ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2897/2018 от 20.04.2018 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-2897/2018 Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2018 года г. Челябинск

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Карпинской Ю.А.,

при секретаре Грищенко В.С.,

с участием представителя истца Гис М.Г.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о взыскании излишне уплаченных страховых взносов, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, обратилась в суд с иском (с учетом увеличения размера исковых требований) к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее по тексту УПФР в <адрес>) о возложении обязанности по перерасчету сумм страховых взносов, пеней и штрафов за ДД.ММ.ГГГГ год, передаче в ИФНС <адрес> сальдовых остатков с учетом произведенного перерасчета, признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 122173,15 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ были вынесены на основании недостоверных сведений о доходах истца как индивидуального предпринимателя за ДД.ММ.ГГГГ год, представленных ИФНС <адрес> в УПФР в <адрес>.

Истец ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель истца Гис М.Г. в судебном заседании пояснила, что исковые требования в части признания незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ не поддерживает. В остальной части просит иск удовлетворить по основаниям, изложенным в тексте уточненного искового заявления.

Представитель ответчика УПФР в <адрес>ФИО1 в судебном заседании возражала против исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на иск.

Третье лицо ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что ФИО2, ИНН ОГРИП в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Состояла на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>, согласно данных официального сайта ФНС России <адрес>

Согласно представленной ДД.ММ.ГГГГ налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год, общая сумма дохода составила 20627490,29 рублей, общая сумма налоговых вычетов (расходов) составила 20542379,68 рублей, налоговая база (доход истца) за ДД.ММ.ГГГГ год составил 85110,61 рубль.

ИФНС России по <адрес> в рамках межведомственного обмена представило в УПФР в <адрес> сведения о доходах ИП ФИО2, за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 20627490,29 рублей.

На основании данных ИФНС России по <адрес>, УПФР в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 122173,15 рублей (фиксированные размер с дохода свыше 300000 рублей).

ДД.ММ.ГГГГ Центральным РОСП <адрес> возбуждено исполнительное производство -ИП. ДД.ММ.ГГГГ со счета истца списаны денежные средства в размере 122173,15 рублей.

ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за период ДД.ММ.ГГГГ год, предусмотренных п.1.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

УПФР в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направило запрос в ИФНС России по <адрес> о доходах ФИО2, за ДД.ММ.ГГГГ год.

В ответ на указанный запрос, ИФНС России по <адрес>, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направило уточненные сведения о доходах ИП ФИО2, за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 85111 рублей.

УПФР в <адрес> перерасчет страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2, не произведен.

На основании п.п.2 п.1 ст. 6, п. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 данной статьи.

В соответствии с ч.1.1, 1.2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Частью 11 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Таким образом, в рамках сложившихся между сторонами правоотношений, постановление УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.

Однако доводы представителя истца о наличии оснований для возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов заслуживают внимания.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда», хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

В силу пункта 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Позиция ответчика о том, что к сложившимся правоотношениям не может быть применено постановление Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ-П, судом не может быть принята во внимание.

Действительно, указанное постановление было принято Конституционным судом после окончания процедуры принудительного взыскания с истца недоимки за ДД.ММ.ГГГГ год. Однако в силу пункта 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», данное постановление может быть распространено на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ).

Согласно п.п. 7 п. 1, п. 2.1 ст. 32, ст. 33, 78, 79 Налогового кодекса РФ, налоговые органы обязаны осуществлять зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, установленных Кодексом (пункт 3 статьи 8), соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, у налогоплательщика возникло право на перерасчет взносов на основании уточненных сведений о доходах, в связи с чем требования ФИО2, о возложении обязанности по перерасчету сумм страховых взносов, пеней и штрафов за ДД.ММ.ГГГГ год, взыскании излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 122173,15 рублей, а также производные от них требования о передаче в ИФНС <адрес> сальдовых остатков с учетом произведенного перерасчета, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу указанной нормы с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО2, к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о взыскании излишне уплаченных страховых взносов, возложении обязанности, удовлетворить.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу ФИО2, излишне взысканную сумму страховых взносов в размере 121272,5 рублей, пени в размере 900,65 рублей.

Возложить на Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> обязанность произвести перерасчет начисленных сумм страховых взносов, пеней и штрафов за ДД.ММ.ГГГГ год.

Возложить на Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> обязанность по передаче в Инспекцию федеральной налоговой службы в <адрес> сальдовые остатки с учетом произведенного перерасчета.

Взыскать с государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу ФИО2, расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.

Судья п/п Ю.А. Карпинская

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Ю.А. Карпинская

Секретарь В.Е. Грищенко