ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-289/18 от 24.07.2018 Палехского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-289/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области 24 июля 2018 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Пятых Л.В.,

при секретаре Потаповой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Администрации Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, Администрации Южского муниципального района Ивановской области, ООО «Южская звероферма» об образовании земельного участка и признании права собственности Российской Федерации на земельный участок,

у с т а н о в и л:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее по тексту МТУ Росимущество) обратилось в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ФИО21, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО20, ФИО6, ФИО7, Администрации Южского муниципального района Ивановской области, ООО «Южская звероферма» (далее Ответчики) об образовании земельного участка с условным обозначением площадью <данные изъяты> кв.м. по координатам, указанным в межевом плане, составленном кадастровым инженером ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ, на котором расположен объект недвижимости – Межхозяйственная осушительная сеть «<данные изъяты>», протяженностью <данные изъяты> м., с кадастровым номером , путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; ; и признании права собственности Российской Федерации на образованный земельный участок.

Исковые требования мотивированы п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку межхозяйственная осушительная сеть «Белая» находится в федеральной собственности, то и земельный участок также должен находиться в собственности Российской Федерации.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Хотимльского сельского поселения, как собственник невостребованной доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением истцом исковых требований, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО12, ФИО6, ФИО7, ООО «Южская звероферма».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве представителя ответчика ФИО2, место нахождения которого судом не установлено, привлечен адвокат Южского филиала Ивановской областной коллегии адвокатов Корольков Ю.М.,

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО5, являющаяся наследником, и принявшая наследство после смерти ФИО20, умершего ДД.ММ.ГГГГ (т.1. л.д. 217, т.2, л.д. 37).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску в отношении ФИО21, а также ФИО20 прекращено, в связи с предъявлением исковых требований к ответчикам, не обладающим правоспособностью, в связи со смертью.

Руководитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя истца, уточненные исковые требования поддержал.

Ответчики ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Согласно ранее представленного письменного отзыва ответчик ФИО3, удовлетворению исковых требований возражал, указав, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», находится в долевой собственности. Доли в натуре не выделены. Ему (ФИО3) в порядке наследования принадлежит доля в праве, размер которой определен 6,4 га. Ответчиком уплачивается земельный налог. Вместе с тем 302 доли в праве на указанный земельный участок признаны невостребованными, что не препятствует истцу обратиться с требованием о признании права собственности в отношении указанных невостребованных долей.

Ответчик ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером Представленными истцом доказательствами не возможно определить на сколько уменьшится площадь, принадлежащего ей земельного участка. Согласна на удовлетворения иска, в случае если ответчик отмежует требуемый им участок от принадлежащего ей земельного участка.

Представитель ООО «Южская звероферма» ФИО14, действующий по доверенности, в судебном заседании удовлетворению исковых требований возражал. Дополнительно пояснил, что ООО «Южская звероферма» по договору аренды на срок 49 лет передан в пользование земельный участок с кадастровым номером . Указанный участок используется ООО «Южская звероферма» для выращивания и заготовки кормов для животноводства. Имеется ли на арендуемом земельном участке осушительная сеть не известно. Право собственности истца на осушительную сеть не подтверждено. Считает, что в компетенцию суда не входят вопросы формирования земельного участка. Истцом не представлено доказательств, что требуемый земельный участок, соответствует размерам, необходимым для обслуживания осушительной сети.

Представитель ответчика ФИО2 – адвокат Корольков Ю.М. в судебном заседании удовлетворению исковых требований возражал. Дополнительно пояснил, удовлетворение требований истца, повлечет уменьшение земельного участка, доля в праве собственности на который принадлежит ФИО2. при этом мнение ответчика по данному вопросу не выяснено.

Представитель ответчика Администрации Южского муниципального района Ивановской области, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно ранее представленных письменных отзывов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Администрации не возражала удовлетворению исковых требований об образовании и признании права собственности на земельный участок с условным обозначением , площадью <данные изъяты> кв.м., по координатам, указанным в межевом плане (л.д. 94-95), не возражает уточненным исковым требованиям (т.1 л.д. 184-185).

Представитель ответчика – Администрации Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Ранее в судебном заседании Глава администрации Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области ФИО15 удовлетворению исковых требований не возражал.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ивановской области» - ведущий инженер по эксплуатации мелиоративных систем ФИО16, действующий по доверенности, в судебном заседании удовлетворению исковых требований не возражал. Дополнительно пояснил, что осушительная сеть «Белая» была введена в эксплуатацию в 1971 году, предназначалась для обслуживания земель хозяйств <адрес> СПК Луговой и к-з Фрунзе. Осушительная сеть в настоящее время представляет из себя сеть мелиоративных каналов, соответствующих технической документации. Ее функциональное назначение заключается в регулировании оптимального состояния почвы. Ее отсутствие приведет к заболачиванию земель, в том числе находящихся в пользовании ответчиков. Право собственности на осушительную сеть зарегистрировано за РФ в 2015 году. Осушительная сеть передана в оперативное управление ФГБУ «Управление мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Ивановской области» Само сооружение неразрывно связано с землей. Земельный участок, на котором расположена осушительная сеть «Белая» в силу закона был отнесен к собственности РФ, что не требовало получения соответствующих документов. Несмотря на это, органы местного самоуправления в различное время, не имея на то полномочий распорядились земельными участками, на которых расположена осушительная сеть.

Представитель ООО «Ивановский Центр «Земля» ФИО17, действующий по доверенности, в судебном заседании удовлетворению исковых требований не возражал, дополнительно пояснил, что в рамках контракта, заключенного между ФГБУ «Управление Ивановомеливодхоз» и ООО «Ивановский центр «Земля», последним были проведены кадастровые работы и межевание земельных участков, в том числе земельного участка, занятого осушительной сетью «Белая». При межевании и определении границ земельного участка, являющегося предметом иска, специалисты, осуществляли выезд на территорию, где расположена осушительная сеть. Границы земельного участка определены в минимально необходимых для использования осушительной сети и занятых ей.

Кадастровый инженер ФИО18, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленной телефонограмме ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель третьего лица –Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ивановской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Ранее в представленном отзыве, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя (т.1 л.д. 93)

Заслушав участников, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности суд приходит к следующему:

если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ. (п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».)

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст.9, 10 Земельного кодекса, и в качестве собственника земельных участков – в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О мелиорации" (далее Закон о мелиорации) мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" "мелиорация земли" - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; "мелиорируемые земли" - земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий.

В силу ст. ст. 10, 11 Закона о мелиорации государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

К федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом.

Государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и проведению мероприятий по контролю за состоянием мелиорированных земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц (ч. 5 ст. 11).

Суду представлены доказательства, указывающие наличие объекта государственной межхозяйственной осушительной системы «Белая» в натуре, а именно: паспорт осушительной системы, кадастровый паспорт на сооружение, публичная кадастровая карта, свидетельство о государственной регистрации права собственности, свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления, распоряжение о закреплении федерального государственного имущества на праве оперативного управления, межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.

Мелиоративная система является имуществом, которое может находиться только в государственной собственности, имеет стратегическое значение, входит в государственную мелиоративную систему в целях применения положений Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», на основании которого произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанный объект (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 11, 20-24, т.2 л.д. 87).

Межхозяйственная осушительная сеть «Белая» состоит из водоприемника (<адрес>), 1279 м., магистрального канала Б-1, 790 м, транспортирующего канала Б-1-12, 413 м., регулирующего канала Б-1-4, 132 м., регулирующего канала Б-1-12-1, 421 м., с расположенными на них 4-мя трубопереездами. Всего протяженность межхозяйственной осушительной сети составляет 3035 м. Введена в эксплуатацию в 1971 году, предназначена для отвода вод с внутрихозяйственных земель хозяйств <адрес>: СПК «Теза» и СПК «Луговое», общая обслуживаемая площадь осушенных земель 275 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 274 га. Находится в оперативном управлении ФГБУ «Управление Ивановомелиоводхоз» (т.2, л.д. 78-95).

Межхозяйственная осушительная сеть «Белая», кадастровый , расположена в <адрес>, гидротехнические сооружения на ней отсутствуют (т.1 л.д. 11).

Право собственности Российской Федерации на межхозяйственную осушительную сеть «Белая», сооружение ирригационных и мелиоративных систем, протяженностью 3035 м, зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.11, 20-24).

Мелиоративная сеть передана в оперативное управление Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес> (ФГБУ «Управление Ивановомелиоводхоз») (№ регистрации ДД.ММ.ГГГГ) (т. 2 л.д. 87, 93-95).

ФГБУ «Управление Ивановомелиоводхоз» заключило контракт с Обществом с ограниченной ответственностью Ивановский Центр «Земля» на выполнение работ по оформлению прав собственности на земельные участки, объекты капитального строительства, составление технических и кадастровых паспортов федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления. Инженером ФИО18 в результате проведения кадастровых работ подготовлен межевой план, в заключении к которому указано, что в ходе выполнения работ им получено решение о приостановлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ от ФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> в связи с расположением вновь образуемого участка на землях общедолевой собственности колхоза им. Фрунзе, имеющего кадастровый , границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.1 л.д. 136).

Постановлением главы Хотимльского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка под объектом недвижимости - межхозяйственная осушительная сеть «Белая» на площади 2227 кв.м., расположенной в зоне с/х угодий земельного участка с адресной частью колхоз им. Фрунзе (т.1 л.д. 21-22).

Спорная мелиоративная система не является системой индивидуального пользования, предназначалась для осушения земель нескольких хозяйств <адрес>, то есть не одного хозяйствующего субъекта, поэтому подпадает под признаки мелиоративной системы, относящейся к федеральной собственности в силу статьи 11 Федерального закона «О мелиорации земель».

Межхозяйственная осушительная сеть «Белая», протяженностью 3035 м, кадастровый , расположена на земельных участках с кадастровыми номерами: ; ; ; ; по адресу: <адрес>, категория земли – сельхозназначения (т.1 л.д. 125-137).

Земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 811807 +/- 315 кв.м., находится в государственной собственности, право собственности не разграничено, расположен по адресу: <адрес>, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанный участок предоставлен в аренду ООО «Южская Звероферма» сроком на 49 лет (т.1 л.д. 138; т.2 л.д. 237-244). Как следует из пояснений представителя ООО «Южская звероферма» ФИО14 в судебном заседании, земельный участок используется зверофермой для заготовки трав.

Земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, к-з Фрунзе, общей площадью <данные изъяты> кв.м., относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, находится в общей долевой собственности граждан и Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, земельные доли в натуре не выделены. Право собственности на земельные доли по 6,4 га. зарегистрировано в ЕГРН за ФИО19, ФИО1, ФИО2 (т. 1 л.д. 13-14). Решением Южского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за Хотимльским сельским поселением признано право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю (т. 1 л.д. 64-66).

Земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, в 250 м. по направлению на восток от <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН за ФИО6ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 150-152).

Земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, примерно в 300 м. по направлению на юго-восток от <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН за ФИО7ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 147-149).

Земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, примерно в 500 м по направлению на восток от <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН за ФИО20ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 144-146). ФИО20 умер ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 216), его наследником, обратившимся к нотариусу и принявшим наследство, является супруга ФИО5 (т.1. л.д. 217).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.1996г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративными системами признаются комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

В соответствии со статьей 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Положения ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определяют признаки недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости). К таковым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Осушительная сеть «Белая» безусловно прочно связана с землей, более того ее отдельные части находятся в земле. Элементы осушительной системы расположенные внутри земельных участков предназначены исключительно для обслуживания земельных участков.

Учитывая, что осушительная система «Белая» не имеет самостоятельного функционального назначения, создана исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживает земельные участки, на которых расположена, она является неотъемлемой частью земель, для обслуживания которых создана, и применительно к статье 135 Гражданского кодекса РФ должна следовать их судьбе.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абз. 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

В данном случае право Российской Федерации может быть защищено путем признания права, поскольку осушительная система не является самостоятельным объектом, ее использование в отрыве от земельного участка невозможно.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (ч. 2 ст. 2).

В статье 3 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в утверждаемый актами Правительства РФ перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 года № 140.

Статьями 17, 19 Земельного кодекса РФ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006 года) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности, предусмотрены Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакциях, действовавших до 01.07.2006 года) предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.

В связи с принятием 17.04.2006 года Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившего в законную силу с 01.07.2006, Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу.

С 01.07.2006 года законодателем установлены критерии, по которым земли относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона, а органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню собственности.

Согласно п. 2 ст. 16 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 года) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности.

Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в статье 3.1.

Таким образом с 01.07.2006 года государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной.

В п. 1 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе и земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.

С учетом приведенных положений закона истец должен доказать основания возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

В дело представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок отнесен к собственности Российской Федерации применительно к ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в частности, что Российская Федерация является собственником спорного земельного участка по наличию на нем сооружения, находящегося в собственности Российской Федерации, и что указанными сооружениями занята вся площадь спорного земельного участка.

Право собственности РФ на сооружение «межхозяйственная осушительная сеть «Белая» в судебном заседании сторонами не оспаривалось.

Поскольку материалами дела подтверждено нахождение на спорных земельных участках объекта, находящегося в федеральной собственности, суд признает доказанным, что собственником части земельных участков, на которых расположена осушительная сеть, также является Российская Федерация, а потому уполномоченный орган государственной власти, выступающий от имени собственника, вправе был обратиться с заявлением о кадастровом учете изменений этого объекта независимо от наличия записи о праве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из материалов дела, земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования: для эксплуатации межхозяйственной осушительной сети «Белая», расположенный по адресу: <адрес> сформирован в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ.

В межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ определены координаты границ земельного участка, относящегося к землям мелиоративной системы, который в настоящее время частично входит в состав земельных участков с кадастровыми номерами , границы которого в соответствии с земельным законодательством не установлены, а также в состав земельных участков, границы которых установлены: ; ; ; . При этом доказательств обратного суду не представлено.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что право собственности Российской Федерации на межхозяйственную осушительную систему «Белая» в законном порядке никем не оспорено, часть осушительной сети, расположена на земельном участке с кадастровым номером , который находится в общей долевой собственности, границы которого на местности не определены, большая часть земельного участка не используется по целевому назначению, а земельные доли признаны невостребованными, постановлением №89 от 29.12.2015 года администрацией Хотимльского сельского поселения утверждена схема расположения земельного участка под объектом недвижимости площадью <данные изъяты> кв.м., администрация Хотимлького сельского поселения удовлетворению исковых требований не возражала, также тот факт, что остальная часть спорного земельного участка, занятого осушительной сетью «Бела» расположена на территории земельных участков с определенными границами с кадастровыми номерами ; ; ; , Администрация Южского муниципального района (распорядившаяся земельным участком с кадастровым номером удовлетворению исковых требований не возражала, суд приходит к выводу о том, что изъятие части земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; будет достаточным для обеспечения функционирования мелиоративной системы и является обоснованным.

Поскольку земельные доли ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и администрации Хотимльского сельского поселения не индивидуализированы, их границы не определены, оснований для вывода о том, что удовлетворение исковых требований повлечет прекращение права собственности указанных лиц, либо уменьшение принадлежащих им долей в праве на земельный участок с кадастровым номером не имеется.

При этом доводы ответчиков ФИО3, ФИО7, представителя ООО «Южская Звероферма», возражавших удовлетворению исковых требований, суд считает неубедительными, учитывая следующее: как установлено в судебном заседании осушительная сеть «Белая» введена в эксплуатацию в 1971 году, т.е. до возникновения у ответчиков прав на земельные участки, состав осушительной сети, ее свойства и назначение свидетельствуют о том, что земельный участок, на котором расположено данное сооружение, не мог и не может быть использован в соответствии с назначением, определенным для земельных участков ответчиков. Осушительная сеть предназначена для повышения продуктивности и устойчивости земледелия, повышения плодородия земель, т.е. для выполнения социально значимой роли, в интересах как отдельных лиц, так и общества и государства.

Земельный участок, как и земля в целом, относится к природным ресурсам, в рациональном использовании которых заинтересовано все общество, законодательство (в публичных интересах) устанавливает ограничения в правах собственника и его обязанности по отношению к такого рода собственности. Эти ограничения выражены в требовании рационально использовать земельный участок, что отражено в ст.36 Конституции РФ, гл.17 ГК, в ст.1, 56 и в гл.6 ЗК РФ. Конституция РФ требует при пользовании земельными участками не наносить ущерба окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов иных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях к ФИО8, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Администрации Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района <адрес>, Администрации Южского муниципального района Ивановской области, ООО «Южская звероферма» об образовании земельного участка и признании права собственности Российской Федерации на земельный участок,

удовлетворить.

Образовать земельный участок с условным обозначением общей площадью <данные изъяты> кв.м. по координатам, указанным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, составленном кадастровым инженером ФИО18:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

где расположен объект недвижимости: межхозяйственная осушительная сеть «Белая», протяженностью <данные изъяты> м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; ; .

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., по координатам, указанным во втором абзаце резолютивной части настоящего решения, согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, составленному кадастровым инженером ФИО18, где расположен объект недвижимости: межхозяйственная осушительная сеть «Белая», протяженностью <данные изъяты> м., с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Пятых Л.В.

Решение вынесено в окончательной форме 30 июля 2018 года