ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2898 от 13.12.2011 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Ухтинский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ухтинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2898/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе судьи Найдиной Г.В.,

при секретаре Ивановой А.А.,

рассмотрев 13 декабря 2011 года в г. Ухте в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте о признании действий МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта» незаконными, о прекращении незаконных действий и об обязании довести решение суда до сведения потребителей,

установил:

Начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в г.Ухте обратился в суд с иском к МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта» о признании незаконными действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей, выразившихся в нарушении прав потребителей, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учёта, в части непроведения перерасчётов при оказании услуг по холодному водоснабжению с перерывами, превышающими установленную продолжительность; обязании ответчика прекратить указанные незаконные действия и обязании ответчика при удовлетворении требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Ухте довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом решение суда до сведения потребителей.

В обоснование заявленных требований указано следующее. В период с  г. по  г. по распоряжениям   работниками отдела была проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Ухтаводоканал», было установлено нарушение прав потребителей, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учёта, в части непроведения перерасчётов при оказании услуг по холодному водоснабжению с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В соответствии с п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. В соответствии с приложением № 1 Правил: требования к качеству коммунальных услуг - бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года; допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества: за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с п.61 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п.10 Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг. Пункт 10 Правил гласит: при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями. Пунктом 49 Правил предусмотрено информирование потребителей о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва. Перерасчёт платы при аварийных отключениях холодного водоснабжения свыше 4 часов производится МУ «У.» (далее МУ «У.») в соответствии с договором на основании информации, предоставляемой МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта». Фактически МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта» представляется информация для перерасчета только в отношении потребителей, жилье которых не оборудовано индивидуальными приборами учета. В ходе проверки выявлено, что  г. перерасчёт оплаты за коммунальные услуги холодное водоснабжение и отвод холодной воды, которые предоставлялись в  г. с перерывами, превышающими установленную продолжительность в связи с аварийными отключениями холодного водоснабжения свыше 4 часов, не проведён потребителям по определенным адресам.

Таким образом, в нарушение требований приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г., при предоставлении коммунальных услуг потребителям МУП «Ухтаводоканал» нарушает права потребителей, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учёта, в части не проведения перерасчётов при оказании услуг по холодному водоснабжению с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а именно не проводится снижение размера ежемесячной платы на 0,15 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды. Указанные действия являются незаконными, их следует прекратить и обязать ответчика довести решение суда до сведения потребителей.

В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО1, ФИО2, ФИО3 поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 согласился с обоснованностью заявленных требований, вместе с тем, просил учесть, что в настоящее время МУП «Ухтаводоканал» не применяет к жилым помещениям, оборудованным индивидуальными приборами учета, расчет размера оплаты за холодное водоснабжение, предусмотренный п.п.А п.23 названных Правил, который приведет к увеличению оплаты холодного водоснабжения для граждан. В связи с этим, полагал несправедливым требовать от ответчика производить перерасчет оплаты в случае перерыва водоснабжения свыше установленных норм и просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании распоряжений начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в г.Ухте   работниками отдела была проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта», было установлено нарушение прав потребителей, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учёта, в части непроведения перерасчётов при оказании услуг по холодному водоснабжению с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006, регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Коммунальные услуги надлежащего качества – коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В соответствии с п.5 Правил, обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.

В соответствии с п.49 Правил, исполнитель обязан:

- предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах;

- производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность;

- информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.

Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приводятся в приложении N1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.

В соответствии с приложением № 1 Правил:

- требования к качеству коммунальных услуг - бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года;

- допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа;

- порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества: за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с п.61 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг. Пункт 10 Правил гласит: при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.

Пунктом 49 Правил предусмотрено информирование потребителей о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.

Перерасчёт платы при аварийных отключениях холодного водоснабжения свыше 4 часов производится МУ «У.» в соответствии с действующим договором   на оказание услуг по начислению оплаты за коммунальные услуги и ведению аналитического учёта   на основании информации, предоставляемой МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта». Фактически МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта» представляется информация для перерасчета только в отношении потребителей, жилье которых не оборудовано индивидуальными приборами учета.

В ходе проверки установлено, что  г. перерасчёт оплаты за коммунальные услуги холодное водоснабжение и отвод холодной воды, которые предоставлялись  г. с перерывами, превышающими установленную продолжительность в связи с аварийными отключениями холодного водоснабжения свыше 4 часов, не проведён потребителям по определенным адресам.

Таким образом, в нарушение требований приложения N1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. при предоставлении коммунальных услуг потребителям МУП «Ухтаводоканал» нарушает права потребителей, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учёта, в части не проведения перерасчётов при оказании услуг по холодному водоснабжению с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а именно не проводится снижение размера ежемесячной платы на 0,15 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды.

Согласно Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, утвержденного Приказом Роспотребнадзора № 269 от 16.08.2006, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно Положения о территориальных отделах Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, утвержденного Приказом №100 от 30.10.2006 (с изменениями в Положение о территориальном отделе Управления Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте, утвержденного Приказом Управления №170 от 09.06.2009) территориальные отделы имеют полномочия по обращению в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

В силу ч.1,2 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

С учетом изложенного, суд полагает исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта» в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в нарушении прав потребителей, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учёта, в части непроведения перерасчётов при оказании услуг по холодному водоснабжению с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Обязать МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта» прекратить незаконные действия при проведении перерасчётов при оказании услуг по холодному водоснабжению с перерывами, превышающими установленную продолжительность в отношении неопределённого круга потребителей, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учёта.

Обязать МУП «Ухтаводоканал» МОГО «Ухта» в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть 19.12.2011г.

Судья Найдина Г.В.