ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2898/2014 от 14.07.2014 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

 Дело № 2-2898/2014 года

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 14 июля 2014 года г. Челябинск                    

 Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе:

 председательствующего: Панфиловой Н.В.

 при секретаре: Мещеряковой А.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Калининского района г. Челябинска, Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска о признании права на внеочередное обеспечение жильем,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Калининского района г. Челябинска о признании за ним права на внеочередное обеспечение жилым помещением, как лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании Администрации Калининского района г. Челябинска произвести постановку ФИО1 на учет на внеочередное получение жилья, как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что зарегистрирован по месту пребывания в (адрес) с (дата) г. В связи с тем, что он является сиротой и не имеет жилья на праве собственности, для целей постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, он обратился в УСЗН администрации Калининского района г. Челябинска с заявлением. Письмом от (дата) за № истцу было указано, что на момент обращения ему исполнилось 37 лет, и он имеет право на обращение в судебные инстанции с требованием о признании права на внеочередное обеспечение жильем. Предоставление благоустроенного жилого помещения необходимо истцу, так как он не имеет жилья на праве социального, коммерческого или иного найма жилого помещения, не имеет жилья на праве собственности, не имеет постоянной регистрации, а, следовательно, у него возникают сложности при приеме на работу. Право истца на однократное предоставление жилого помещения не использовано.

 Судом к участию в деле качестве соответчика привлечено Управление социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска

 Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя.

 Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика Администрации Калининского района г. Челябинска – ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.

 Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска – ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.

 Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

 При разрешении спора по существу судом установлены и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами следующие обстоятельства.

 ФИО1, (дата) года рождения, относился к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Согласно ответу Челябинского областного адресного бюро УВД г. Челябинска от (дата) отец истца ФИО6 зарегистрированным не значится.

 Мать истца ФИО7 отказалась от сына ФИО1 в Уйском роддоме (дата) Ребенок был передан на воспитание в Троицкий дом ребенка.

 В период с (дата) истец находился в Троицком доме ребенка в связи с тем, что мать отказалась от него, сведений об отце не было. По исполнении трех лет было принято решение о переводе ФИО1 в детский дом на полное государственное обеспечение.

 С (дата) по (дата) истец являлся воспитанником МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа» № (адрес) и находился на полном государственном обеспечении. Выбыл в школу-интернат № (адрес) на основании приказа о выбытии № от (дата) г.

 С (дата) по (дата) истец являлся воспитанником Миасской школы-интернат № и находился на полном государственном обеспечении. Выбыл в школу-интернат № г. Челябинска.

 С (дата) по (дата) истец являлся воспитанником специальной школы-интерната № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с задержкой психического развития и находился на полном государственном обеспечении. Выбыл в школу-интернат № (адрес).

 С (дата) по (дата) истец являлся воспитанником МОУ специальной (коррекционной) школы-интерната № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Челябинска и находился на полном государственном обеспечении. Отчислен (дата) приказом № (п. 5) в связи с окончанием школы и устройством на работу.

 Указанные обстоятельства подтверждаются справками МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VIII вида № (адрес) от (дата) №, от (дата) №, отказным заявлением ФИО7 от (дата) г., решением Исполнительного комитета Троицкого городского совета народных депутатов от (дата) № п. 8, справкой МКОУ «Детский дом-школа» № (адрес) от (дата) №, справкой МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья» от (дата) № справкой об изменении статуса учреждения, справкой МБОУ школа-интернат № от (дата) №

 В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма определен ст. 52 ЖК РФ, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона РФ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

 В связи с приведенными изменениями было изменено содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен п. 2 ч. 2, ранее предусматривающий предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

 В силу положений ст. 4 Федерального закона РФ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Закон вступил в силу с 01.01.2013 г.

 Действие положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ в новой редакции приведенного закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 Статьей 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ определены понятия «детей-сирот» и «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности, детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

 При этом жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

 До достижения возраста 23-х лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ).

 Представитель истца ФИО2 в судебном заседании пояснила, что ФИО1, будучи ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в школе-интернате и завершении обучения, где он находился на полном государственном обеспечении, не был в установленном законом порядке обеспечен жилым помещением.

 При этом как установлено судом и представителем истца не оспаривалось, с заявлением о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения до достижения возраста 23 лет он не обращался, поскольку не имел постоянной прописки.

 Впервые ФИО1 обратился в Администрацию Ленинского района г. Челябинска (дата) с заявлением о постановке на учет для внеочередного получения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т о есть. в возрасте 31 года.

 Письмом № от (дата) Администрацией Ленинского района г. Челябинска ФИО1 было отказано в постановке на учет для внеочередного предоставления жилья, как не использовавшего свое право по достижении 23 лет.

 Данные обстоятельства установлены решением Ленинского районного суда г. Челябинска от (дата) г., а согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.   

 Указанным решением суда ФИО1 отказано в удовлетворении требований к Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании отказа Главы Администрации Ленинского района г. Челябинска № от (дата) о постановке на учет для внеочередного получения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным и обязании Главы Администрации Ленинского района г. Челябинска поставить ФИО1 на учет для внеочередного получения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Кроме того, в обоснование своих требований представитель истца ссылалась на то, что ФИО1 был осужден к лишению свободы и отбывал наказание, в связи с чем, не имел возможности обратиться с заявлением о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения до достижения возраста 23 лет.

 ФИО1 был осужден:

 - (дата) по приговору Калининского районного суда г. Челябинска к ***, освобожден по амнистии;

 - (дата) по приговору Карабашского суда Челябинской области к *** начало срока с (дата) года, освобожден из № (адрес) по отбытии срока наказания (дата) г.;

 - (дата) по приговору Ленинского районного суда г. Челябинска к ***, начало срока с (дата) года, освобожден из № (адрес) по отбытии срока наказания (дата) г;

 - (дата) по приговору Центрального районного суда г. Челябинска к ***, начало срока (дата) года, освобожден из № (адрес) по отбытии срока наказания (дата) г.

 Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области от (дата) г., решением Ленинского районного суда г. Челябинска от (дата) г., справкой ФГУ ИК-№ ГУФСИН России по Челябинской области от (дата) № №

 Однако указанное обстоятельство не может быть принято судом во внимание, так как истец был осужден не один раз, а неоднократно, и находился в местах лишения свободы с перерывами.

 На обращение ФИО1 в Управление социального развития администрации г. Челябинска последним был дан ответ (дата) за № со ссылкой на утрату права обеспечения жильем как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу превышения установленного возрастного предела (23 лет) с разъяснением возможности оформления регистрации по месту жительства в муниципальном учреждении социального обслуживания граждан без определенного места жительства.

 На обращение ФИО1 в Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации (адрес) последним был дан ответ (дата) за № об отсутствии сведений о включении ФИО1 в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем по договору социального найма, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 На обращение ФИО1 в Управление жилищной политики администрации г. Челябинска последним был дан ответ (дата) за № со ссылкой на отсутствие у заявителя права на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с превышением возраста 23 лет с разъяснением действующего порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, и порядка принятия данной категории граждан на учет.

 На обращение ФИО1 в Управление жилищной политики администрации г. Челябинска последним был дан ответ (дата) за № со ссылкой на отсутствие законных оснований для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье.

 В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

 При изложенных обстоятельствах истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.

 По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

 В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

 В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

 В материалы дела представлено заявление истца в Управление социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска о принятии его на учет с целью предоставления жилья от (дата) г., при этом на указанную дату ФИО1 достиг возраста 37 лет.

 На указанное обращение истца Управлением социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска письмом от (дата) № было рекомендовано в связи с достижением им возраста 37 лет обратиться в суд с заявлением о признании права на внеочередное обеспечение жильем.

 Согласно ответу Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска на запрос суда от (дата) № ФИО1 по вопросу получения жилья не обращался.

 Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает меры государственной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, учтенных в качестве нуждающихся в жилом помещении, до достижения ими 23 лет.

 Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

 Таким образом, достижение 23-летнего возраста лицами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставленными на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права на внеочередное обеспечение жильем.

 ФИО1 на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения возраста 23 лет не состоял и за реализацией права, гарантированного законом, в адрес ответчиков не обращался. Таким образом, утратил свое право на получение жилого помещения.

 Каких-либо доказательств об обращении ФИО1, (дата) года рождения, до достижения им возраста 23 лет в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию, материалы дела не содержат.

 Законом императивно установлено, что по достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке утрачивается.

 При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании права на внеочередное обеспечение жильем.

 Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Калининского района г. Челябинска, Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска о признании права на внеочередное обеспечение жильем отказать.

 Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска.

 Председательствующий: Н.В. Панфилова