация города следует возложить обязанность предоставить жилое помещение истцу по договору найма специализированного жилого помещения. В тех же исковых требованиях к алминистрация района, необходимо отказать, поскольку она не наделена соответствующими полномочиями и является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурор района, действующего в интересах Р***С.С, к алминистрация района, администрация города об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма, удовлетворить.
Обязать администрация города предоставить Р***С.С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения для проживания благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м.).
В указанных исковых требованиях прокурор района, действующего в интересах Р***С.С, к алминистрация района, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда через Приокский районный суд города Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приокского районного суда
г. Нижнего Новгорода: Т.С. Столярова
Мотивированное решение суда изготовлено 23.09.2021 года.