Дело № 2-289/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калтан 07 июня 2012 года,
Калтанский районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Подарилова В.И.,
с участием старшего помощника прокурора г.Осинники Кемеровской области
Гордеевой О.А.,
при секретаре Камзычаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению АЛА об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, заинтересованные лица: Совет народных депутатов Калтанского городского округа, Администрация Калтанского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
АЛА обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №278-МНА от 25.01.2011 года с момента его принятия.
Свое заявление обосновывает тем, что 22.11.2006 года было принято решение Калтанского городского совета народных депутатов №18 (№ 5-МНА) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг» в соответствии с п. 1 приложения 1 к данному постановлению был утвержден норматив потребления для всего жилого фонда города Калтана в размере 0,022 Гкал/кВ.м. Данное решение не было отменно, соответственно действует по сегодняшний день, таким образом, любой из собственников и нанимателей жилого помещения с централизованным отоплением, проживающий на территории Калтанского городского округа, вправе требовать начисления платы за отопление по вышеуказанному нормативу. После присоединения п. Малиновка и с. Сарбала к Калтанскому городскому округу 27.01.2011 г. в газете «Калтанский вестник» было опубликовано решение Калтанского городского совета народных депутатов №278-МНА от 09.02.2011 г. Пунктом 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению №278-МНА от 09.02.2011 ответчиком был установлен норматив потребления коммунальной услуги «отопление» 1 м кв. общей площади жилья - 0,0259 Гкал/м2. Данное решение принято единолично Калтанским городским Советом народных депутатов и подписано исполняющим обязанности (по состоянию на 2011 год) ГИФ Ответчик в преамбуле обжалуемого решения сослался на пункт 32 статьи 26 Устава муниципального образования «город Калтан» и в общем виде на 210-ФЗ, «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». ч.1 ст. 157 ЖК РФ говорит о том, что норматив потребления коммунальной услуги должен утверждаться непосредственно органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вышеуказанный норматив не утверждён соответствующим органом, соответственно не может быть применен. Таким образом, имеет место обстоятельство ущемляющее права потребителей коммунальной услуги «отопление», посредством утверждения и применения норматива потребления принятого в нарушении Жилищного Законодательства (ч.1 ст. 157 ЖК РФ), в результате чего потребители коммунальных услуг и бюджет несут дополнительные затраты, а ресурсоснабжающая организация тем самым извлекает прибыль. Фактически начисление платы ресурсоснабжающей организацией ООО «ТСК КЖ» за предоставление услуги «отопление» происходило по неутвержденному в установленном законом порядке нормативу, тем самым ответчик способствовал причинению убытков как собственникам и нанимателям помещений, так и бюджету.
В судебном заседании 04.06.2012 года АЛА обратилась с уточненным заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 3.1 и 3.2 приложения ... к решению Калтанского городского Совета народных депутатов ...-МНА от 25.01.2011 года с момента его принятия.
Свое уточненное заявление дополняет указанием на конкретные права заявительницы, которые были нарушены ответчиком принятием обжалуемого решения и нарушаются с даты принятия по настоящее время в связи с исполнением и применением данного решения. Так, в соответствии с ч.3. ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. То есть для жителей поселка Малиновка, включая заявительницу, с того момент как поселок стал частью муниципального образования Калтанский городской округ, подлежит обязательному исполнению нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления Калтанский городской округ. «Перенесение» нормативного правового акта Осинниковского городского округа озвученное Прокуратурой г.Осинники в официальном ответе, как неизвестное ни юридической технике, ни законодательству обоснование законности принятия ответчиком пунктов обжалуемого решения, не основано является противозаконным. Более того, оно может раскрывать лишь вопросы целесообразности, но само по себе не доказывает законности обоснованности обжалуемого решения, что прямо противоречит ст. 249 ГПК РФ. Т.е. ответчик обязанный доказывать обстоятельства, послужившие основанием для принятия обжалуемого нормативного правового акта, вместо доказывания предоставляет по существу не более чем историю с мотивами и датами принятия обжалуемого нормативного правового акта, ничем не подтверждая законность собственно принятия. Ссылка на применение нормативного правового акта г. Осинники на территории г.Калтан, как обоснование принятия нормативного правового акта г.Калтан, сама по себе противоречит указанной норме 131-ФЗ, кроме таковой не одного подтверждения законности ответчиком не предоставлено. Итак, обжалуемым актом нарушены следующие права заявительницы: личное право заявительницы на законное регулирование правоотношений с ее участием, на установление обязанности (оплачивать отопление в определенном нормативе) на основании закона (НПА) и в порядке, предусмотренном законом (НПА) в случае делегированного регулирования. Так, как было указано в заявлении, обжалуемые пункты приняты ответчиком за пределами его компетенции, т.е. правоотношения с участием заявительницы урегулированы органом за пределами его полномочий, иными словами на заявительницу обжалуемым решением возложены обязанности от лица органа за пределами его компетенции. Одного этого обстоятельства должно быть достаточно для признания недействительным обжалуемого решения (в части) в силу ч.1 ст. 157 ЖК РФ именно с даты его принятия, т.к. иное означало бы фактическое узаконивание беззакония в отношении заявительницы в период с момента принятия акта до его отмены. Причем беззакония предельно конкретного и имеющего денежное выражение, что будет изложено ниже. Есть и еще одно обстоятельство обуславливающее незаконность обжалуемых пунктов решения - по существу они были приняты в нарушение подпункта «д» пункта 5 и пункта 10 Правил №306, когда при различиях в конструктивных и технических параметрах в соответствии ответчик обязан был при установлении норматива учитывать следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Фактически же был установлен единый норматив с игнорированием указанных различий. Причем хотя и возможные рассуждения ответчика в категориях «больше-меньше» «хуже-лучше» относительно заявительницы не имеют никакого отношения к существу заявленных требований и не меняют правовой природы принятия незаконного нормативного правового акта и ущемления вышеуказанного права заявительницы, в данном случае имеет место нарушение прав заявительницы и в этом контексте. Так, при отсутствии обжалуемых пунктов решения заявительница вносила бы квартплату с февраля 2011г. по настоящее время исходя из действующего в то время норматива на отопление для Калтанского городского округа (в котором нет изъятий типа кроме поселков) - 0,022Гкал/м2. Иными словами заявительница экономила бы на оплате отопления (0,0259-0,022)/0,0259= 15,1% в месяц, т.е. за прошедший период (февраль 2011 - июнь 2012) в силу обжалуемого решения на заявительницу незаконно была возложена обязанность переплаты за отопление в размере 16мес*15,1%=2,416 мес., т.е. переплата почти за 2,5 месяца начисления отопления.
Заявительница АЛА в судебном заседании поддержала свое уточненное заявление, просит признать недействующим пункт 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №278-МНА от 25.01.2011 года с момента его принятия, пояснила, что когда п. Малиновка был присоединен к г. Калтан, должны были установить нормативы как в г. Калтан, но был установлен норматив за отопление 0,0259 Гкал/м2 как в г. Осинники. В г. Калтан норматив за отопление установлен 0.022 Гкал/м2.
В судебном заседании представитель заявительницы АЛА- ФИО1, действующий на основании доверенности от 25.05.2012 года, в судебном заседании уточненное заявление ФИО2 поддержал, просит признать недействующим пункт 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №278-МНА от 25.01.2011 года с момента его принятия, пояснил, что ответчики, злоупотребляя правом пытаются ввести в заблуждение Суд, когда вопреки ст. 56 ГПК РФ незаконно отождествляют обоснованность норматива 0,0259 Гкал/м2 в момент принятия этого норматива для пос.Малиновка в составе г.Осинники с обоснованностью для пос. Малиновка в составе г.Калтан. Действительно, такой норматив, до тех пор пока не доказано иное, является законным на территории муниципального образования г.Осинники. Причем обоснованным, как результат некоего усреднения между несколькими поселками и городом, соответственно из обоснованности 0,0259 в среднем еще нужно доказать в соответствии со ст.56 ГПК РФ обоснованность для Малиновки отдельно при ее отделении. Таким образом, наличие действующего норматива для определенной территории (Малиновка) в составе одного муниципального образования (Осинники) не наделяет другое муниципальное образование (Калтан) правом продолжать применять этот норматив (причем юридически не норматив а акт «чужого» представительного органа местного самоуправления, т.е. за пределами его территориальной юрисдикции). Доказывать обратное, обязаны именно ответчики в силу ст. 249 ГПК, причем таких доказательств не представлено. Т.е. и Прокуратура и ответчики настаивают, что вопреки ч.З. ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правомерно применение акта органа МСУ другого муниципального образования, принятого, разумеется, для своей территории (даже без выделения поселков в акте).
Ответчики в обжалуемом решении фактически именно утвердили норматив для пос.Малиновка и сделали это после вступления в силу Правил №306, т.е. безотносительно к тому факту насколько такой норматив был обоснованным для Малиновки в составе другого муниципального образования, ответчики, обязаны были соблюсти требования подпункта «д» пункта 5 и пункта 10 Правил №306, т.е. учесть различия в конструктивных и технических параметрах при утверждении норматива, т.к. законодатель не устанавливал территориального критерия в их исчерпывающем перечне. Фактически применяя на территории города (в т.ч. в отношении заявительницы) акт соседнего муниципального образования ответчики обязаны были либо подтвердить законность таких действий, либо вновь обосновывать данный норматив, но уже не ссылаясь на «чужие» по юрисдикции НПА, а руководствуясь действующим на 25.01.11 законодательством РФ, включая Правила №306.
Ответчики в объяснениях пытаются объяснением причин и мотивов увести внимание суда от главного факта: 25.01.11 года ими был утвержден норматив теплоснабжения. Вне зависимости от его обоснованности для Осинников своими действиями (утверждение норматива в составе платы) ответчики фактически подтвердили, что для применения якобы обоснованного Осинниковского норматива к Малиновке в составе Калтана, этот норматив необходимо было «упомянуть» в решении. Однако юридически данное «упоминание» тождественно утверждению, т.к. единственно лишь обжалуемыми пунктами решения на заявительницу и возлагается соответствующая обязанность - платить по 0,0259Гкал/м2. Без такого «упоминания» заявительница в силу ч.З. ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» оплачивала бы по 0,022Гкал/м2. Причем в данном случае в силу ч.1. ст. 157 ЖК РФ ответчики вообще не вправе были даже обсуждать обоснованность-необоснованность Осинниковского норматива для Калтана, не вправе были готовить законопроект с нормативом, ранее не применявшимся на территории г.Калтан, т.к. все законотворческая деятельность по нормативам в то время уже стала исключительной компетенцией органа государственной власти субъекта РФ. Соответственно любые аргументы обоснованности принятого норматива не меняют правовой сути действия ответчиков за пределами своей компетенции и юрисдикции, а напротив, лишь подчеркивают ее.
Для информации приобщают расчет аккредитованной организации в области энергоаудита о том, каким должен быть норматив теплоснабжения для МКД заявительницы при фактических параметрах без «усреднения». Данный расчет полностью опровергает какую-либо ничем не доказанную экономическую обоснованность норматива 0,0259 Гкал/м2, т.к. по расчету это даже не 0,022Гкал/м2, а от 0.01524Гкал/м2 до 0,01697Гкал/м2. С учетом вышеизложенного в соответствии со ст. 251, 253 ГПК РФ просит признать недействующим пункт 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского совета народных депутатов №278-МНА от 25.01.2011 именно с момента его принятия, т.к. в данном случае нарушены и конкретные имущественные права заявительницы и отмена с момента вступления в силу решения суда узаконивала бы в отношении нее незаконно завышено начисление. Более того, в отличие от иска об обжаловании норматива 0,022Гкал/м2 отмена с момента принятияв принципе не может создавать никакой даже потенциальной правовой неопределенности, т.к. в указный период действующим будет считаться норматив 0,022Гкал/м2. Напротив, признание недействительным с момента вступления в силу означало бы законность действия НПА г.Осинники на территории г.Калтан, а отказ от удовлетворения требований вообще вступал бы в противоречие с ранее принятым решением об отмене норматива 0,022Гкал/м2, т.к. в случае вступления в силу указанного решения на территории единого муниципального образования возник бы откровенно абсурдный казус: отмена утвержденного Калтанским органом норматива, но сохранение - Осинниковским.
В судебном заседании представитель заявительницы АЛА- ФИО3, действующий на основании доверенности от 14.05.2012 года, в судебном заседании уточненное заявление ФИО2 поддержал, просит признать недействующим пункт 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №278-МНА от 25.01.2011 года с момента его принятия, пояснил, что данный норматив был принят незаконно без учета Правил №306.
В судебном заседании представитель заявительницы ФИО2- ФИО4, действующий на основании доверенности от 14.05.2012 года, в судебном заседании уточненное заявление АЛА поддержал, просит признать недействующим пункт 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №278-МНА от 25.01.2011 года с момента его принятия, пояснил, что Совет народных депутатов Калтанского городского округа и Глава города не имели права разделять жителей города по нормативам оплаты.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Калтанского городского округа Парфенов В.Н., действующий на основании доверенности от 25.07.2011 года, возражал против удовлетворения уточненного заявления АЛА об оспаривании нормативного правового акта, в котором она просит признать недействующим пункт 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского совета народных депутатов №278-МНА от 25.01.2011 года с момента его принятия, пояснил, что Калтанский городской Совет народных депутатов не устанавливал норматив потребления по услугам отопления для жителей поселка Малиновка и села Сарбала в размере 0.0259 Гкал на 1кв.м. Эта цифра взята из приложения №6 к решению Осинниковского городского Совета народных депутатов от 22 декабря 2010 года №170-МНА «Об установлении платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги». С 13 августа 2010 года вступили в силу изменения, внесенные в часть 1 статью 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (федеральный закон №237-ФЗ от 27 июля 2010 года), согласно которых органы местного самоуправления лишились полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных услуг. Это стало прерогативой органов государственной власти субъекта Федерации. Однако сразу после вступления в силу указанных изменений на уровне Кемеровской области не была наработана методологическая база по установлению нормативов потребления коммунальных услуг. Если распространять на поселок Малиновка и село Сарбала норматив потребления на услуги отопления в размере 0.022 Гкал на 1кв.м., то получается, что Совет народных депутатов внес изменение в норматив 0.0259 Гкал на 1 кв. м. Это является недопустимым по причине отсутствия у органов местного самоуправления на январь 2011 года таких полномочий. Норматив 0.022 Гкал на 1 кв.м. для поселка Малиновка и села Сарбала является экономически необоснованным, что противоречит статье 3 федерального закона от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», так как не обеспечивал бы финансовые потребности ООО «Гортеплоэнерго» г. Осинники. Так как при расчете тарифа на тепловую энергию этой организации был взят норматив 0.0259 Гкал на 1кв.м., а не норматив 0.022 Гкал на 1кв.м. Норматив 0.0259 Гкал на 1кв. м является экономически обоснованным, что соответствует принципам статьи 4 Федерального закона №41-ФЗ от 14.04.1995 года о необходимости установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию. В сложившейся ситуации у органов местного самоуправления Калтанского городского округа при подготовке и принятии решения №278-МНА от 25 января 2011 года не было иного выхода, как использовать норматив 0.0259 Гкал на 1кв.м., так как он является экономически обоснованным. Таким образом, считают, что норматив теплоснабжения для нужд отопления в размере 0,0259 Гкал на 1 кв. м в месяц не ущемляет законные права и свободы заявительницы. Если будет отменен данный норматив права граждан не будут нарушены, будут нарушены права Совета народных депутатов и Администрации Калтанского городского округа. На момент принятия данного норматива у них уже не было полномочий, они и не принимали решение, они просто перенесли данный норматив с решения Осинниковского Совета народных депутатов. Данный норматив уже был рассчитан для п. Малиновка. Они его взяли, так как он уже был принят и рассчитан.
Представитель заинтересованного лица Администрации Калтанского городского округа Щуров В.И., действующий на основании доверенности от 12.03.2012 года, в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненного заявления АЛА об оспаривании нормативного правового акта, в котором она просит признать недействующим пункт 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №278-МНА от 25.01.2011 года с момента его принятия, пояснил, что после изменения границы г. Калтан путем присоединения п. Малиновка, с. Сарбала, для них было обязательным принятие норматива 0,0259 Гкал/м2, так как он был рассчитан именно для п. Малиновка и с. Сарбала. Они являлись правопреемниками г. Осинники. Данный норматив просто перенесли из решения Осинниковского Совета народных депутатов в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа. На тот момент у Калтанского городского Совета народных депутатов уже не было полномочий по расчету норматива, данный норматив просто утвердили. Норматив 0,022 Гкал/м2 был рассчитан для г. Калтан. Тепловые сети на тот момент в г. Калтан и п. Малиновка были одинаковые.
Старший помощник прокурора г.Осинники Кемеровской области Гордеева О.А. в судебном заседании полагала, что требования АЛА не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Законом Кемеровской области от 17.12.2004 № 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» (в редакции от 03.12.2010 №120-ОЗ) и Законом Кемеровской области от 27.12.2007 № 215-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области» (в редакции от 03.12.2010 № 120-ОЗ), кроме того, городу Калтан стали административно подчинены поселки Верх-Теш, Малиновка, Новый Пункт, село Сарбала. Калтанским городским Советом народных депутатов 25.01.2011 принято решение № 278-МНА «О приведении размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами». Согласно приложения № 3 данного решения для расчета размера платы граждан проживающих в центральной части г. Калтан, п. Малышев Лог, п. Постоянный, п. Шушталеп применяется норматив по отоплению 1 кв.м. общей площади в месяц в размере 0,022 Гкал, а для расчета размера платы граждан проживающих в п. Малиновка, с. Сарбала был указан норматив 0,0259 Гкал. Норматив по отоплению 1 кв.м. общей площади в месяц в размере 0,0259 Гкал для п. Малиновка, с. Сарбала был утвержден Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 22.09.2004 № 150 «Об оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции от 17.07.2008 № 150-МНА), в то время когда данные населенные пункты входили в состав муниципального образования - город Осинники. Таким образом, Калтанским городским Советом народных депутатов не утверждался новый норматив по отоплению 1 кв.м. общей площади в месяц в размере 0,0259 Гкал для п. Малиновка и с. Сарбала, данный норматив был утвержден Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 22.09.2004 № 150 «Об оплате жилья и коммунальных услуг». В связи с внесением изменений в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В связи с тем, что на момент принятия Калтанским городским Советом решения от 25.01.2011 оснований для утверждения норматива отопления для граждан, проживающих в п. Малиновка у органа местного самоуправления Калтанского городского округа не имелось, т.к. полномочия по утверждению норматива потребления коммунальных услуг перешли субъекту Российской Федерации. Однако субъектом Российской Федерации как на момент принятия вышеуказанного решения, так и до настоящего времени нормативы потребления коммунальных услуг для Калтанского городского округа не утверждены. В связи с чем, Калтанским городским советом был применен ранее утвержденный норматив 0,0259 Гкал. Кроме того, согласно п. 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006, изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:1. изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилой доме изменяется более чем на 5 процентов; 2. внесении изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления. Такое основание, как изменение границ муниципального образования не предусмотрено вышеуказанным пунктом 13 Правил, в соответствии с которым осуществляется изменения утвержденных и действующих нормативов потребления коммунальных услуг. На основании вышеизложенного требования АЛА о признании недействующим пункт 3.1 и 3.2 приложения № 3 к решению Калтанского городского совета народных депутатов № 278-МНА от 25.01.2011 с момента его принятия не подлежат удовлетворению.
Суд, заслушав заявителя и ее представителей, представителей заинтересованных лиц, старшего помощника прокурора г.Осинники Кемеровской области, изучив письменные материалы гражданского дела в их совокупности, считает, что в удовлетворении уточненного заявления АЛА следует отказать по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.7 ст. Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 153 ЖК РФ и ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, включающие в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (федеральный закон №237-ФЗ от 27 июля 2010 года), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Согласно п.11 указанных Правил №306, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 12 тех же Правил, изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
В соответствии с пунктом 13 Правил, изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права АЛА, АДВ, АВИ, принадлежит квартира, расположенная по адресу: ..., на праве общей совместной собственности (л.д.6).
Норматив по отоплению 1 кв.м. общей площади в месяц в размере 0,0259 Гкал для ... был утвержден Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 22.09.2004 № 150 «Об оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции от 17.07.2008 № 151-МНА), в то время, когда данные населенные пункты входили в состав муниципального образования - город Осинники (л.д. 54-71 л.д.72-76), указанные решения были официально опубликованы в газете «Время и жизнь».
В соответствии с Законом Кемеровской области от 17.12.2004 № 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» (в редакции от 03.12.2010 №120-ОЗ) и Законом Кемеровской области от 27.12.2007 № 215-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области» (в редакции от 03.12.2010 № 120-ОЗ, опубликован 07.12.2010 года), городу Калтан стали административно подчинены поселки Верх-Теш, Малиновка, Новый Пункт, село Сарбала, указанные обстоятельства так же подтверждаются Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.05.2011 года №358-р (л.д. 82-86).
Решением Осинниковкого городского Совета народных депутатов от 22.12.2010 года №170-МНА был установлен размер платы для населения за услуги по отоплению за 1кв.м. общей площади в месяц при нормативе потребления на 1 кв.м.- 0,0259 Гкал в пределах социальной нормы, указанное решение опубликовано в газете «Время и жизнь» 30.12.2010 года (л.д. 80-81).
Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года №5-МНА (ред. от 06.11.2007 года) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», принято городским Советом народных депутатов 22.11.2006 года №18, в пункте 1 Приложения 1 был установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по теплоснабжению по г.Калтан п.Постоянный в размере 0,022 Гкал в месяц (л.д. 78-79).
Калтанским городским Советом народных депутатов 25.01.2011 принято решение № 421 (278-МНА) «О приведении размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами». Согласно приложения № 3 данного решения для расчета размера платы граждан проживающих в центральной части г. Калтан, п. Малышев Лог, п. Постоянный, п. Шушталеп применяется норматив по отоплению 1 кв.м. общей площади в месяц в размере 0,022 Гкал, а для расчета размера платы граждан проживающих в п. Малиновка, с. Сарбала был указан норматив отопления в п.3.1 и п.3.2 - 0,0259 Гкал (л.д. 8-18). Указанное Решение опубликовано в газете «Калтанский вестник» 27.01.2011 года.
Согласно расчета ООО «Калтанский ТеплоЭнергоаудит» норматив теплоснабжения в месяц по адресу ... должен составлять 0,01697 Гкал/кв.м. (л.д. 45-47).
Истцом были предоставлены данные о метеоусловиях в г.Калтан с 15.09.2011 года по 15.05.2012 года (л.д. 48-52).
Таким образом, в суде достоверно установлено, что Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 25.01.2011 № 421 (278-МНА) «О приведении размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами», в приложении № 3 п.3.1 и 3.2 установлен норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для граждан, проживающих в п. Малиновка, с. Сарбала в размере 0,0259 Гкал/кв.м. в месяц. Решение принято Калтанским городским Советом народных депутатов в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.157 Жилищного кодекса, в редакции, действующей на момент принятия, Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 года, откуда следует, что решение издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в нем содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, и следует признать, что указанное решение является нормативным правовым актом. Решение было опубликовано в издании «Калтанский вестник».
Однако, как было достоверно установлено в суде Калтанским городским Советом народных депутатов не утверждался новый норматив по отоплению 1 кв.м. общей площади в месяц в размере 0,0259 Гкал для п. Малиновка и с. Сарбала, данный норматив был утвержден Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 22.09.2004 № 150 «Об оплате жилья и коммунальных услуг». В связи с внесением изменений в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На момент принятия Калтанским городским Советом народных депутатов решения от 25.01.2011 года оснований для утверждения норматива отопления для граждан, проживающих в п. Малиновка у органа местного самоуправления Калтанского городского округа не имелось, т.к. полномочия по утверждению нового норматива потребления коммунальных услуг перешли к субъекту Российской Федерации. Однако субъектом Российской Федерации как на момент принятии вышеуказанного решения, так и до настоящего времени нормативы потребления коммунальных услуг для Калтанского городского округа не утверждены. Калтанским городским Советом народных депутатов был применен ранее утвержденный норматив 0,0259 Гкал/кВ.м., то есть нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению для граждан Калтанским городскоим Советом народных депутатов не изменялись, а были применены действующие нормативы.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, действующие нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, определенные пунктами 3.1 и 3.2 приложения № 3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов № 278-МНА от 25.01.2011 с пунктом, установлены без нарушения федерального законодательства, в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ, в редакции действующей на момент принятия оспариваемого решения, и Правилами №306.
Из вышеизложенного следует, что требования АЛА о признании недействующими пунктов 3.1 и 3.2 приложения № 3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов № 278-МНА от 25.01.2011 с момента его принятия, не подлежат удовлетворению.
В данном случае суд не может согласиться с доводами заявителя АЛА в той части, что незаконность обжалуемых пунктов решения следует из того, что по существу они были приняты в нарушение подпункта «д» пункта 5 и пункта 10 Правил №306, когда при различиях в конструктивных и технических параметрах в соответствии ответчик обязан был при установлении норматива учитывать следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, фактически же был установлен единый норматив с игнорированием указанных различий, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления -решение Калтанского городского Совета народных депутатов от 25.01.2011 года, принят уже после введения изменений в Жилищный кодекс РФ ч.1 ст.157 ЖК РФ, согласно которым размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на момент же принятия Калтанским городским Советом народных депутатов Решения от 25.01.2011 года оснований для утверждения нового норматива отопления для граждан, проживающих в п. Малиновка у органа местного самоуправления Калтанского городского округа не имелось, т.к. полномочия по утверждению норматива потребления коммунальных услуг перешли субъекту Российской Федерации. Однако субъектом Российской Федерации как на момент принятия вышеуказанного решения, так и до настоящего времени нормативы потребления коммунальных услуг для Калтанского городского округа не утверждены. В связи с чем, Калтанским городским Советом народных депутатов был применен ранее утвержденный норматив Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 22.09.2004 № 150 «Об оплате жилья и коммунальных услуг» в размере 0,0259 Гкал/кв.м. в месяц (в ред. от 17.07.2008 года №151-МНА).
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления АЛА о признании недействующими пунктов 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №278-МНА от 25.01.2011 года с момента его принятия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2012 года.
Судья: Подарилов В.И.