Ленинский районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2898/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«13» октября 2010 года г. Омск
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Белоус О.В.
при секретаре судебного заседания Первойкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Коммунсервис», Министерству труда и социального развития Омской области, Бюджетному учреждению Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» о возложении обязанности по перерасчету коммунальных платежей, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Омска с иском к ООО «Коммунсервис» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что он и члены его семьи в соответствии со ст. 14 п. 3 Закона РФ от 16 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» должен пользоваться мерами социальной поддержки по оплате занимаемой общей жилой площади, а также за пользование отоплением, холодным и горячим водоснабжением, газом и электрической энергией в размере 50%, так как он является инвалидом второй группы в связи с участием в ликвидации последствий на ЧАЭС. У него имеется удостоверение инвалида о праве на льготы. На его неоднократные обращения в бухгалтерию управляющей компании ООО «Коммунсервис» по поводу предоставления льгот по оплате, положительного ответа не последовало. 24.03.2010 года он обратился в прокуратуру Ленинского АО г. Омска с заявлением о нарушении его прав. Данная жалоба была переадресована в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области. 30.04.2010 года Управлением Роспотребнадзора по Омской области ему был дан положительный ответ. Однако ответчиком перерасчет по коммунальным платежам не был произведен. В феврале 2010 года им была перенесена серьезная операция, и, будучи еще не полностью окрепшим, испытывая физические и моральные страдания, он был вынужден обращаться в организации, доказывая свое право на льготы. Просил суд обязать бухгалтерию ООО «Коммунсервис» произвести перерасчет коммунальных платежей с момента становления управляющей компанией в , а также взыскать в его пользу моральный вред в размере 20 000 рублей.
Впоследствии ФИО1 исковые требования уточнил, просил суд обязать ответчиков ООО «Коммунсервис» и привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков Министерство труда и социального развития Омской области, Бюджетное учреждение Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» произвести перерасчет коммунальных платежей с 50% скидкой на всех членов его семьи, начиная с 01.08.2009 г., поскольку, имея удостоверение инвалида второй группы, выданное ему Министерством труда и социального развития, обладает законным правом на льготы и преимущества, установленный законодательством для инвалидов Отечественной войны, в данном случае, имеет право на 50-процентную скидку по оплате жилья и коммунальных услуг на членов своей семьи-дочери и жены. Просил суд обязать Бюджетное учреждение Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» внести изменения в его льготную категорию с 01.01.2010 года с «инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» на «инвалида Великой Отечественной войны», поскольку имеющиеся у ответчика основания для предоставления ему мер социальной поддержки не соответствуют имеющейся у него льготе как «инвалида Великой Отечественной войны», право на которую у него возникло с 2007 года и было им заявлено о выборе именно данной льготы до 01.01.2010 г. в жилищно-коммунальные службы. Настаивает на взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в размере 20000 руб.
В судебном заседании ФИО1 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, данным в ходе судебных заседаний (л.д.42-47,196), дополнительно суду пояснил, что в связи с увечьем, полученным им при исполнении обязанностей военнослужащего в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, имеет удостоверение инвалида Чернобыльской АЭС. Кроме того, Министерством труда и социального развития Омской области ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано удостоверение, в соответствии с которым он имеет право на льготы, установленные для инвалидов Отечественной войны. Данное удостоверение было им предъявлено в ресурсоснабжающие организации и прежнюю управляющую компанию как основание для получения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на него и членов его семьи с 50-центной скидкой начисляемых к оплате услуг. Однако, с начала осуществления функций управляющей компании ООО «Коммунсервис» с 01.08.2009 г. у него потребовали подтвердить наличие льготы, в связи с чем, он предоставил в ООО «Коммунсервис» необходимые документы, в том числе, копию удостоверения, подтверждающего наличие у него льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, при этом написать письменное заявление о предоставлении льготы «инвалида ВОВ» в бухгалтерии ООО «Коммунсервис» от него не потребовали. Поскольку по квитанциям, выставляемым ООО «Коммунсервис» до 31.12.2009 г. происходило начисление только по оплате содержания жилья, 50-процентная льгота предоставлялась независимо от количества членов семьи, и он не придал значения тому факту, что в квитанциях ответчика указана его льгота как «участник ЧАЭС». По квитанциям остальных ресурсоснабжающих организаций его льгота была указана как «инвалид ВОВ». Однако, начиная с 01.01.2010 г. он, получая квитанции от коммунальных организаций с указанием льготы как «инвалид ВОВ», не получал возмещения оплаты услуг с 50-процентной скидкой на членов своей семьи. При обращении в бухгалтерию ООО «Коммунсервис» он узнал, что его льгота была подана в Областной центр жилищных субсидий как «участник ЧАЭС», и предложено было обратиться в центр жилищных субсидий округа с заявлением о предоставлении ему льготы как «инвалиду ВОВ». При обращении в «Омскэнергосбыт», «МП г. Омска «Тепловая компания», «Водоканал», «Горгаз» ему подтверждали сотрудники расчетных служб, что имеются документы по его льготе «инвалида ВОВ». По непонятным ему причинам ООО «Коммунсервис» в областной центр жилищных субсидий в отношении него как лица, имевшего льготы до 01.01.2010 г., были предоставлены сведения о льготе, о пользовании которой он не заявлял, получая прежде льготы от коммунальных служб по заявленной им льготе именно как «инвалид ВОВ». Полагает, что незаконные действия сотрудников ООО «Коммунсервис» привели к неправомерному лишению его и членов его семьи права на 50-процентную льготу по оплате коммунальных услуг, в связи с чем, в настоящее время образовалась задолженность по оплате данных услуг, а при обращении в отдел жилищных субсидий с заявлением о предоставлении ему льготы как «инвалиду ВОВ» в соответствии с действующим с 01.01.2010 г. Постановлением №229-п, утвердившим Порядок предоставления мер социальной поддержки, данная льгота будет предоставляться с момента обращения, что существенным образом нарушает его права, предусмотренные федеральным законодательством «О ветеранах». Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Коммунсервис» ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования ФИО1 не признала в полном объеме, представила отзыв (л.д.167), суду пояснила, что в соответствии с решением собственников жилых помещений жилого дома №, расположенным в с 01.08.2009 г. ООО «Коммунсервис» исполняет функции управляющей компании. По акту приема-передачи документов прежняя управляющая компания передало им документы паспортного стола и техническую документацию на дом. Сведения об имеющихся льготниках были переданы в электронном виде, и в частности, льгота ФИО1 была указана как «участник ЧАЭС», что и было отражено в квитанциях на оплату услуг по содержанию жилья. Поскольку предоставление льготы носит заявительный характер, ФИО1 обязан был обратиться в бухгалтерию ООО «Коммунсервис» с письменным заявлением для подтверждения именно той льготы, какую он желал получать, поскольку в переданных от прежней управляющей компании документах такого заявления не имелось, и позже не было представлено истцом. Бухгалтер ООО «Коммунсервис» передала в Центр жилищных субсидий сведения о категориях льготников на 01.01.2010 г. по имеющимся данным в электронном виде, и ФИО1 был указан как «участник ЧАЭС». Со слов бухгалтера Г., которая принята на данную должность с декабря 2009 г., ей известно, что в бухгалтерии имеется как удостоверение ФИО1 «участника ЧАЭС», так и его удостоверение «инвалида ВОВ», заявления истца ни по одному из удостоверений не имеется. Считает, что в обязанности сотрудника ООО «Коммунсервис» не входит истребование от лиц, имеющих льготы по нескольким основаниям, письменного заявления о выборе определенной льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Законодательство о порядке предоставления льгот опубликовано и доступно для ознакомления, и лицо, имеющее право на данные льготы, должно знать о порядке заявления применения к нему установленных льгот. Полагает, что вины ООО «Коммунсервис» в предоставлении сведений о ФИО1 как «участнике ЧАЭС» в Областной центр жилищных субсидий нет. Кроме того, пояснила, что в соответствии со ст. 3 Общих положений Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате содержания жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области, утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 2 декабря 2009 г. № 229-п, для получения мер социальной поддержки граждане обращаются в филиал бюджетного учреждения Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" по месту жительства с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области с приложением необходимых документов, указанных в данном нормативном акте. Указанное Постановление предписывает Министерству обеспечить взаимодействие с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги на основании соглашений. В этой связи между ООО «Коммунсервис», Министерством труда и социального развития Омской области, Областным центром жилищных субсидий, социальных выплат и льгот было заключено Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. В соответствии с данным Соглашением стороны осуществляют между собой электронный документооборот. Областной центр жилищных субсидий (по договору «Учреждение») согласно пп. 3 п. 2 обязуется предоставлять ООО «Коммунсервис» (по договору «Организация») данные о гражданах, которым меры социальной поддержки назначены после 1 января 2010 года. Самостоятельно управляющая компания не может устанавливать ту или иную льготу для гражданина, это делается только через Областной центр жилищных субсидий. В результате сверки, проведенной в марте 2010 г. бухгалтером ООО «Коммунсервис» и Областным центром жилищных субсидий, ООО «Коммунсервис» были внесены изменения в категорию льготы ФИО1 с «участника ЧАЭС» на «инвалида ЧАЭС», поскольку именно такая льгота была в базе данных Областного центра жилищных субсидий и именно по ней осуществлялись выплаты 50-процентных скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг. Просила суд отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований к ООО «Коммунсервис» в полном объеме.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования, заявленные ФИО1, не признала, суду пояснила, что Министерство труда и социального развития Омской области не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в функции Министерства не входит расчет и перерасчет коммунальных платежей. Затраты на возмещение льгот ООО «Коммунсервис» в 2009 году возмещены в полном объеме. Согласно информации, поступившей в Министерство труда и социального развития Омской области в отчетах организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, в электронном формате за 2009 год, ФИО1, предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по следующим категориям: 1. По услуге "Содержание жилья": за период с января по март 2009 года - по категории "Инвалид"; за период с апреля по декабрь 2009 года - по категории "Участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС". 2. По услугам "Отопление центральное", "Горячая вода", "Электроэнергия" за 2009 год - по категории "Инвалид ВОВ". 3. По услугам "Холодная вода", "Газ" за 2009 год - по категории "Инвалид". Расчет с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, за период 2009 г. произведен в полном объеме. В настоящее время в функции Министерства не входит возмещение организациям оказанных жилищно-коммунальных льгот, поскольку Постановлением Правительства Омской области от 2 декабря 2009 г. № 229-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области, который действует на территории Омской области с 1 января 2010 года. Согласно пункту 2 Порядка меры социальной поддержки предоставляются гражданам в денежной форме. Меры социальной поддержки предоставляются в виде денежного эквивалента установленной законодательством скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов, выплата которых осуществляется Областным центром жилищных субсидий. В соответствии с пунктом 4 Порядка в случае, если в соответствии с законодательством меры социальной поддержки распространяются на членов семьи гражданина, совместно с ним проживающих, дополнительно представляются: документ, подтверждающий состав семьи. В случае если гражданином не были представлены документы, необходимые для назначения мер социальной поддержки членам его семьи, совместно проживающим с ним, меры социальной поддержки назначаются только гражданину (пункт 6 Порядка). В соответствии с ранее действовавшим Порядком предоставления мер социальной поддержки в Омской области отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 14 декабря 2004 г. № 89-п (далее -Порядок № 89-п), меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются организациями, оказывающими соответствующие услуги населению, по месту жительства гражданина. Согласно пункту 12 Порядка № 89-п при обращении за предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в организацию, оказывающую соответствующие услуги, гражданин предъявляет паспорт с подтверждением регистрации по месту жительства либо иной документ, удостоверяющий личность гражданина, и представляет: письменное заявление; документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, документ, подтверждающий право на получение установленных областным законодательством мер социальной поддержки; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; копию лицевого счета или выписку из домовой книги по месту жительства гражданина. Согласно пункту 12 Порядка № 89-п в случае если в соответствии с областным законодательством меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг распространяются на членов семьи гражданина, совместно с ним проживающих, дополнительно представляются: документ, подтверждающий родственные отношения (состав семьи); документ, подтверждающий совместное проживание с гражданином указанных членов семьи. Начисление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ФИО1, проживающему совместно с другими членами семьи, производится на долю общей площади жилого помещения, приходящуюся именно на него, и на долю потребленных им коммунальных услуг (при наличии приборов учета). Просила суд отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Бюджетного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования, заявленные ФИО1, признал в части возложения на Областной центр жилищных субсидий обязанности внесения изменения основания предоставления льготы ФИО1 с «инвалида ЧАЭС» на «инвалид ВОВ» с момента вступления решения суда в законную силу, в остальной части в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Областному центру жилищных субсидий, социальных выплат и льгот просил отказать. Бюджетное учреждение Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Между действиями Учреждения и последствиями в виде нарушения прав ФИО1 нет причинной связи, поскольку сведения о наличии у ФИО1 льготы были представлены в Областной Центр жилищных субсидий к 01.01.2010 г. организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, в том числе и ООО «Коммунсервис», сведения по льготам ФИО1 были и как «участник ЧАЭС», и как «инвалид», и как «инвалид ЧАЭС». При этом, Министерством труда и социального развития были представлены сведения о выдаче ФИО1 удостоверения, по которому он имеет право на льготы, предусмотренные законодательством для инвалидов ВОВ. В настоящее время возмещение ФИО1 по категории «инвалид ЧАЭС» происходит из средств федерального бюджета, если бы его категория была «инвалид ВОВ» возмещение происходило бы также из средств федеральный бюджета.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ РФ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляется скидка в размере 50% на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 11 указанного Закона законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В частности, к числу таких нормативных правовых актов относится постановление Совета Министров СССР N 209 от 23.02.1981 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих".
Пунктом 17 указанного Положения определено, что инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членами их семей, а также семьям, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 423-О от 04.12.2003 г., федеральный законодатель вправе, как следует из статей 71 (пункты "в", "е", "з"), 39, 40 и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством (статья 1 часть 1, статья 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (статья 2); должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Положения Федерального закона "О ветеранах" во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 N 209), сохранившего свое действие согласно пункту 3 статьи 11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 502-О установлено, что признание абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом, являются недействительными, не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты.
Постановлением Правительства Омской области от 2 декабря 2009 г. № 229-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области"(с изменениями от 23 декабря 2009 г., 16 июня, 4 августа 2010 г.), утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области, который устанавливает процедуру предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов, предусмотренных федеральным и областным законодательством (далее - меры социальной поддержки), отдельным категориям граждан в Омской области.
Согласно ст. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области меры социальной поддержки предоставляются гражданам в денежной форме. Меры социальной поддержки предоставляются в виде денежного эквивалента установленной законодательством скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов. Меры социальной поддержки не могут быть использованы гражданами для оплаты пени за несвоевременное внесение платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов. Меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина по месту его жительства или пребывания.
В соответствии со ст. ст. 3 и 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области для назначения мер социальной поддержки граждане обращаются в филиал бюджетного учреждения Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" по месту жительства с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области, с приложением следующих документов: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и место его жительства; 2) документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки; 3) реквизиты банковского счета гражданина (при его наличии); 4) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; 5) копия лицевого счета или выписка из домовой книги по месту жительства гражданина; 6) технический паспорт жилого помещения (в случае назначения меры социальной поддержки на оплату электроснабжения); 7) технический паспорт жилого помещения, справка органа местного самоуправления об использовании печного отопления (в случае назначения меры социальной поддержки на приобретение и доставку твердого топлива); 8) документы, подтверждающие оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов за месяц, предшествующий месяцу обращения гражданина (в случае отсутствия сведений в филиале учреждения); 9) договоры на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов, заключенных с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги (при наличии). В случае если в соответствии с законодательством меры социальной поддержки распространяются на членов семьи гражданина, совместно с ним проживающих, дополнительно представляются: 1) документ, подтверждающий состав семьи; 2) документы, подтверждающие нетрудоспособность членов семьи гражданина (в случае если совместно проживающие с гражданином члены его семьи являются нетрудоспособными и находятся на полном содержании гражданина или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию). Состав семьи гражданина определяется в соответствии с законодательством.
Согласно Перечню категорий граждан в Омской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов в соответствии с федеральным и областным законодательством, к ним относятся, в том числе, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах"; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы из числа лиц, указанных в пунктах 1-3, 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст.9 Порядка размер мер социальной поддержки определяется в соответствии с законодательством. Расчет денежного эквивалента скидки осуществляется на основании последних сведений, поступивших от гражданина или организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, о начисленных гражданину платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, а также услуги по вывозу бытовых и других отходов в соответствующем месяце.
В случае несоответствия фактических расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов, рассчитанных в соответствии с имеющейся у него мерой социальной поддержки, размеру предоставленной меры социальной поддержки филиалом учреждения производится перерасчет.
Перерасчет производится на основании сведений, полученных от организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, а при их отсутствии - заявления гражданина и документов, подтверждающих фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов за соответствующий период времени.
Перерасчет размера мер социальной поддержки производится филиалом учреждения не позднее 30 календарных дней со дня получения сведений от организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, или заявления гражданина и документов, подтверждающих фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов за соответствующий период времени.
В случае превышения размера фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов над размером предоставленной меры социальной поддержки недостающая сумма перечисляется гражданину на банковский счет либо предоставляется через организации почтовой связи.
Статьей 12 Порядка предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются гражданину за период с даты возникновения права на получение мер социальной поддержки до месяца, предшествовавшего месяцу обращения за назначением мер социальной поддержки, при условии представления документов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов за указанный период.
Меры социальной поддержки не могут быть назначены ранее возникновения права гражданина на получение мер социальной поддержки.
Ранее действовал порядок, установленный Постановлением Правительства Омской области от 14.12.2004 г. №89-п (л.д. 192-193).
Как установлено в судебном заседании, на основании справки МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена 2 группа инвалидности в связи с увечьем, полученным им при исполнении обязанностей военнослужащего в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д.4), и выдано удостоверение серии № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающего право на льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.5).
Министерством труда и социального развития Омской области ФИО1 выдано удостоверение серии №, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждающее право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д. 5).
Согласно копии лицевого счета на в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: Е.- собственник 1/3 доли, Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., собственник 1/3 доли (внучка), Н. (дочь собственника), ФИО1 (л.д. 87).
ФИО1 зарегистрирован в с 09.01.2002 г. Членами его семьи являются дочь - Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Н. -жена (л.д.86-87).
Согласно представленного в материалы дела договора управления многоквартирным домом от 01.08.2009 г., заключенного между собственниками жилых помещений и ООО «Коммунсервис», на основании решения собственников жилых помещений ООО «Коммунсервис» принимает полномочия управляющей компании на указанном жилом доме, в том числе, выполняет услуги по надлежащему содержанию и ремонту помещений в доме (п.2.1.2), обеспечению коммунальными услугами (2.1.1), начисление, сбор и перерасчет платежей для собственников за содержание общего имущества и коммунальные услуги (п.2.1.5), ведение бухгалтерской, статистической, и иной документации (п.2.1.13) (л.д.69-75).
Истцом были представлены доказательства, подтверждающие факт своевременного обращения к ООО «Коммунсервис» с документами, подтверждающими наличие у него льготы «инвалид ВОВ» и заявление именно о данной льготе ответчику.
Так, из показаний свидетеля Н. следует, что ФИО1 имеет удостоверение «инвалида вследствие аварии ЧАЭС», с 2007 г. ему выдано удостоверение, дающее право на льготы, предоставленные инвалидам ВОВ. Поскольку по данной льготе предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг и на нее с дочерью как членов семьи «инвалида ВОВ», данное удостоверение, начиная с 2007 года, было предъявлено в жилищно-коммунальные службы, получали льготы на истца и членов его семьи. С приходом ООО «Коммунсервис» в качестве управляющей компании на их доме, они с истцом пришли в бухгалтерию ответчика для представления удостоверения «инвалида ВОВ», однако, сотрудница ООО «Коммунсервис», сняв ксерокопию с удостоверения, сказала, что все документы по льготам ФИО1 у них имеются, при этом никакого заявления истцу не было предложено написать. Однако, начиная с января 2010 года, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на них как членов семьи инвалида ВОВ не предоставляются, при обращении мужа за разъяснениями в бухгалтерию ООО «Коммунсервис» ему было указано, что сведений о наличии у него льготы как «инвалида ВОВ» не имеется, предложили с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки именно по данной льготе обращаться в Ленинский филиал Центра жилищных субсидий (л.д.113-115).
Показания указанного свидетеля совпадают с показаниями ФИО1, а также подтверждаются представленными в материалы дела представителем ООО «Коммунсервис» документов, имеющихся у него по льготам ФИО1, в частности, представлены ксерокопии удостоверений «инвалида вследствие аварии на ЧАЭС» и инвалида второй группы, имеющего право на льготы инвалидов ВОВ (л.д.78-79), при том, что, как указал истец и подтвердил в судебном заседании свидетель, предоставлялось ответчику удостоверение инвалида второй группы, имеющего право на льготы инвалидов ВОВ.
При этом, как пояснила свидетель Г., она работает бухгалтером в ООО «Коммунсервис» с середины декабря 2009 г., сведения о льготах ФИО1 были переданы в электронном виде и в базе данных истец числился как участник ЧАЭС. Подтвердила, что в имеющихся в бухгалтерии документах находилась копия удостоверения ФИО1 инвалида второй группы, имеющего право на льготы инвалидов ВОВ. В соответствии с Постановлением Правительства №229-п ФИО1 должен был сам обратиться в отдел жилищных субсидий с заявлением о предоставлении ему льгот по данному удостоверению, лично она не могла производить какие-либо изменения в категории его льготы. Сведения о категориях льготников, предоставляемых ООО «Коммунсервис» жилищно-коммунальных услугах в конце декабря 2009 г. в электронном виде подавались ею в Центр жилищных субсидий. ФИО1 был указан как участник ЧАЭС. Позже, в марте 2010 г. ею была проведена сверка по льготе истца, и в квитанциях его льгота стала указываться как «инвалид ЧАЭС» согласно сведений Центра жилищных субсидий (л.д.115-117оборот).
В такой ситуации суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтвержден факт своевременного предоставления ООО «Коммунсервис» ФИО1 в соответствии с ранее действовавшим Порядком предоставления мер социальной поддержки в Омской области отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 14 декабря 2004 г. № 89-п (далее -Порядок № 89-п), документов о наличии у него удостоверения инвалида второй группы, имеющего право на льготы инвалидов ВОВ, и то обстоятельство, что сотрудниками ответчика ООО «Коммунсервис» были использованы данные из электронной базы прежней управляющей компании в период с 01.08.2009 г. до 31.12.2009 г. как для начисления оплаты за содержание жилья в ежемесячных квитанциях, так и для предоставления сведениий о категории льгот для предоставления мер социальной поддержки в соответствии с вступившим в действие с 01.01.2010 г. Порядком предоставления мер социальной поддержки №229-п, имело негативные правовые последствия для истца в виде неполучения предусмотренной законом размера льготы по оплате коммунальных услуг.
Из представленного в дело Бюджетным учреждением Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» годового отчета за 2010 г. установлено, что ФИО1 в период с января по август 2010 год предоставлена льгота по оплате жилья и коммунальных услуг по льготной категории «инвалиды» (080) и по льготной категории «инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (092) всего на сумму 2706,06 руб. (л.д.204-205).
Согласно представленных истцом в дело квитанций ООО «Коммунсервис» по оплате содержания жилья и за водоотведение за период с января по апрель 2010 года указана категория льготы как «участник ликвидации аварии на ЧАЭС» (квитанции об оплате коммунальных услуг - л.д. 22-23, 32-32оборот). При этом, за апрель 2010 года ответчиком ООО «Коммунсервис» истцу направлены 2 квитанции, в одной из которых указана его льготная категория как «участник ЧАЭС», в другой - как «инвалид вследствие ЧАЭС» (л.д.33-34).
Вместе с тем, из квитанций на оплату за пользование электроэнергией за период с марта 2007 г. по июнь 2010 г., горячей водой и отоплением за период июня 2010 года следует, что количество проживающих в 4, льготников - 4, при этом льгота предоставлена по категории «Инвалиды ВОВ» (л.д. 30,181оборот), по оплате за пользование газом льгота по категории «Инвалид ВОВ» предоставлялась ФИО1 в период с 01.03.2007 г. по 31.03.2009 г. (справка ОАО «Омскгоргаз»-л.д. 174).
Из квитанций по оплате за обслуживание жилья в 2008 и 2009 годах Обществу с ограниченной ответственностью следует, что количество проживающих в 4, льготников - 4, при этом льгота предоставлена как по категории «Участники ЧАЭС», так и по категории «Инвалиды ЧАЭС» (л.д. 35).
Из пояснений представителя Министерства труда и социального развития Омской области ФИО3 следует, что ФИО1, Министерством предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в период 2009 г. по следующим категориям: по услуге "Содержание жилья": за период с января по март 2009 года - по категории "Инвалид"; за период с апреля по декабрь 2009 года - по категории "Участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС"; по услугам "Отопление центральное", "Горячая вода", "Электроэнергия" за 2009 год - по категории "Инвалид ВОВ"; по услугам "Холодная вода", "Газ" за 2009 год - по категории "Инвалид" (л.д. 223-229).
Таким образом, суд полагает, что ФИО1 необоснованно было отказано в предоставлении льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг в размере 50%-ной скидки на всех членов его семьи, и полагает исковые требования, заявленные ФИО1, подлежащими удовлетворению в части, считает возможным обязать Бюджетное учреждение Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» внести изменения в льготную категорию ФИО1 с 01.01.2010 года с «инвалида Чернобыльской АЭС» на «инвалида Великой Отечественной войны» и произвести перерасчет скидок по оплате коммунальных платежей с 50%-ной скидкой ФИО1 на всех членов его семьи с 01.01.2010 года; обязать Министерство труда и социального развития Омской области произвести перерасчет скидок по оплате коммунальных платежей с 50%-ной скидкой ФИО1 на всех членов его семьи с 01.08.2009 года по 31.12.2009 года.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Рассматривая заявленное ФИО1 требование о взыскании компенсации морального вреда, суд считает возможным удовлетворить его частично, поскольку установлено, что права ФИО1 как потребителя были нарушены, истец был вынужден в послеоперационный период (л.д.100-104) обращаться в ООО «Коммунсервис» за восстановлением нарушенных его прав, испытывая физические и нравственные страдания от создавшейся вследствие непредставления данным ответчиком полной информации о льготах ФИО1 ситуации, препятствовавшей ему и членам его семьи своевременно получить предусмотренные законодательством о инвалидах ВОВ меры социальной поддержки.
Ссылка ответчиков на то обстоятельство, что истец сам не обратился в Центр жилищных субсидий с заявлением о предоставлении ему льготы «инвалид ВОВ», является несостоятельной, поскольку на ответчиках как на участниках трехстороннего Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, лежала безусловная обязанность своевременно и полно предоставлять достоверную информацию о гражданах, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, о размере денежных эквивалентов, в случае несоответствия данных в ранее предоставленных отчетах, устранять выявленные несоответствия с внесением необходимых изменений в отчеты (л.д. 18-21), чего ими сделано не было.
При этом, суд, исходя из фактических данных, установленных из пояснений сторон и материалов дела, считает возможным взыскать в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда с Бюджетного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» и Министерства труда и социального развития Омской области по 500 рублей с каждого, с ООО «Коммунсервис» - 1000 рублей.
Сумму 20000 руб., заявленную истцом, суд находит необоснованно завышенной.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, подлежит взысканию в доход бюджета г. Омска государственная пошлина исходя из требований неимущественного характера, в том числе, и требования о компенсации морального вреда: с Министерства труда и социального развития Омской области - 200 рублей; с Бюджетного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» 500 рублей; с ООО «Коммунсервис» -100 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Бюджетное учреждение Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» внести изменения в льготную категорию ФИО1 с 01.01.2010 года с «инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» на «инвалида Великой Отечественной войны».
Обязать Бюджетное учреждение Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» произвести перерасчет скидок по оплате коммунальных платежей с 50%-ной скидкой ФИО1 на всех членов его семьи с 01.01.2010 года.
Обязать Министерство труда и социального развития Омской области произвести перерасчет скидок по оплате коммунальных платежей с 50%-ной скидкой ФИО1 на всех членов его семьи с 01.08.2009 года по 31.12.2009 года.
Взыскать в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда с Бюджетного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» и Министерства труда и социального развития Омской области по 500 рублей с каждого, с ООО «Коммунсервис» - 1 000 рублей.
В остальной части иска отказать за необоснованностью.
Взыскать с Министерства труда и социального развития Омской области госпошлину в доход бюджета г. Омска в сумме 200 рублей.
Взыскать с Бюджетного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот», госпошлину в доход бюджета г. Омска в сумме 500 рублей.
Взыскать с ООО «Коммунсервис» госпошлину в доход бюджета г. Омска в сумме 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья О.В. Белоус