ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2899/18 от 06.02.2019 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2019 года Волгоград

Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:

председательствующего судьи Дрогалевой С.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета строительства Волгоградской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

Комитет строительства Волгоградской области обратился с иском к УФССП России по Волгоградской области, в обоснование требований указал, что решением Ворошиловского районного суда Волгограда, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на Комитет строительства Волгоградской области возложена обязанность обеспечить ФИО3 благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа город – герой Волгоград для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП с указанием на необходимость исполнения решения суда в 5-дневный срок с момента получения постановления. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области вынесено постановление о взыскании с комитета исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Указывает, что исполнить судебное решение в 5-дневный срок не представлялось возможным, по не зависящим от комитета обстоятельствам, поскольку свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области на территории Волгоградской области отсутствуют. Кроме того, полагает, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. А также считает необходимым учитывать тот факт, что комитет в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничено как бюджетным финансированием, так и установленной Порядком административной процедурой. В целях исполнения решения Ворошиловского районного суда г. Волгограда по делу . ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «УКС» объявлен электронный аукцион на выполнение комплекса работ по строительству жилого <адрес> кв. ДД.ММ.ГГГГ по пер. Удмуртский в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении областной единой комиссией по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков <адрес> единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме по результатам проведенного аукциона был заключен государственный контракт на выполнение комплекса работ по строительству жилого <адрес><адрес><адрес><адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Волгограда выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного жилого <адрес> кв. ДД.ММ.ГГГГ по <адрес><адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской облаете зарегистрировано право собственности <адрес> на приобретенное жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ приказом, комитета вышеуказанное жилое помещение принято в казну <адрес>. Приказом комитета от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение передано в оперативное управление ГКУ «УКС». ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за ГКУ «УКС» зарегистрировано право оперативного управления жилым помещением. <адрес> приказом комитета -ОД жилое помещение отнесено к жилым помещениям специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГФИО3 предложено жилое помещение специализированного жилищного фонда Волгоградской области, расположенное но адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. Рассмотрев предложение комитета о предоставлении жилого помещения, ФИО3 уведомила комитет о своем согласии. ДД.ММ.ГГГГ издан приказ комитета «О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма» в отношении ФИО3ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «УКС» и ФИО3 заключен договор найма жилого помещения и подписан акт приема-передачи жилого помещения, т.е. комитетом все обязательства перед ФИО3 были исполнены в полном объеме, о чем было доведено до сведения судебного пристава-исполнителя. В связи с чем, с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца комитета строительства по Волгоградской области, действующий на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений, поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика УФССП по Волгоградской области, третье лицо судебный пристав-исполнитель МО СП по ОИП УФССП по Волгоградской области ФИО5, в судебное заседание не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены, причины неявки суду не сообщили.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона).

Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной нормы установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Как разъяснено в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» РФ в целом признал не противоречащей Конституции РФ возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Также Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении разъяснил, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ на Комитет строительства Волгоградской области возложена обязанность обеспечить ФИО3 благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа город – герой Волгоград для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании данного решения взыскателю выдан исполнительный лист , который предъявлен в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области возбуждено исполнительное производство с предметом исполнения: обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования город-герой Волгоград для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.

В указанном постановлении должнику предлагалось добровольно исполнить требование исполнительного документа в пятидневный срок. При этом было разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Данное постановление получено стороной истца, однако в установленный срок не исполнено, что не оспаривалось стороной истца в судебном заседании.

Во исполнение решения Ворошиловского районного суда Волгограда по делу , комитетом проведены следующие действия.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «УКС» объявлен электронный аукцион на выполнение комплекса работ по строительству жилого <адрес> кв. ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола . от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении областной единой комиссией по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков <адрес> единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме по результатам проведенного аукциона был заключен государственный контракт на выполнение комплекса работ по строительству жилого <адрес><адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Волгограда выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного жилого <адрес> кв. ДД.ММ.ГГГГ по пер. Удмуртский ь <адрес>-ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской облаете зарегистрировано право собственности <адрес> на приобретенное жилое помещение расположенное по адресу: <адрес><адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ приказом, комитета -ОД вышеуказанное жилое помещение принято в казну <адрес>.

Приказом комитета от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение передано в оперативное управление ГКУ «УКС».

ДД.ММ.ГГГГ в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за ГКУ «УКС» зарегистрировано право оперативного управления жилым помещением.

ДД.ММ.ГГГГ приказом комитета жилое помещение отнесено к жилым помещениям специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 предложено жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес>, расположенное но адресу: <адрес>, <адрес><адрес>.

Рассмотрев предложение комитета о предоставлении жилого помещения, ФИО3 уведомила комитет о своем согласии.

ДД.ММ.ГГГГ издан приказ комитета «О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма» в отношении ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «УКС» и ФИО3 заключен договор найма жилого помещения и подписан акт приема-передачи жилого помещения.

Таким образом, комитетом все обязательства перед ФИО3 исполнены в полном объеме.

Однако, в связи с неисполнением решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИП Управления ФССП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Комитета строительства взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.

При таких обстоятельствах, комитет строительства Волгоградской области проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая требуется в целях надлежащего исполнения, указанных в исполнительном документе требований, так же суд приходит к выводу, что задержка исполнения настоящего решения суда обусловлена не виновными действиями третьих лиц, и не бездействием комитета строительства Волгоградской области.

С учетом вышеупомянутой правовой позиции Конституционного Суда РФ, принимая во внимание наличие уважительных причин несвоевременного исполнения вступившего в законную силу судебного акта, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, позволяющих снизить в установленных законом пределах размер исполнительского сбора, взыскиваемого с должника по исполнительному производству на одну четверть, с 50 000 рублей до 37 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск комитета строительства Волгоградской области к УФССП по Волгоградской области об уменьшении размера исполнительского сбора – удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора в отношении Комитета строительства Волгоградской области по исполнительному производству с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда.

Справка: решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: С.В. Дрогалева